Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Темы рефератов. 1. Жизнь и творчество Иммануила Канта



1. Жизнь и творчество Иммануила Канта.

2. «Коперниканский переворот» в гносеологии.

3. Великая Французская революция и немецкая классическая философия.

4. «Критика чистого разума» И. Канта и ее основные проблемы.

5. И. Кант. Антиномии чистого разума и их смысл.

6. «Категорический императив» И. Канта и его современное значение.

7. Диалектика Фихте. Принцип свободы и деятельности.

8. Натурфилософия Шеллинга и современная картина природы.

9. Общая структура гегелевской философии.

10. Гегель: «Противоречие – источник всякой жизненности и силы».

11. Философия истории и социально-политическая концепция Гегеля.

12. Антропология и этика Л. Фейербаха. «Я» и «Ты» – эгоизм и любовь.

Дополнительная литература

Асмус В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. – М., 2005.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше / В. Виндельбанд. – М., 1998.

Коротких В.И. О новом понимании структуры системы Гегеля / В.И. Коротких // Вопросы философии. – 2003. – № 4.

Самойлов С.Ф. Немецкая классическая философия: лекция / С.Ф. Самойлов. – Краснодар, 2007.

Мясников А.Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) / А.Г.Мясников // Вопросы философии. – 2007. – № 6.

Ойзерман Т. И. Кант и Гегель как исторические личности / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2006. – № 11.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

Т.Б. Длугач. Кант. «Третья критика» / Б.Т. Длугач // Философские науки. – 2009. – № 7.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М., 1974–1977.

Кант И. Соч.: в 6 т. / И. Кант. – М., 1963–1966.

Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов / И. Кант. – СПб., 2007.

Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2. – М., 1965.

Тема 6. Русская философия XIX – XX вв. (2 часа)

Западники и славянофилы. Спор о путях развития России и его современное наполнение. Материализм русских революционных демократов и их борьба против идеализма (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Писарев).

Историософия Константина Леонтьева.

Вл. Соловьев. Мистико-максималистская проповедь «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты. Историософская теория христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества. Теократическая утопия. Философская доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии.

Бердяев Н.А. – представитель персонализма и экзистенциализма. Учение о свободе. Творчество, преодолевающее отчуждение и внеположенность объектов человеку. Личность как средоточие всех душевных и духовных способностей человека, его «внутренний экзистенциальный центр». Конфликт между личностью и объективацией – главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе.

«Конкретная метафизика» П. А. Флоренского.

Русский философский космизм конца XIX – начала XX веков (Н. Федоров, Вл. Соловьев, К. Циолковский, П. Флоренский, А. Чижевский, В. Вернадский и др.).

Семинар «Русская философия XIX – XX вв.» (2 часа)

1. Спор западников и славянофилов и его историческое значение. Русская идея и современная политика.

2. Русский религиозный идеализм.

3. Русский космизм.

4. Концепция личности и истории. Спор анархистов и государствен-ников.

5. Русская революционно-демократическая мысль.

Дополнительные вопросы для обсуждения

1. Назовите известных писателей, разделявших идеологию славянофильства или западничества.

2. Что означают введенные А.С. Хомяковым термины «иранство» и «кушитство»?

3. Славянофилы не любили власть и считали ее грехом. Почему в таком случае они были сторонниками самодержавной, неограниченной монархии?

4. Почему славянофилы считали реформы, проведенные Петром Великим, изменой России?

5. Что такое, с точки зрения славянофилов, русская «коммунитарность»?

6. Н.А. Бердяев говорил, что славянофилы писали об идеальном самодержавии, идеальном православии и идеальном народе. Можно ли на этом основании назвать их романтиками?

7. А.С. Хомяков писал о русской истории: «Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной». Как вы думаете, совместимо ли такое мнение о России с патриотизмом?

8. Какие два идейных направления сложились в русском западничестве и какова их историческая судьба?

9. Охарактеризуйте отношение А.И. Герцена к социализму.

10. Почему философию В.С. Соловьева называют философией всеединства?

11. Охарактеризуйте три периода в творчестве В.С. Соловьева: теософию, теократию и теургию.

12. В чем смысл проекта Н.Ф. Федорова, который был назван проектом всеобщего спасения?

13. Что имел в виду Н.А. Бердяев, когда писал, что Н.Ф. Федоров рационализирует тайну смерти, не чувствует «в ней темного жала греха»?

14. Чем отличается космизм В.С. Соловьева и космизм Н.Ф. Федорова?

15. Кто представляет естественнонаучную тенденцию в русском космизме?

16. Два полюса – любовь и ненависть к власти породили в России государственников и анархистов. Опишите генезис этих двух мировоззренческих позиций.

Контрольная по теме «Русская философия»

Вариант 1

1. Каковы особенности русской философии, делающие ее самобытным идейным образованием?

2. Что такое русская идея и существует ли она в современной России?

3. Истоки славянофильства. Идеи «Москвы как Третьего Рима» инока Филофея и славянского единства Юрия Крижанича.

4. П.Я. Чаадаев писал о России: «Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок». Прокомментируйте это высказывание Чаадаева и дайте ему личную оценку.

Вариант 2

1. Пристальное внимание к судьбе России, ее исторической миссии – особенность русской философской мысли. Чем это объясняется?

2. Если можно говорить о русском национальном характере, то каковы его черты?

3. Чем обосновывали славянофилы противоположность Запада и России и предпочтение России?

4. Какова историческая эволюция славянофильства и западничества в России? Можно ли считать большевиков западниками?

Подготовить и обсудить доклады:

1. Трудно ли быть русским?

2. «Богочеловечество» В.С. Соловьева – рациональная идея или утопия и мистика?

Темы рефе

Темы рефератов:

1. Истоки русского мессианизма. Идея «Москва – Третий Рим» инока Филофея. Идея славянской федерации в трудах Ю. Крижанича.

2. Н.А. Бердяев об особенностях русского национального характера.

3. «Философические письма» П.Я. Чаадаева и их влияние на полити-ческую жизнь России.

4. А.И. Герцен как писатель и философ.

5. Философские аспекты творчества В.Г. Белинского.

6. Творчество П.В. и И.В. Киреевских.

7. А.С. Хомяков – поэт и философ.

8. Русская историософия в творчестве К.Н. Леонтьева.

9. Модель истории в философии Н.Я. Данилевского. Россия и Европа.

10. Религиозная философия В.С. Соловьева.

11. Влияние философии В.С. Соловьева на русский символизм.

12. Творчество П.А. Флоренского.

13. Н.А. Бердяев о свободе личности и смысле творчества.

14. Политическая концепция И.А. Ильина. Судьба идеи монархизма в России.

15. Русский космизм и концепция устойчивого развития современного общества.

Основная литература

Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М., 1991.

История русской философии. – М., 2002.

Дополнительная литература

Гурвич-Лещинер С.Д. П.Я. Чаадаев в русской культуре двух веков / С.Д. Гурвич-Лещинер. – СПб., 2006.

Романов Б.Н. Алексей Степанович Хомяков / подгот. Б.Н. Романов. – М., 2007.

Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни / Иван Киреевский. – М., 2007.

Сидоренко Н. М. Философские взгляды Н.А. Бердяева (1924 – 1948): лекция / Н.И. Сидоренко. – М., 2003.

Жуков В.Н. С кого начиналась русская философия / В.Н. Жуков // Философские науки. – 2006. – № 2, 3.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии / А.Ф. Замалеев. – М., 1996.

О русской философской культуре. Редакционная статья // Философские науки. – 2009. – № 6.

Пантин И.К. А.И.Герцен: начало либерального социализма / И.К. Пантин // Вопросы философии. – 2006. – № 3.

Кувакин В.А. Мыслители России: избранные лекции по истории русской философии: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Кувакин. – М., 2006.

Щукин В.Г. «Семейная разладица» или непримиримая распря? Западничество и славянофильство в культурологической перспективе / В.Г. Щукин //Вопросы философии. – 2003. – № 5.

Алексеева В.И. К.Э. Циолковский: философия космизма / В.И. Алексеева. – М., 2007.

Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни / Иван Киреевский. – М., 2007.

Мотрошилова Н.П. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов / Н.В. Мотрошилова. – М. 2007.

Шувалов Б.А. Философско-этические взгляды на общество в концепции «всеединства» В.С. Соловьева / Б.А. Шувалов. – М., 2007.

Энгельгардт Л. Т. К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский: страницы русских космистов / сост. Л.Т. Энгельгардт, А.В. Манакин. – М., 2007.

Вехи. Из глубины. – М., 1991.

Сиземская И.Н. Мессианизм как форма русского самосознания / И.Н. Сиземская // Философские науки. – 2008. –№ 7.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. –М., 1989.

Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев – М., 1990.

Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. Бердяев. – М., 1990.

Бердяев Н. (1874 – 1948). Самопознание / Николай Бердяев. – М., 2007.

Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. / В.С. Соловьев. – М., 1989.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. – М., 1990.

Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – М., 1992.

Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии / Г.Г. Шпет // Соч. – М., 1989.

Тема 7. Основы марксистской философии (2 часа)

Учение Маркса об отчуждении. Отчуждение родовой сущности человека. Отчуждение от собственности на средства производства, отчуждение от организации труда, в процессе труда, в распределении, обмене (таварный фетешизм). Отчуждение не только рабочего, но и собственника средств производства. Самоотчужденность. Социальная отчужденность вплоть до социальных антагонизмов (конкуренция, эксплуатация чужого труда, массовые выступления рабочих). Отчужденность социальных институтов. Преодоление отчуждения.

Сущность материалистического понимания истории: определяющая роль производственных отношений. Закон возрастания роли народных масс в историческом процессе. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Общественное бытие и общественное сознание. Понятие общественно-экономической формации. Базис и надстройка. Теория классовой борьбы. Марксизм и современность.

Концепция человека и личности в марксизме.

Ленинизм. Кризис в физике и выход из него по пути материализма и диалектики. Первенство политики над экономикой. Преувеличение роли субъективного фактора.

Семинар «Принципы марксистской философии» (2 часа)

1. Проблема отчуждения и способы ее решения Марксом.

2. Концепция человека и личности в марксистской философии.

3. Материалистическая диалектика как теория и метод.

4. Исторический материализм К. Маркса.

Дополнительные вопросы и вопросы для контрольной работы

1. Что такое марксизм как целостная идейная система?

2. В работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» Ф. Энгельс писал, что наследником немецкой классической философии является немецкое рабочее движение. Что имел в виду Энгельс?

3. Что общего у философии Гегеля и К. Маркса?

4. Как эволюционировали взгляды Маркса и Энгельса? Каковы основные этапы их идейной эволюции?

5. Что такое отчуждение и как проблему отчуждения анализировал и решал К. Маркс?

6. Что такое «казарменный коммунизм» и как к нему относился Маркс?

7. Маркс и Энгельс о роли труда в формировании общества.

8. Что такое общественное бытие и какова его роль в общественной жизни?

9. Структура понятия «способ производства материальных благ».

10. Понятие общественно-экономической формации. Структура общественно-экономической формации.

11. Роль базиса в общественной жизни.

12. Входят ли в структуру надстройки такие институты как семья и нация?

13. Место учения о классовой борьбе и социальной революции в марксизме.

14. Основоположники марксизма писали, что пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, приобретет же он весь мир. Что они имели в виду?

15. В чем особенность марксистского учения о человеке?

16. Чем отличается марксистская диалектика от диалектики Гегеля?

17. Кого из видных представителей марксизма в Европе и России вы знаете?

18. Какова судьба общественно-политических прогнозов Маркса?

Вопросы для дискуссии:

1. Могла ли быть у марксистской философии иная судьба?

2. Какую из идей Маркса вы считаете самой глубокой и продуктивной?





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 609 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...