Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3. Проблемы человека в философии



(лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Человек как предмет философского анализа в истории философии. Происхождение человека: природные и социальные условия антропосоциогенеза. Человек, общество, культура. Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство. Биология человека в эпоху НТР. Человек в информационной цивилизации.

Человек в системе социальных связей. Сущность человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Индивид, индивидуальность, личность.

Смысл жизни и предназначение человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Насилие и ненасилие. Движение ненасилия, его судьба и роль в современной жизни. Цели и ценности. Свобода воли и ответственность личности. Нравственные, религиозные, эстетические ценности. Свобода совести. Мораль, справедливость, право.

Современная философская антропология. Интеграция знаний о человеке. Иррационалистическая трактовка человека. Человек в философии постмодернизма.

Первый семинар «Происхождение и сущность человека» (2 часа)

1. Трактовки человека в истории философии.

2. Философские проблемы антропосоциогенеза.

3. Проблема биологического и социального в человеке.

4. Биология человека в эпоху НТР. Компьютерная цивилизация и биология человека.

Второй семинар «Человек и ценности» (2 часа)

1. Человек, индивид, личность.

2. Учение о личности. Свобода и ответственность.

3. Место и роль ценностей в жизни человека. Эстетические и нравственные ценности. Религиозные ценности и свобода совести.

4. Смысл человеческого бытия. Жизнь, смерть, бессмертие.

Дополнительные вопросы к семинарам

1. Аристотель писал, что человек – это политическое животное. Исчерпывается ли сущность человека таким определением?

2. Разделены ли по времени антропогенез и социогенез?

3. Ницше писал, что человек произошел от больной обезъяны. Что имел в виду Ницше?

4. Русский религиозный философ, священник Павел Флоренский писал: «Лицо меняется, лик – нет». Как вы понимаете это высказывание?

5. Как вы понимаете слова Ж.- П. Сартра «Человек есть проект самого себя»?

6. Как назвал современного человека Герберт Маркузе в одноименном трактате?

7. Что означает феномен «массового человека» в современной философии и культуре?

8. Итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что преступники обладают врожденными анатомо-физиологическими предопределенностями. О каких предопределенностях будущих преступников писал Ломброзо? Какой концепции в понимании человека он придерживался?

9. Какой смысл вкладывается в понятия «свобода от» и «свобода для»?

10. Что означает высказывание неокантианца В. Виндельбанда: «Философия – наука о ценностях»? Что такое ценность?

11. Объективны или субъективны ценности?

12. Что означает понятие «общечеловеческие ценности»?

13. Почему свободу, смысл жизни, истину, добро, красоту философия считает высшими духовными ценностями?

14. Означает ли факт частого нарушения правил и канонов этики, что эти правила не являются истинными?

15. Основоположник теории утилитаризма в этике Иеремия Бентам считал, что фундаментальный вопрос нравственности прост: приносит ли мне какой-то поступок удовольствие. Прокомментируйте это мнение.

16. А. Эйнштейн писал: «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни». Какой этической концепции соответствует такая позиция?

17. Как вы понимаете афоризм Пифагора: «Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом»?

18. Способность человека думать о своей смерти – это признак малодушия или смелости?

Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

1. Когда возникла философская антропология как самостоятельная отрасль знания? Назовите основоположников философской антропологии.

2. Назовите основные видовые признаки человека. Меняются ли они в ходе эволюции?

3. Какие еще факторы, кроме труда, имели важнейшее значение в становлении человека и общества?

4. Какие поэтические определения человека вы знаете?

5. Какие концепции в философии и науке являются характерными для биологизаторства и социологизаторства?

6. Как вы понимаете слова Ж.-П. Сартра: «Человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется»?

7. В чем смысл дискуссии о сущности человека, которая велась в советской философской литературе в 70-х годах?

8. Если считать, что ценности субъективны, как мы можем понимать друг друга?

9. Кому принадлежит ценность – предмету или человеку?

10. Как аксиология и этика определяют, что такое «добро»?

11. Какое место занимает нравственность в ценностных ориентациях человека?

12. Наиболее распространенными этическими теориями являются теории утилитаризма и деонтологическая теория. В чем их смысл? Какую концепцию вы разделяете и почему?

13. Объясните афоризм Пифагора: «Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются».

14. Согласно распространенной трактовке утилитаризма, лучше быть счастливой свиньей, чем несчастливым философом. Вызывает у вас такая мысль протест? Если – да, то почему?

15. Прочтите рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Какое решение сложной проблемы смысла человеческой жизни предлагает писатель? Согласны ли вы с таким решением?

16. Французский философ-экзистенциалист А. Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит, ответить на фундаментальный вопрос философии». Что, по вашему мнению, имел в виду Камю?





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1090 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...