Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Апрель. Еще щиплет мороз, но солнце светит ярко, сверкает ослепительный снег. По первым проталинкам играют пуночки.
И взрослые, и дети в радостном ожидании: скоро около мамы - оленихи закачается первый К'ЭЮУК'ЭЙ - олененок. И с каждым днем их все будет больше и больше. И начнут они резвиться на тонких ножках, гоняться друг за другом, оживляя природу своими веселыми голосами: "Л'У-Л'У".
Отсюда и название у оленят - А'УК'АГТЭ. Так дети 3-5 лет называют олешек.
Оленята рождаются в конце апреля начале мая, Через час после рождения они уже могут подняться на ноги, а через 12 часов быстро бегать.
Месяц май по-чукотски называется ГЫРОЙЪЭЛГЫН – месяц рождения оленят. Оленеводы прекрасно знают все кочевые маршруты и, когда в стаде появляется К'ЭЮУК'ЭЙ (олененок), выбирают самые лучшие места для выпаса, чтобы оленята быстро росли и крепли.
В середине месяца ГЫРОЙЪЭЛГЫН рождение оленят отмечают праздником КИЛВЭЙ. В этом названии "КИЛ" от слова "КИЛКИЛ", что значит "пуповина", "ВЭЙ" от слова "ВЭНТЫГИ", что в смысловом переводе означает "освобождение от пуповины и переход к самостоятельной жизни". Ко всем праздникам готовятся заранее. Еще с лета заготавливают РЫМАВЫТ - щавель. Варят его и помещают в специальный мешочек.
Зимой, во время праздника ПЭГЫТТИ, забивали упитанного оленя. Тушу без внутренностей, головы и ног, замораживали. Затем тщательно заворачивали в шкуру оленя и возили с собой до наступления праздника КИЛВЭЙ.
После рождения олененка у РЭКВЫТ (оленихи-мамы) на третий день отпадали рога. Эти рога собирали к празднику. Они символизировали благополучно отелившихся олених.
К празднику женщины готовили ритуальную пищу. Дробили и варили кости. Всплывший на поверхность костный жир собирали в специальную посуду, получался ТАЛЯПАЛГЫН - масло из дробленных костей. Варили МАЧВЭЛГЫН - грудинку. А из зелени делали фигурки оленей с рогами из кустиков. Такую фигурку и сушеную рыбу с головой клали на ритуальный поднос.
В назначенный день празднования хозяйка вставала еще до восхода солнца. На ивовые кустики укладывали заранее собранные рога основанием в сторону яранги. Сверху клали несколько шкурок оленят и связки семейных охранителей. Место ритуального действия хозяин обозначал развернутым чаатом.
Праздник начинался с выноса хозяйкой горящих углей из яранги на доске для выделки шкур (ВИУР). Между ярангами и холмом рогов разжигали ритуальный огонь. Начиналось священное действие.
Костер, семейные охранители, рога, ивовые кустики, небо, тундру и солнце угощали маленькими кусочками пищи из ритуальных блюд. Окружающему миру мысленно и словами посылали просьбы и добрые пожелания".
На следующий день глава стойбища отправлялся с веточками ивы и совершал обряд угощения духов тундры. Затем с благодарностью и добрыми словами пожеланиями подавал дежурным в стаде грудинку и вымя важенки.
Во всех ритуальных действиях - почтительное отношение к оленю. Олень - источник радости, от него рождаются песни и танцы, он одевает, кормит, катает.
Все праздники оленных людей связаны с оленями. Олень вызывал чувство единства с окружающим миром.
Умудренные опытом старцы говорили: "МУРИ К'ААТА ГЭНМЭЙН'ЭВМУРИ" - "Нас воспитали олени".
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 513 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!