Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема человека



Призывая народ к послушанию, а правителей - к управлению на основе добродетели, конфуцианцы поставили один из важнейших вопросов этики: соответствует ли добродетель и послушание природе человека?

Ведь если такого соответствия нет, тогда единственным способом гармонизировать и стабилизировать общество должно быть... насилие, опирающееся на закон!

Конфуцианцы изначально исходили из тезиса о врожденной доброй природе человека. Человек рождается добрым и способным к ведению добродетельной жизни. Добрая природа человека проявляет себя в чувствах: “чувство сострадания - начало человеколюбия, чувство стыда и негодования - начало долга,

чувство уступчивости - начало правил поведения, чувство правды и неправды - начало знаний”.1 Но если люди от природы добры, то откуда же берутся убийцы, воры и насильники? - Это уже результат соприкосновения человека с несовершенным миром, содержащим в себе соблазны.

Вообще вопрос о насилии, о наказаниях был очень щекотливым для конфуцианцев. Действительно, что делать с теми людьми, которые “соблазнились” и, поправ свою врожденно-добрую природу, совершили преступление? Конфуцию однажды был задан почти что провокационный вопрос: “Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?” Ответ Конфуция озадачивает своей простотой: “Если правители стремятся к добру, то и убивать никого не нужно...”

Если правители стремятся к добру... Иными словами, люди, стоящие у государственного кормила, должны соответствовать некоему моральному эталону. Конфуций вводит образ~ понятие “благородный муж”, являющийся моделью должного поведения, образцом для подражания.

Первое, что отличает “благородного мужа” (цзюнь-цзы) от простолюдина - это следование долгу. “Благородный муж думает о долге, а мелкий человек - о выгоде”.

Второе - это стойкость. “Благородный муж стойко переносит беды, низкий человек в беде распускается”.

Третье - это человеколюбие, гуманность. “Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них плохого. А низкий человек поступает наоборот”.

Мы, европейцы, привыкли наделять наших героев беззаветной храбростью и отвагой. Конфуций же считает, что “благородный муж” должен испытывать три страха:

- перед велением Неба;

- перед великими людьми;

- перед словами мудреца.

Идеал служилого человека наделялся возвышенной волей к достижению “единения с Небом”, слияния с космической Судьбой, что соответствовало полному раскрытию человеческой природы, но требовало преодоления всего субъективно-эгоистического в человеке.

“Благородные мужи” приходят в мир в соответствии с действием законов Космоса, Неба. Но как распознать настоящего “благородного мужа”? Одним из критериев распознавания истинного “благородного мужа” служило этическое понятие “лица”. “Лицо”, во-первых, может иметь далеко не каждый, т. к. “лицо” - это совокупность претензий человека и соответственно груз его социальных и моральных обязательств. “Лицо” можно потерять, если сделаешь нечто дурное. Но его никогда не приобретешь без максимально больших претензий на общественно-полезном поприще. Так вот, настоящий “благородный муж” отличается грандиозными амбициями и готовностью взять на себя груз этого мира. Но при этом он не имел права даже думать о наживе и выгоде лично для себя!

Еще один вариант идеального человека Древнего Китая -это совершенномудрый, Учитель. Кстати, в Китае никогда не проводилась разделительная черта между служилым сословием, даже военными, и носителями знания - мудрецами. “Благородный муж” должен постоянно учиться. “Лунь-юй” начинается словами: “Учиться и постоянно повторять выученное”.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...