Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Легендарным основателем даосизма был Лао-цзы (Старый учитель).1
Он жил в начале эпохи Чжань-го в VI - V вв. до н. э. Довольно долгое время Лао-цзы находился на государственной службе: был хранителем архивов династии Чжоу. В 1973 г. во время археологических раскопок в Мавандуе была вскрыта могила, в которой находились два экземпляра сочинений, приписываемых Лао-цзы - “Даоцзин” и “Дэцзин”2. Эти два трактата известны под единым названием - “Даодэцзин”. Сочинение состоит из 81 главы, написанных 5000 иероглифами. Синологи утверждают, что трактат был написан последователем Лао-цзы спустя 200 лет после его смерти.
Другим важным письменным источником даосизма стал философский трактат IV в до н. э. - “Чжуан-изы”, названный так по имени мудреца Чжуан-цзы.
1 По легенде Лао-цзы был рожден от падающей звезды.
2 Переводится как “Нить Дао” и “НитьДэ”, т. е. вечно длящаяся нить жизни.
Свое название школа “даозця” (даосизм) получила вследствие того, что размышления ее последователей сконцентрированы вокруг понятия “Дао”.
Графически Дао изображается иероглифом, состоящим из двух элементов: “шоу” - головы и “цзоу” - идти. То есть первоначальный, мифологизированный смысл этого понятия -“путь, которым ходят люди”. Действительно, поиск Великого Пути, общего для Космоса, Природы и Человека, является существенным компонентом древнекитайского миропонимания. Однако содержание, вкладываемое в понятие “Дао”, менялось с течением времени.
У Лао-цзы Дао имеет два значения:
1. Как первичное творческое начало мира; как источник и причина его возникновения; как корень всего сущего. “В Поднебесной имеется начало, и оно мать всего сущего”, - говорится в “Даодэцзине”.
2. Как единый мировой Закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянии.
Несмотря на образность и чувственную конкретность языка, в “Даодэцзине” поставлена центральная проблема философии: соотношение бытия и небытия. Для адекватности понимания следует сказать, что под небытием даосы понимали прежде всего пустоту, не заполненное ничем пространство.
“Разве пространство между Небом и Землей не похоже на кузнечный мех? Чем больше в нем пустоты, тем дольше он действует...”1
“Дао пусто, но в применении неисчерпаемо...”2
Пустота - да, но пустота, как бы содержащая в себе образы и судьбы грядущего мира, огромный сгусток энергии. Для обозначения этой энергетически емкой пустоты, положившей начало сущему, используется иероглиф “Дао”. 3
В даосизме мы находим исторически первые (в Китае) философские ответы на мифологические вопросы: “Откуда взялось сущее? Каков источник происхождения мироздания?” Можно предполагать, что, называя Дао небытием, пустотой,
1 “Даодэцзин”, гл. 5.
2 “Даодэцзин”, гл. 4.
3 Современная теоретическая физика совсем недавно подошла к открытию того, что вакуум, представлявшийся ранее как пустота, есть не отсутствие, а присутствие в связанном виде мощного энергетического потенциала.
даосы утверждали первичность небытия. Лао-цзы говорит об этом так: “Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии”.1
Об этом же говорится в средневековой даосской притче: “Свет спросил у Небытия:
- (Вы,) учитель, существуете или не существуете?
Но не получил ответа. Вгляделся пристально в его облик: темное, пустое. Целый день смотри на него - не увидишь, слушай его - не услышишь, трогай его - не дотронешься.
- Совершенство! - воскликнул Свет.
Кто мог бы (еще) достичь такого совершенства! Я способен быть или не быть, но не способен абсолютно не быть. А Небытие, как (оно) этого достигло?”2
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!