Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Сознание и познание



(лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Эволюция понятий «дух», «душа», «сознание». Проблемы духа и материи. Проблема происхождения сознания. Роль труда в происхождении сознания. Идеалистические и материалистические концепции сознания. Сознание и мозг. Психофизическая проблема. Сознательное и бессознательное. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Сознание и кибернетика. Компьютер и человек. Формализованные языки, машинные языки.

Предмет гносеологии. Концепции гносеологии в истории философии: сенсуализм, рационализм, скептицизм, агностицизм, концепция врожденных идей, априоризм. Субъект и объект познания. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Диалектика познания: чувственное и рациональное. Интуиция и творчество. Понимание и объяснение.

Проблема истины. Основные теории истины. Классическая теория истины и ее альтернативы (конвенционализм, когерентная, корреспондентская, «экономии мышления», религиозные концепции, прагматическая, марксистская). Типология критериев истины.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного знания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука в современном мире. Этика науки и ответственность ученого.

Первый семинар «Сознание» (2 часа)

1. Сознание как идеальное.

2. Социальные и культурные основания идеального. Роль труда в становлении сознания.

3. Сознание и язык. Функции языка в обществе.

4. Сознание и самосознание. Образ «Я».

5. Человеческое сознание и проблема искусственного интеллекта.

Второй семинар «Познание» (2 часа)

1. Познание как отражение и творчество. Понимание и объяснение.

2. Структура познания: диалектика чувственного и рационального. Эмпирическое и теоретическое.

3. Основные концепции истины. Диалектика истины.

4. Структура научного знания, его методы и формы.

Дополнительные вопросы к семинарам

1. Что имел в виду И. Кант, когда говорил, что сто талеров в кармане и сто талеров в воображении – вещи весьма различные? В чем отличие материального и идеального?

2. Есть ли разница между понятиями «идеал» и «идол»?

3. Применимо ли понятие «стрела времени» к сознанию?

4. Латинские слова «мыслить» и «совместно работать» – однокорневые. Случайно ли это?

5. Что такое гносеология, каковы ее главные проблемы?

6. Что означало в античной философии «знание по мнению» и «знание по истине»? Приведите примеры.

7. Скептицизм и агностицизм в познании: что между ними общего и в чем их различие?

8. Что обозначает понятие «вещь-в-себе», кем оно сформулировано? Какое отношение оно имеет к гносеологии?

9. Разъясните выражение: «Гносеологический образ – это единство объективного и субъективного».

10. Д. Юм считал, что не существует доказательства в пользу того, что физические объекты – это нечто большее, чем просто образы, рожденные сознанием. Какая позиция здесь представлена?

11. Определите основные идеи двух великих школ в классической теории познания – эмпириков и рационалистов.

12. Каким концепциям в древнегреческой философии соответствуют классическая, прагматистская и конвенционалистская теории истины?

13. Что означает выражение: «истина – дочь времени»?

14. Существует ли специфически научный метод познания?

15. Как совершается переход от наблюдений к теории? Какова роль теорий в науке?

16. Является ли наука деятельностью без правил, т.е. анархической или она следует строгим правилам? Кто прав – П. Фейерабенд или К. Поппер?

17. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» пишет об ученом XX века, что наука – основа нашей цивилизации – автоматически превращает его в человека, не выделяющегося из общей массы людей, делает из него современного дикаря, невежественного в отношении всего, что не входит в круг его знаний и его специальности. Согласны ли вы с эти высказыванием? Что же необходимо для того, чтобы современный ученый не был ученым невеждой?

Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

1. Понятие «сознание» появилось в Новое время. Какие понятия ему предшествовали?

2. В чем суть психофизической проблемы? Какое решение этой проблемы предложил Р. Декарт?

3. Является ли сознание атрибутом материи? Какое понятие является исходным (родовым) для понятия сознания?

4. И. Кант утверждал, что материализм никогда нельзя применить в качестве принципа, объясняющего природу нашей души. Прав ли он?

4. Ф. Энгельс писал, что если бы наши предки всегда находили орудия труда готовыми в природе, их мозг никогда бы не превратился в человеческий. Почему именно изготовление орудий труда стало главным детерминирующим фактором антропосоциогенеза?

5. С точки зрения материалистической философии сознание вторично по отношению к материи. Что это означает?

6. Если сознание не материально, то как мы его воспринимаем? Как оно нам дано?

7. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, «не так, как нам заблагорассудится», а по природе. Что значит это «по природе»?

8. По мнению немецкого философа и лингвиста В. Гумбольдта, человек не мог «изобрести» язык, потому что только благодаря языку человек есть человек.

9. Немецкий философ и лингвист В. Гумбольдт писал, что «язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык». Можно ли то же самое сказать о молодежном сленге?

10. В знаменитом стихотворении Ф.И. Тютчева есть строка «мысль изреченная есть ложь». Как вы понимаете эти слова?

11. Какова структура психики по З. Фрейду? Какие еще модели психики вы знаете?

12. Эрик Берн, автор знаменитой книги «Игры, в которые играют люди», писал, что умение найти разумный компромисс между эмоциями и разумом является показателем умственного развития индивида. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

13. Мартин Хайдеггер говорил, что язык – это дом бытия. Как вы понимаете это выражение?

14. И. Кант сказал: «Разум сам является законодателем природы». Можно ли в таком случае говорить об объективных законах природы?

15. Какова позиция агностицизма в гносеологии?

16. И.-В. Гёте писал: «Природы внутреннюю суть познать бессилен ум людской. Он счастлив, если видит путь к знакомству с внешней скорлупой». Какая гносеологическая позиция здесь выражена?

17. Как следует понимать слова Г.В. Плеханова о том, что «нельзя сказать, какой цвет имеет роза, когда на нее никто не смотрит».

18. В чем различие ощущения и восприятия как форм чувственного познания? Звук ощущается или воспринимается? А человеческий голос? А музыка?

19. Что такое представление как форма чувственного познания? В романе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть эпизод, в котором начинающий волшебник пытается материализовать чашку кофе и бутерброд с колбасой. И терпит при этом сокрушительное поражение. В чем причина его неудачи?

20. Является ли научный эксперимент формой практики? Если – да, то в чем ее особенность?





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1063 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...