Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 4. Философия истории и общества



(Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость.

Философия истории: формационная и цивилизационная концепции исторического развития. Прогрессистские и циклические модели развития. Современная идеология прогресса. Глобальные проблемы современности. Концепция устойчивого развития и сценарии будущего. «Ловушки» прогресса. Технологический детерминизм. Теория информационного роста (А.Тоффлер, Э. Масуда, М. Мак-Люэн). Идея «конца истории» и ее критика.

Природа и общество, различие и связь. Общество и его структура. Социальная, политическая и духовная сферы общества. Концепции государства в истории философской мысли. Политика и власть. Сущность, типы и формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Современная олигархия. Государство и партии. Политические режимы и права личности. Современный фашизм. Либерализм, демократия, правовое государство.

Первый семинар «Философия истории» (2 часа)

1. Эволюция философского понимания общественной жизни и ее истории.

2. Циклические концепции исторического процесса (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев).

3. Прогрессистская модель развития общества. Критерии и формулы прогресса. Теория информационного роста. Конец истории?

4. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современности.

Второй семинар «Политическая сфера общества» (2 часа)

1. Учение о государстве. Политика и власть. Государство и партии.

2. Типы и формы государства. Политический режим.

3. Природа тоталитарных режимов, их логика и эволюция.

4. Учение о демократии и либерализме в истории философской мысли.

5. Демократия, право и правосознание.

Дополнительные вопросы к семинарам

1. В чем отличие природы и общества? Назовите основные отличительные признаки.

2. Возможна ли наука об обществе?

3. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

4. Социальные институты – семья, производственный коллектив, профсоюзы… Продолжите этот список.

5. Чем отличаются всеобщая история человечества и философия истории?

6. Какую концепцию истории выразил греческий драматург Софокл: «Нынче горе, завтра счастье – как Медведицы небесной круговорота извечный ход»?

7. Почему немецкий культуролог Оствальд Шпенглер назвал западно- европейскую культуру фаустовской?

8. Какая идея объединяет культурологическую концепцию истории О. Шпенглера и цивилизационную концепцию А. Тойнби?

9. Гегель внес в формулу прогресса свободу. Как понимал свободу Гегель?

10. Одна из работ социолога Питирима Сорокина называется «Социологический прогресс и принцип счастья». Можно ли счастье вносить в формулу прогресса?

11. Назовите основные признаки информационного общества?

12. Какие проблемы современности являются глобальными?

13. Каковы основные признаки государства?

14. В чем отличие понятий «государство» и «гражданское общество»?

15. Можно ли устранить государство? И если нет – обязаны ли мы ему подчиняться?

16. Возможно ли гражданское общество без правового государства?

17. Что такое толерантность? Вы считаете себя толерантным человеком? Это природное качество или его можно воспитать?

18. Может ли либеральная демократия выжить в современном мире?

Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

1. Впишите в пропущенные места противоположные характеристики природы и общества:

Природа Общество

животные …………..

бессознательное ……………

………………… индивидуальное

………………. свобода, воля

2. Немецкий философ О. Шпенглер писал: «Мироощущение античного человека было лишено исторического чувства. То, что грек называл космосом, было картиной мира не становящегося, а сущего». Прокомментируйте это высказывание. Существовало ли понятие истории в античной культуре?

3. Охарактеризуйте теорию круговорота локальных, замкнутых цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Чем она отличается от других теорий исторического круговорота?

4. Разделял ли прогрессистскую трактовку истории немецкий философ Карл Ясперс? В чем он видит смысл и назначение истории?

5. Какие ловушки и проблемы подстерегают нас в информационном обществе?

6. Государство подчиняет себе граждан, командует ими, отбирает у них деньги в форме налогов и других поборов. Чем же оно в таком случае отличается от шайки разбойников или рэкетиров?

7. Можно ли определить политику как форму взаимодействия между теми, кто управляет, и теми, кем управляют?

8. Французский социалист, теоретик анархизма П.Ж. Прудон считал, что причинами насилия и социального хаоса являются не индивиды и не группы индивидов, а само государство. Были ли у него основания так считать?

9. Вождь итальянского фашистского движения Бенито Муссолини писал в книге «Доктрина фашизма»: «…для фашиста все – в государстве, и ничто человеческое или духовное, если оно имеет хоть какую-то ценность, не существует вне государства». Прокомментируйте это высказывание.

10. Как соотносятся власть и нравственность? Можно ли говорить об их взаимодействии?

11. Назовите основные признаки демократии. Развитая юридическая система является сама по себе признаком демократии?

12. В послании Американскому конгрессу 6 января 1941 года президент Рузвельт назвал четыре свободы, без которых невозможна демократия. Это – свобода речи и выражения, свобода совести (т.е. вероисповедания), свобода от нужды и свобода от страха. Продолжите этот список. Какую из свобод вы считаете фундаментальной?

13. Какова история фашизма? Есть ли фашизм в настоящее время и, если да, что он собой представляет?

14. Отличается ли государственное устройство в США и в России по форме правления, территориальному устройству, политическому режиму?





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 950 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...