Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Образование Соединенных штатов 5 страница



В конце того же года фримеыы продемонстрировали свое недовольст-
во существовавшими порядками еще раз. Это произошло в Бостоне, где
горожане при тайном голосовании провалили на выборах в комиссию по
распределению земли всех кандидатов от магистрата. Произошло это по-
тому, что магистрат не только с самого начала узурпировал право наде-
лять колонистов землей, но и использовал его для округления владений
ассистентов, льготного наделения землей священников, для давления на
несговорчивых и поощрения послушных, всегда оказывая предпочтение
состоятельным поселенцам. Специальными распоряжениями ограничива-
лась возможность для сердобольных хозяев предоставить земельный уча-
сток сервенту, отслужившему срок контракта.

С ростом населения установилась практика передачи земли группе со-
стоятельных людей, которые обязывались основать новый поселок. Эти
люди получали право выбирать себе лучшие участки, наделять землей
новичков (за деньги или на других условиях), решать местные дела.
Если результатом сосредоточения административной и церковной власти,.
а также наиболее крупных состояний и земельных владений в руках
определенного круга лиц явилось образование местной «аристократии»
колониального масштаба, то теперь появилась «аристократия» поселков.

Политические и правовые преимущества «аристократов», а также их
зажиточность и наличие у них сервентов создали почву для обогащения,
для занятия предпринимательской деятельностью (мельницы, корабле-
строение, кузницы, постоялые дворы и т. д.) и активной торговлей.
Так как в основе всех их хозяйственных дел лежал труд сервентов,
а также наемных работниkов, то эксплуатация этого труда возрастала,
как и стремление состоятельных колонистов использовать труд неимущих
земледельцев в целях расширения собственного «дела», освоения большей
земельной площади. Все это вело к углублению социального неравенства
и обострению социальных противоречий. Магистрат и священники твердо
защищали интересы «аристократов». При их теократической политике
это создавало режим «аристократической теократии».

При огромных незаселенных просторах за пределами контролируемой
магистратом территории оппозиция его политике, естественно, вылилась
со временем в движение части колонистов с освоенных мест в глубь
страны. Первый поток направился к р. Коннектикут. Эти люди тянулись
к земле и свободе, которая для тогдашних массачусетских пуритан оз-
начала прежде всего возвращение к «истинному» конгрегационализму,
который, по их мнению, был искажен авторитарной политикой лидеров
колонии.

На освоенной территории Массачусетса колонисты почти не опаса-
лись индейцев. Те были малочисленны (из-за эпидемии, опустошившей
место их обитания), миролюбивы, имели дело сразу же с большим
числом чужеземцев, а потому были уступчивы, предпочитая отступле-
ние решительной защите своих прежних владений. По мере расширения
европейской колонии их положение ухудшалось, а отношение к ним,
вначале осторожное, становилось все более бесцеремонным и высокомер-
ным. На их защиту встал знакомый нам Роджер Уильямc.


В 1633 г. он вернулся в Массачусетс. Бостонский магистрат едва тер-
пел его присутствие на своей территории, уступая настояниям прихожан
поселка Сейлем, где Уильямc был избран проповедником. И вдруг, в кон-
це года, стал известен его трактат, в котором он отстаивал права индей-
цев, составленный им еще в Новом Плимуте. В трактате утверждалось,
что ни король, ни колонисты не являются хозяевами американской зем-
ли: она принадлежит аборигенам, только с ними следует вести перегово-
ры о ее приобретении, считаясь с их интересами и обычаями26.
Уильямса вызвали в магистрат и сделали строгое внушение. В начале
1634 г. магистрат столкнулся с новой «крамолой». Колонист Израэл Стоу-
тон написал книгу, в которой ставил под сомнение правовые основы су-
ществования и деятельности магистрата. Взгляды Стоутона осудили и
сумели провести на Общем собрании решение, запрещавшее ему на три
года занимать общественные должности, а книгу сожгли27.

Сравнительный либерализм магистрата при решении нового «дела
Уильямса» и «дела Стоутона» объяснялся как популярностью обоих обви-
няемых, так и боязнью осложнить строгими мерами свое положение в
связи с явным недовольством Лондона политикой пуританских лидеров.
Их религиозная нетерпимость и самоуправство были предметом многих
жалоб, поступавших королю из колонии и от врагов пуритан в самой
метрополии28.

Действительно, едва были отпущены Уильямc и Стоутон, как пришла
грозная весть: правительство требовало возвратить хартию, дабы сверить
ее установления с линией поведения магистрата. Позже дошел слух об
отправке в колонию военной экспедиции, призванной покончить с само-
управством пуритан.

После долгих колебаний на совещании членов магистрата и священ-
ников осенью 1634 г. было принято решение: хартию не отсылать;
в случае насильственного вмешательства в жизнь колонии оказать
посильное сопротивление 29. Хватило бы у магистрата мужества па воору-
женную борьбу и как бы повели себя остальные колонисты, сказать труд-
но, так как часть колонистов недвусмысленно выражала верность коро-
лю, а сам он в тогдашних условиях не имел ни сил, ни средств осуще-
ствлять карательные меры.

Но, независимо от этого, при всей жесткости существовавшего в Мас-
сачусетсе режима, то был режим, установленный, как представлялось
большинству колонистов, более или менее в соответствии с пуританскими
идеалами, а следовательно со «словом Бога» — Библией. Этот режим был
предпочтительнее возврата под власть короля и епископов. Но привер-
женность такому режиму не означала стремления к независимости от
Англии. Люди, принявшие упомянутое решение, боялись намека на по-
добное понимание их действий. Решение было принято на крайний слу-
чай и с оговорками. Когда пуританские фанатики Сейлема демонстратив-
но срезали крест (символ, отвергавшийся пуританами) с королевского
флага, этот поступок был осужден магистратом.

26 Ibid., p. 116.

27 Ibid., р. 147; The Puritan Tradition in America: 1620—1730/Ed. by A. T. Vaughan.
Columbia (S. C), 1972, p. 154—155

28 Letters from New England. The Massachusetts Bay Colony, 1629—1638/Ed. by
E. Emerson. Amherst (Mass.), 1976, p. 147—150.

29 Winthrop's Journal, vol. 1, p. 128—129, 135, 145.



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ




В 1635 г. магистрату стало известно, что Роджер Уильямc продолжает
пропагандировать идеи трактата. Более того, он вновь выступает в за-
щиту свободы совести и против политики принудительного религиозного
единообразия, проводимой лидерами колонии, и число людей, разделяю-
щих его религиозные взгляды, растет.

Получение этой вести совпало с ростом оппозиции фрименов автори-
тарным замашкам губернатора Дадли. Его вывели из состава магистрата.
Губернатором избрали Джорджа Хейнса, тоже «аристократа», но из вновь
прибывших. На том же собрании был создан комитет, уполномоченный
кодифицировать существующие законы и предложить новые, чтобы
жизнь колонистов регулировалась твердыми установлениями, а не ре-
шениями, принимаемыми магистратом по своей воле.

Хейнс пошел путем Уиытропа и Дадли. Магистрат сразу же обратил-
ся к «делу Уильямса», видя теперь более четко, чем раньше, опасность,
которую представляла его религиозная оппозиция «аристократической
теократии», все больше приобретавшей характер олигархии.

Сталкивая в споре с Уильямсом других священников, клевеща на него,
пугая религиозным расколом и вмешательством короля в дела колонии, ма-
гистрат сумел повлиять на фрименов. В октябре 1635 г. Общее собрание
постановило выслать сейлемского проповедника из пределов Массачусет-
са в Англию, где его ждала тюрьма. Сказался «аристократизм» фрименов
в сравнении с положением остального населения страны (бесправным
или неполноправным).

Роджер Уильямc вновь сумел бежать от своих преследователей. Он
укрылся в стране индейцев-наррагансетов, обитавших на берегу Нарраган-
сетской бухты, южнее Нового Плимута. Ему помогли бежать его сторон-
ники, часть которых вскоре последовала за ним. Так было положено на-
чало колонии Провиденс, которая позже получила название Род-Айленд.
Под влиянием Уильямса эта колония сделалась первым английским вла-
дением, где в то время была официально объявлена свобода совести и под-
держивалась веротерпимость, где существовали тогда наиболее демокра-
тические порядки и где колонисты жили в мире с индейцами.

Продолжался отлив поселенцев в Коннектикут, как стали именовать
край, где протекала река с этим названием. На место уходивших прибы-
вали люди из Англии, зараженные атмосферой страны, подходившей к
порогу революции: политическими страстями, ненавистью к деспотизму,
религиозными спорами.

Весной 1636 г. Хейнс был смещен с поста губернатора. На его место
избрали недавно приехавшего молодого и радикально настроенного Ген-
ри Вейна. Его заместителем стал Уинтроп, правление которого казалось
теперь достаточно либеральным и за которого ожесточенно боролись те-
рявшие свои позиции «аристократы».

В июле 1636 г. у о-ва Блок-Айленд, что в Наррагансетской бухте,
индейцами был убит колонист Джон Олдэм. Кто его убил и что послужи-
ло непосредственной причиной столкновения, осталось навсегда неизвест-
ным. Но было известно, что этот человек буйного нрава мог легко
спровоцировать столкновение. Тем не менее власти Массачусетса сочли
происшедшее удобным предлогом для демонстрации силы в связи с пе-
реговорами, которые велись с племенем пекотов, не желавшим поступать-
ся своими правами на землю (они жили между реками Наррагансет и
Коннектикут).


Против индейцев Блок-Айленда была направлена экспедиция, возглав-
ляемая Джоном Эндикоттом. Индейцы бежали на континент. Англичане
снесли с лица земли все их деревни. Преследуя бежавших, вошли на
своих судах в устье Коннектикута, откуда совершили рейд в страну пе-
котов, где убили несколько человек, после чего вернулись домой. Неспро-
воцированное нападение вызвало возмущение индейцев, которые стали
беспокоить поселения колонистов, осевших на р. Коннектикут. Одно из
нападений послужило поводом к тому, что в американской историографии
принято называть Пекотской войной.

Она началась в мае 1637 г. Объединенные силы Массачусетса, посе-
ленцев с р. Коннектикут и нарраганcетов, враждовавших с пекотами,
неожиданно напали на последних, когда те собрались на праздник в де-
ревне Мистик. Это произошло глубокой ночью. Пекотские воины крепко
спали. Англичане, возглавляемые капитаном Мэйсоном, окружили дерев-
ню, ворвались за окружавший ее частокол, разбрасывая факелы. Убива-
ли всех, кто пытался выскочить из горящих хижин. Немногих, которые
сумели перебраться через высокую ограду, добивали стоявшие за ней
наррагансеты. Война этим фактически и закончилась30. Дальнейшее было
преследованием и уничтожением всех оставшихся пекотов. Их землю за-
няли англичане.

Именно Пекотская война явилась толчком к образованию колонии Кон-
нектикут и колонии Нью-Хейвен, расположенной на западе от нее. Участь
пекотов вскоре разделили недавние союзники англичан — наррагансеты,
а за ними другие индейцы, чьи земли граничили с Массачусетсом и
вновь создаваемыми пуританскими колониями. Пекотская война послужи-
ла началом узаконенного рабства в Новой Англии. Рабами сделали по-
павших в плен пекотов. Вскоре, в 1638 г., в Массачусетс была доставлена
первая партия черных невольников. Рабство, правда, не стало значитель-
ной и неотъемлемой частью жизни колоний Новой Англии из-за направ-
ленности тамошнего хозяйства, главным образом зернового, огородного,
скотоводческого, определившегося природными условиями, сходными с
теми, к которым поселенцы привыкли на родине и которые препятствова-
ли внедрению рабовладельческого плантационного хозяйства.

В период между рейдом Эндикотта и окончанием Пекотской войны в
Массачусетсе возникла новая оппозиция политике лидеров колонии. Ее
вдохновителем была Энн Хатчинсон, 40-летняя хозяйка большой и много-
детной семьи зажиточного бостонца.

Вокруг отзывчивой и энергичной Энн собрался кружок женщин. По-
степенно, кроме обычных дел, они под влиянием своей горячо верующей
руководительницы стали обсуждать религиозные вопросы. К кружку при-
соединились свояк Энн, священник Джон Вилрайт и еще несколько муж-
чин, но Энн сохранила свою руководящую роль и начала выступать в
качестве проповедницы.

Она утверждала, что местные священники подменяли духовное «очи-
щение» и связанное с этим возможное «спасение» «очищением», которое
определяется прежде всего праведностью поведения. Она учила, что «свя-
тость» приходит к человеку через «божественное откровение», т. е. через
непосредственное «общение верующего с Богом», которое и дает познание
«святой истины» 31. Мысли, неизбежно ведущие к отрицанию монополии

30 Mason J. A Brief History of the Pequot War. Ann Arbor, 1966, p. 8—9.

31 Winthrop's Journal, vol. 1, p. 195—196.


I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ




священников на «истинное» толкование «слова Бога» (Библии) и отри-
цанию права магистрата, опираясь на их толкование, определять правед-
ников, поддерживать «истинную» организацию церкви и «истинное» веро-
учение.

Магистрат и священники-ортодоксы с яростью ополчились против
новоявленной проповедницы. Энн и ее сторонников стали называть «анти-
помистами»32. Их обвиняли в еретической претензии на личное обще-
ние с богом, в снижении «высоких истин» до вульгарных представлений
«черни». Однако число антиномистов росло. Колонисты, недовольные
духовным угнетением, бесправием и эксплуатацией, искали и находили
в проповедях Энн необходимое для того времени и места религиозное
оправдание своего недовольства.

Самой активной силой возникшего движения оказались купцы Босто-
на, где происходили главные события. Местные купцы, к которым при-
надлежала и семья Хатчинсоыов, были недовольны торговыми ограниче-
ниями, которые вводил магистрат, хотели пробиться в ряды «аристокра-
тов». В отличие от других аытиномистов им было легче употребить
богословскую аргументацию для своих целей: они, будучи фрименами,
имели возможность высказать свои взгляды на Общих собраниях, а пере-
двигаясь для торговли — в разных поселках колонии. Колонисты, испы-
тав прямое угнетение, в большинстве своем даже не являвшиеся членами
церквей, выражали свое отношение к возникшей борьбе стихийным и
более или менее шумным одобрением слов Энн, священника Вилрайта и
других антиномистов.

Положение врагов антиномии осложнилось в связи с переходом на
сторону их противников губернатора Вейна, разглядевшего корыстный и
тупой фанатизм членов возглавляемого им магистрата, не отвечавшую
идеям конгрегационализма роль священников в политической жизни ко-
лонии. Попытка ортодоксов добиться осуждения «ереси» антиномистов на
Общем собрании провалилась.

Напуганные ортодоксы, возглавляемые Уинтропом и священником
Джоном Вильсоном, недалеким, но упорным и фанатичным до безумия,
мобилизовали все возможные силы, пустили в ход все средства, чтобы
вернуть себе прежнее влияние и подорвать силы своих противников. Они
не гнушались подлогов, шантажа, запугивания. Кроме этого, им помогла
горячность юного Вейна, которого они представляли опрометчивым и
неопытным в делах управления. Им помог страх фрименов перед
«анархией», «бунтом черни» и вмешательством метрополии, чем все вре-
мя пугали враги Энн.

На весеннем перевыборном собрании 1637 г. Вейн потерял место гу-
бернатора. Его сменил Уинтроп, заместителем стал Дадли, а их едино-
мышленники — ассистентами. Новый магистрат издал приказ, затрудняв-
ший въезд в страну новых поселенцев, стремясь тем пресечь возможность
пополнения рядов антиномистов людьми из бурлящей Англии. Чтобы сто-
ронники антиномии не проникли в конгрегации, вступление туда было
ограничено, кроме прочего, введением дополнительных правил приема.
Ослабил антииомистов и отъезд вызванного на родину Вейна. Антиномия
лишилась своего политического лидера. Тогда ортодоксы поспешили на-
нести удар по духовному лидеру движения. В нарушение принципов кон-


грегационализма в августе 1637 г. они собрали синод священников. На
этом синоде взгляды и деятельность Энн Хатчинсон подверглись осуж-
дению. Рядом постановлений суживались рамки независимости отдель-
ных церквей (запрещение свободного перехода из одной конгрегации в
другую, право магистрата поддерживать церковную дисциплину, факти-
ческое запрещение религиозных дискуссий) 33.

Не имея перед собой такого противника, как Вейн, опираясь на реше-
ния синода, используя старый жупел «раскола» и новый — растущее
влечение к антиномии «черни», ортодоксы перетянули на свою сторону
влиятельного священника Джона Коттона, который до этого не определил.
своей позиции и порой защищал Энн. Он перешел в стан ортодоксов, ког-
да понял, что антиномия угрожает теократическому и олигархическому
направлению политики, проводимой членами магистрата и священниками
в интересах «аристократов». С тех пор он сделался одним из главных
врагов Энн, тем более опасным, что именно он, виднейший английский
богослов того времени, с наибольшим авторитетом мог указать на ере-
тические «заблуждения» проповедницы.

На ноябрьском Общем собрании 1637 г., превращенном усилиями орто-
доксов в пристрастное судилище, Энн и ее ближайшие сторонники были
осуждены на изгнание. Другим видным антиномистам приказали сдать
оружие, которое тогда было непременным снаряжением свободного коло-
ниста. Сделали все возможное, чтобы запугать и дискредитировать каждо-
го проявившего сочувствие антиномии. Поле боя осталось за ортодоксами,
которых возглавляли магистрат и связанные с ним священники. Борьба
сплотила, а победа усилила их власть, которая приняла определенно
олигархический характер. Существовавший в колонии режим «аристокра-
тической теократии» после поражения антиномии превратился в режим
«теократической олигархии». Ее составляли административные и духов-
ные руководители колонии — фанатики массачусетской пуританской ор-
тодоксии, местные высшие «аристократы».

Антиномия — первое массовое (по условиям места и времени) со-
циальное движение в Новой Англии. В нем явственно обозначились ли-
нии размежевания в обществе колонии, различные интересы его слоев,
приобретавших классовые черты буржуазного общества. Черты эти были
затушеваны специфическими условиями (наличие незанятых земель,
«белые рабы») и окрашены тонами местного пуританизма. Антиномия
знаменовала собой начавшийся кризис последнего. Он встал на перепутье
между конгрегационализмом и скрытой формой государственной церкви.
Его местные теоретики (Джон Коттон, Ричард Мезер) все откровеннее
проповедовали идеи «аристократической теократии» и правомочность си-
нодальных совещаний.

Это не означало, что конгрегационализм перестал существовать. Фор-
мально он продолжал оставаться главным принципом церковной органи-
зации. Он продолжал оставаться знаменем, под которым Массачусетс
жил своей самостоятельной жизнью, а главное — знаменем тех, кто воль-
но или невольно боролся против издержек, стеснявших развитие буржу-
азных отношений, издержек, связанных с пуританской ортодоксией.
Антиномия ускорила крушение пуританской утопии, которая предпола-
гала сооружение «города на холме», где жизнь идет по законам Священ-



32 Oт греческого antinomia — противозаконность.


33 Winthrop's Journal, vol. 1, p. 234—235.



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ




ного писания и, таким образом, положение людей максимально прибли-
жено к предопределенному «волей Бога», а следовательно, не дает пово-
да и права быть недовольными существующими порядками и
социальным неравенством. Антиномия выявила это недовольство.

При утвердившемся режиме «теократической олигархии» были при-
няты меры к дальнейшему ограничению независимости церквей, насажде-
нию религиозного единомыслия. Не только члены церквей, но и все
свободные колонисты, включая самых неимущих, под страхом конфиска-
ций и арестов были обязаны оплачивать церковные расходы. Земля рас-
пределялась еще более пристрастно, чем прежде, в пользу лояльных и
богатых. Любое проявление протеста строго каралось.

Недовольные спасались бегством из колонии, добивались права на
переселение. Энн Хатчинсон и ее последователи отправились на юг,
к Роджеру Уильямсу. Вместе с ним они стали основателями упоминав-
шейся колонии Род-Айленд34. Вилрайт ушел на север, где бывшие ан-
тиномисты положили начало колонии Ныо-Гэмпшир. Севернее ее, немного
позже, возникла колония Мэн. В пуританских колониях, образованных
противниками бостонской олигархии, новоселы устанавливали порядки
более либеральные, чем в Массачусетсе, в частности не требовали обя-
зательного членства в церкви для приобретения гражданских прав.

Не все недовольные массачусетсцы хотели и могли покинуть обжитые
места. Их недовольство политикой олигархии разделяли многие новые
эмигранты из Англии. Росло число поселков, и магистрат, не имея воз-
можности контролировать их повседневную жизнь, вынужден был пре-
доставить им некоторое самоуправление. Все это создавало почву для
возникновения новой антиномии.

Чтобы предотвратить грозящую опасность и увековечить свою власть,
олигархия предприняла хитрый маневр. Во время перевыборного май-
ского собрания 1639 г. было предложено сделать Уинтропа пожизнен-
ным губернатором. Фримены поняли, что и они, и Общее собрание прак-
тически лишатся своих основных прав. На этот раз вместе с ними ока-
залось большинство священников.

Передавая постепенно, а особенно в ходе борьбы с антиномией защи-
ту церкви и веры от «еретиков» в руки магистрата, священники давали
ему возможность в какой-то мере контролировать церковную жизнь.
Вместе с этим они теряли часть своего влияния. Однако им было доста-
точно того, что магистрат считался с их мнением и дорожил ролью ду-
ховных пастырей, смирявших, в частности, недовольство колонистов его
политикой, чтобы сохранить положение обязательного неотделимого ком-
понента существующей власти. Возросшая независимость несменяемого
губернатора могла дать магистрату определенные преимущества.

Уинтроп не стал пожизненным губернатором. Он с трудом набрал го-
лоса, чтобы остаться на своем посту. Режим олигархии сохранился, но
последующие два года фримены все решительнее требовали ускорения
кодификации законов страны. Олигархия тянула, но в декабре 1641 г.
наконец была вынуждена представить собранию составленные законы.
Обсудив и внеся поправки, собрание утвердило их.


Первый свод законов Массачусетса, получивший название «Свод сво-
бод» 35,— важное событие в истории этой колонии. Общее собрание ут-
верждалось как высшая законодательная власть страны. К нему перешло
окончательно решение основных вопросов, связанных с землевладением.
Земля при формальном признании короля ее верховным владельцем пе-
реходила в ведение местных властей и использовалась на основах част-
ного владения без каких-либо обязательств перед короной. В ряде ста-
тей получили утверждение и почву для дальнейшего развития элементы
буржуазных отношений, в частности в сфере уголовного права и судеб-
ной процедуры. В свод были включены правовые нормы, которые изве-
стны по Habeas corpus act, введенному в Англии только в 1679 г.

Магистрат — высшая административная и исполнительная власть, чьи
функции определялись довольно расплывчато,— сохранил поэтому в силу
сложившейся практики очень широкие полномочия. Полноправными ко-
лонистами по-прежнему оставались только фримены — члены церкви,
Косвенно было узаконено рабство.

Свод подтверждал конгрегационалистский принцип организации церк-
вей, но допускал созыв синодов для борьбы с религиозными «заблужде-
ниями». Грань между уголовным преступлением и отступлением от цер-
ковных правил оставалась нечеткой. Последние карались очень сурово.

В целом «Свод свобод» придавал «государственному» устройству
колонии правовой характер, ограничивал власть «теократической олигар-
хии», отражал буржуазное развитие общества Массачусетса, что было
несомненным достижением фрименской «демократии», однако не сломив-
шей режима «теократической олигархии».

4. МЭРИЛЕНД

В 1632 г. Карл I пожаловал Сесилю Калверту, второму лорду Бал-
тимору, хартиюз6 на владение северной частью Виргинии, что прилега-
ла к Чесапикскому заливу и еще не была заселена виргинцами. Новую
колонию назвали Мэриленд в честь жены короля. Статут этой колонии
сильно отличался от статута остальных английских владений в Северной
Америке. Колония именовалась «провинцией», и лорд Балтимор обладал
в ней правами почти неограниченного в свой власти феодального сеньора.
Земельные отношения строились на ленной основе: лорд-собственник —
владельцы маноров — фригольдеры. Лорд имел право жаловать землю в
любом размере и на любых условиях. Хартия санкционировала учрежде-
ние Генеральной ассамблеи свободных колонистов (фрименов). Однако
ее созыв и работа полностью зависели от воли лорда и воли назначен-
ного им губернатора провинции.

Основной целью Балтимора, как и других учредителей колоний, явля-
лось получение доходов: с земельных владений поселенцев (квит-рента),
налогообложения и возможных природных богатств заселяемого края.
Лорд был католиком. Поэтому, кроме основной цели, он ставил перед
собой дополнительную: дать своим единоверцам, которые находились в
стесненном положении, возможность, не порывая окончательно с роди-



34 В 1642 г. Энн переселилась в Новые Нидерланды, где погибла во время нападе-
ния индейцев.


35 Puritan Political Ideas/Ed. by E. S. Morgan. Indianapolis, 1965, p. 177—203.
36 Foundations, vol. 2, p. 756—763.



I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ


ПЕРВЫЕ АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ



ной, свободно исповедовать католицизм. Так как хартия предписывала
ввести в провинции церковные законы метрополии, эта цель скрывалась,
хотя в значительной мере была секретом Полишинеля.

Виргинцы, не желавшие терять значительную часть принадлежавшей
им ранее территории, старались помешать основанию Мэриленда. Они
утверждали, что это будет означать распространение «папизма», усиление
в Америке позиций Франции и Испании. Чтобы отвести подозрения, лорд
отдал руководителям готовившейся экспедиции распоряжение соблюдать
в походе и на американской земле строгую веротерпимость для испове-
довавших христианство37.

Распоряжение диктовалось не только дипломатическими соображения-
ми. Хотя католики были, несомненно, стеснены, они не были так гонимы,
как, например, сепаратисты. Среди них были владельцы земли, джентри,
представители, как сам лорд Балтимор, высшей знати. Католиков, же-
лавших отправиться в Америку, насчитывалось совсем немного. Опыт же
говорил, что без рабочих рук прочная колонизация невозможна. Еще
дома имущие католики привыкли к тому, что их окружали англикане и
протестанты, составлявшие население их владений, штат слуг и работ-
ников. Поэтому случилось так, что в первой экспедиции лорда из 200—
300 путешественников только половина принадлежала к римской церкви,
среди них около 20 джентльменов, 2/з общего числа были сервеытами и
наемными специалистами. Чтобы не погубить дело в самом начале рели-
гиозными распрями, лорд был вынужден ввести веротерпимость.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...