Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация религиозных организаций 18 страница



Первоначально христианская идея о том, что Иисус Мессия и Сын Божий, была обращена только к евреям, но ортодоксальные евреи принимали ее негативно (поэтому Палестина, вероятнее всего не есть родиной христианства). Однако эллинизированными иудеями (которые были рассеяны по всей империи), слышавшими об умирающем и воскресающем боге (Осирисе, Дионисе, Аттисе, Адонисе), учение воспринималось достаточно активно (так называемые иудеохристиане); они же способствовали её популяризации и распространению. Для населения же Римской империи было свойственно стремление к религиозным поискам, христианские же идеи привлекали представителей социально обездоленных слоев населения, независимо от этнической и религиозной принадлежности (ибо Христос "... кровью своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени"). Христианам в значительной степени был свойственен прозелитизм (настойчивое стремление обратить в свою религию последователей других вероучений). По мере распространения христианства к нему присоединялись все более широкие слои населения. В составе первоначальных христианских общин преобладали представители низших слоев общества (скорее всего, очень пестрые по своему этническому составу) – рабы, вольноотпущенники, нищие, сироты, вдовы, калеки, то есть те, кто занимал приниженное положение и испытывал презрительное к себе отношение. Их привлекала христианская идея сострадания ко всем (в отличие от античной философии, считавшей, что сострадания достойны лишь те, кто страдает незаслуженно). Образованные и выходцы из состоятельных слоев были исключением среди христиан, но с конца І века в общинах увеличивается число людей из высшего сословия. Вместе с тем изменяется характер учения: нарастает тенденция к устранению всякого радикализма, призывов к недовольству существующими порядками. Первоначально христианство существовало в виде разнородных общин без всякой организации, нередко противоборствующих из-за различий в религиозных взглядах (количественный состав их был непостоянен и включал как людей, фанатично преданных новому учению, так и просто сочувствующих).

Христианство возникло первоначально как одна из иудейских сект, поэтому первыми прозелитами (новообращенными) были евреи, которые считали, что царство Мессии суждено лишь народу Израиля. Миссионерская деятельность иудеохристиан протекала преимущественно в еврейской среде. Самыми первыми христианами были евреи, главным образом из среды фарисеев, продолжавшие после принятия учения Иисуса Христа соблюдать предписания иудаизма. Если неофиты происходили из язычников, что было редкостью в первые десятилетия существования христианства, то при приеме в члены нового братства они должны были сначала принять законы Моисея, т. е. предписания Торы. Однако постепенно число таких неофитов все более оттесняло иудеохристиан на задний план, особенно после начала миссионерской проповеди и реформ Саула из Тарса - апостола Павла, получившего прозвище "апостол язычников". Ратуя за расширение христианской общины и провозглашая равенство всех христиан в Царстве Божьем - Царстве Мессии, Павел создал предпосылки к образованию Вселенской Христианской Церкви. Проповедуя часто в синагогах Малой Азии, Кипра, Македонии, Греции, Павел стремился облегчить путь язычников в ряды христиан и утверждал необязательность соблюдения заповедей Торы во всей их полноте для прозелитов из язычников, особенно отпугивавших их заповеди обрезания и строгих законов кашрута. При этом он первоначально отрицал обязательность законов Торы вначале только для прозелитов из язычников и лишь позднее - для всех христиан вообще. У части иудеохристиан имелись разногласия в вероучительных вопросах с официальной доктриной; так, они видели в Иисусе земного человека, сына Марии и плотника Иосифа, пророка, возвещавшего приход Мессии; Павла они прямо называли лжепророком, глашатаем сатаны. Некоторое время Отцы Церкви еще рассматривали иудеохристиан как "заблудших братьев", а не как еретиков. Так, в 4 в. Евсевий называл иудеохристиан "обольщенными, но не оторванными от Господа". Однако в конце концов иудеохристиане были отвергнуты Христианской Церковью как еретики и долгое время служили для христиан синонимом еретиков. Иудеохристиане ассимилировались в христианской среде, внеся иудейские элементы в более поздние секты, с которыми Церковь боролась как с иудействующими.

Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между иудеями и первыми христианами. Нередко именно иудеи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа. Но постепенно, набирая вес в обществе, христиане перешли в "контрнаступление". Спецификой христианского антииудаизма стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение иудеев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» - упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что иудеи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства. Наиболее ранние тексты, вошедшие в канонический кодекс Церкви, содержат ряд предписаний для христиан, смысл которых - полное неучастие в религиозной жизни иудеев. Так, Правило 70-е «Правил святых апостол» гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.»

Интерпретируя библейские ветхозаветные тексты, богословы разработали христианские представления о провиденциализме (предопределенности), креационизме, трансцендентности и непостижимости Бога, благодати, избранничестве и др. Предположительно, первыми записями в христианских общинах были сборники цитат из Ветхого завета, в которых шла речь о приходе мессии. Впоследствии записывались отдельные поучения, возводимые традицией к Иисусу, на основе которых затем создавались евангелия, содержавшие биографические сведения о Христе и представлявшие обработку устной традиции и записей речений Иисуса (не ранее І в.). Многое в них совпадало, но были и существенные расхождения с преданиями кумранской общины. Наиболее ранним считается Евангелие от Марка, на его основе, вероятно, создавались евангелия от Луки и от Матфея (эти три Евангелия считаются "синоптическими" - от греческого термина, означающего "охватывающий единым взглядом", "общий вид" - поскольку они обнаруживают существенные совпадения и сходства). Евангелие от Иоанна считается наиболее поздним, в то же время оно сильнее прочих перекликается с идеями кумранитов (кроме того, по религиозно-философской концепции евангелия от Иоанна Иисус выступает в нем как Логос - извечное Божественное Слово). Скорее всего, евангелия создавались в разных христианских группах (скорее всего, за пределами Палестины, и не на иврите) на основе сложившихся в этой группе традициях; образ Иисуса в синоптических евангелиях примерно одинаков. В них идет речь о деятельности и проповедях Иисуса, его крещении в Иордане Иоанном Крестителем, о его аресте, казни и воскресении; в целом изложение у трех евангелистов совпадает, но у Марка нет ничего о непорочном зачатии и рождении Иисуса, о чем говориться в остальных трех (скорее всего, это, так же как и родословная Иосифа, было сконструировано для того, чтобы доказать происхождение Иисуса от царя Давида, так как по иудейским верованиям мессия - будущий "царь Израиля" - должен был происходить из рода Давидова. Евангелие от Иоанна содержит упоминание о ряде событий, которых нет в прочих канонических евангелиях. Кроме того, ряд Евангелий не был признан церковью, это так называемые апокрифы (от Филиппа, Петра, Иакова, Варфоломея, два Евангелия от Фомы (причем разные по содержанию), от Андрея и проч.).

Христианское вероучение основывается на Священном Писании – Библии, и Священном Предании – творениях отцов церкви, определениях Вселенских соборов. Но первоначально существовала лишь устная традиция распространения христианства путем проповедей, рассказов, «благовествования». Первые жанры нарождавшейся христианской литературы были откровения (записи видений, предвещавших конец света), послания (письма сторонникам учения, предназначенные решать частные вопросы, поддерживать единство между рассеянными общинами), записи поучений и высказываний первых проповедников, преданий об Иисусе и апостолах. Из некоторых и был создан Новый Завет, в который вошли, как и в Ветхий завет, 27 книг: 4 Евангелия (греч. "благая весть") (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния святых апостолов (автором считается евангелист Лука), 21 послание апостолов (13 принадлежат Павлу, три - Иоанну, два - Петру, одно - Иакову и одно - Иуде (не Искариоту) и Апокалипсис (Откровение("откровение последних дней") Иоанна. Они почитаются христианами как боговдохновенные и священные. Остальные произведения были отнесены к числу апокрифов (греч. скрытый, тайный), то есть вредных и ложных.

В первые века христианства, когда христиане подвергалась гонениям, верующие создали особую символику. Ей пользовались как криптограммой, тайнописью, помогающей последователям Христа узнавать друг друга. Символы раннего христианства сохранили свое значение. Вот перечень основных раннехристианских символов: 1) Евхаристические символы: виноградная лоза, хлеб (он может быть изображен и в виде колосьев), предметы, связанные с виноградарским делом. К символике винограда также относятся изображения чаш и бочек; 2) Различные монограммы и шифрограммы имени Христа. Монограммы могут быть украшенные пальмовыми ветвями или лавровым венком (античными символами славы); 3) Якорь - символ христианской надежды на будущее воскресение. Иногда якорь сливается с изображением Креста и соседствует с рыбками; 4) Корабль - символ Церкви; 5) Образ доброго пастыря (как правило, с ягненком). Пастырем добрым назвал Себя Сам Христос; 6) Агнец - ветхозаветный прообраз жертвы Христа; 7) Символ рыбы как Самого Христа и таинства Крещения. Корабль - один из самых распространенных раннехристианских символов, дошедших до наших дней. В древних культурах корабль был символом человеческой жизни, плывущей к пристани - смерти. В христианстве же корабль символизирует Церковь, а христианина можно сравнить с маленьким корабликом, следующим за большим. Внешний вид храмов часто напоминает корабль. Волнующееся море, могущее поглотить одинокого усталого пловца, отождествляется с суетной земной жизнью. Плывет корабль к вечному пристанищу - на небо, а направляет его Сам Христос. К рыбе у христиан особое отношение. Об этом можно судить уже по тому, что ее разрешается есть в определенные дни поста (мясо и молочную пищу в то же самое время не употребляют). Или по тому, как часто изображают рыбу на самых разных предметах (иногда рядом с хлебами и вином). В Новом Завете образ рыбы встречается неоднократно: рыбаков, ставших апостолами, Христос называет "ловцами человеков", Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода". Можно вспомнить и насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами, трапезу Христа и апостолов после Его воскресения, а также слова Господа: "Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?". Толкователи относят образ рыбы к Христу, а под змеей подразумевают дьявола. Надпись ikhthus (рыба) в ранней Церкви была шифрограммой имени Christos. Слово ikhthus читали, как аббревиатуру фразы Iesus Christos Theu Yu Sotir - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Раннехристианский мыслитель, пресвитер карфагенской церкви Тертуллиан говорил: "Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде". Таким образом, символика рыбы связана и с таинством Крещения. Культ креста связан со смертью основателя христианства Иисуса Христа. Апостол Павел в своей христологии сделал крест символом спасения человечества. Несмотря на это, крест ещё долго воспринимался рядовыми христианами как орудие пытки. На древнейших погребальных памятниках, в качестве священных символов, встречается не крест, а другие изображения: например, фрески в римских катакомбах изображают пастыря, агнца, знак рыбы. Креста среди этих изображений нет. Крест стал христианским символом значительно позже: в V или IV в., спустя 100 лет после отмены императором Константином смертной казни. А изображения распятого на кресте Иисуса Христа стали появляться только с VIII – IX вв.

Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства, не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок – это вера в искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. Преследования, которым были подвергнуты христиане, не отвернули приверженцев новой религии. Ореол мученичества способствовал популярности христианства и сплочению христиан. Многие бежали от преследований в пустыню. Именно тогда появилось христианское монашество. Впоследствии преследования прекратились, наметились тенденции к союзу с императорской властью. Христианство в 4 веке было официально признано Константином. Тогда же сложился "Символ веры" - краткий свод основных догматов нового вероучения. В нем провозглашается триединство Всевышнего, имеющего три ипостаси (сущности): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, говориться о вечной жизни, которая последует за Страшным Судом; излагается учение о Церкви - учреждении одновременно божественном и человеческом. В 391 г. христианство становится государственной религией в Римской империи. Не смотря на это, христианство не представляло собой единого религиозного течения. Оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений – православия и католицизма, разделение на которые прошло после нескольких веков формального единства христиан.

Практически сразу с возникновением христианства в связи с различным толкованием тех или иных вероучительных вопросов начали возникать различные течения. Симониты - так назывались последователи Симона-волхва, современника святых апостолов. Он выдавал себя за высшего эона, воплотившуюся "Силу Божию", посланную для освобождения мира; Симон утверждал, что на горе Синае он явился в образе Отца, во время Тиверия - в образе Сына, а потом сошел на апостолов в виде Св. Духа. Выдавая себя за Мессию, Симон учил, что верующие в него получают свободу, которая все им позволяет. Поэтому его последователи предавались разврату и суеверию, поскольку не признавали воскресения мертвых. Во 2 в. появляется течение монтанизм (от основателя Монтана, который учил, что любой верующий может обрести дар пророчества. Монтанисты предвещали скорое наступление второго пришествия и страшного суда. Монтан призывал к аскетизму, расторжению браков и посту, чтобы верующие очищенными встретили новый приход мессии. В условиях гонений на христианство монтанисты открыто признавали себя христианами, готовые в своем фанатизме идти на мученичество (в надежде на скорое наступление царства Божия на земле). Монтанисты были подвергнуты гонениям, а их учение объявлено ересью (ересь - ошибочное, преднамеренное и последовательное противодействие человека истине, якобы установленной церковью; вождей еретиков, как правило, создателей нового учения, называли ересиархами). Дискуссии и первые расколы в Церкви были связаны с интерпретацией понятия Троицы. Многие из них касались вопроса о природе Исуса: божественной или человеческой. В начале 4 в. пресвитер из Александрии Арий подверг сомнению единосущность Отца и Сына, утверждая, что Бог Сын не может быть таким же безначально вечным, как и первый, поскольку был рожден и, следовательно, когда-то, до своего рождения не существовал. Ариане предлагали признать Бога Сына "частью Единосущего". Это реально приводило к признанию Бога Отца "сложным, и разделяемым, и изменяемым".Так возникло арианство. Церковь объявила учение Ария ересью, выдвигая контраргумент: Отец, дескать, всегда был и остается Отцом, потому что у него всегда есть Сын. Часть церковных деятелей стала оспаривать доктрину, согласно которой Христу присущи две природы: божественная и человеческая. В 5 веке возникают несторианство и монофизитство. Несторианство (учение константинопольского епископа Нестория, который полагал, что Мария не может быть почитаема как "Матерь Божья", ибо она всего лишь "мать Христа", смертная, как и все другие) признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. Воля, в отличие от православия, считается свойством лица, а не природы, поэтому признается одна богочеловеческая воля Христа. Одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к его человеческой ипостаси, другие (творение чудес) — к божественной. Поскольку рождение от Марии имеет отношение только к человеческой ипостаси Христа, но не к божественной ипостаси, термин «богородица» несторианство считает богословски некорректным и допустимым только с оговорками н(да и зачатие от Духа Святого ставилось под сомнение: на иврите, на арамейском и коптском языках Святой Дух - Руах ѓа-Кодеш - женского рода, т. е. обозначает женское начало. Как предполагают исследователи, догмат о непорочном зачатии мог возникнуть среди людей, не говоривших ни на иврите, ни по-арамейски, т. е. вне Израиля; мотив чудесного рождения ребенка девственницей является архетипическим мотивом, широко и разнообразно представленным в языческих верованиях и мировом сказочном фольклоре, но противоречит иудейскому монотеизму). Несторианство утверждает важность для спасения людей всей земной жизни Христа, а не только его смерти на кресте и воскресения, хотя и признает кульминационное значение последних. Особо подчеркивается важность подвигов Христа как человека. До крещения на Иордане Христос как человек в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет совершенное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама. Нестория объявили еретиком, обвинив его в том, что он учил только о человеческой природе Спасителя, хотя сам Несторий опровергал возводимые на него обвинения, говоря, что он выступал только против названия "богородица", которым стали именовать деву Марию. Несторий был лишен сана и отправлен в ссылку, где вскоре умер мученческой смертью. Близкие приверженцы Нестория бежали в Персию, откуда несторианство распространилось по всей Азии, достигнув Китая (в войске монгло-татар были и христиане несторианского толка). В качестве противовеса несторианству возникло учение, называемое монофизитством. Монофизиты утверждали, что Бог-Сын не мог одновременно быть и человеком, и Богом, и видели во Христе только сверхъестественную сущность. Монах Евтихий создал доктрину, согласно которой считалось недопустимым помещать в одну плоскость человеческую природу Иисуса с обычными смертными. После ипостатического союза Сына и Отца в Иисусе могла существовать одна только божественная природа. Сторонники Евтихиевой доктрины и были прозваны монофизитами, то есть "приверженцами одной природы". Монофизиты (единоестественники) учили, что хотя Христос имел две природы - божественную и человеческую, - но божественная Его природа совершенно поглотила Его человеческую природу. По их мнению, во Христе было одно божественное естество, а Его человеческое естество было лишь кажущимся. Больше всего монофизитов оказалось в Египте, египетские христиане-монофизиты образовали свою отдельную церковь, наызваемую "коптской" (копты - коренное население Египта, собственно египтяне). Коптская церковь существует и в наши дни; в ней распространены монофизитские взгляды. Монофелитство является разновидностью монофизитства. Если "монофизиты" означает "единоестественники", то слово "монофелиты" означает "единовольцы". Монофизиты отрицали различие между божественным и человеческим естеством Христа; монофелиты отрицали различие между божественной и человеческой волей Христа. По мнению же византийского императора Ираклия, Христос имеет два естества - божественное и человеческое, но одну божественную волю, в которую слились воедино две Его воли - божественная и человеческая.

В качестве ереси рассмативалось и манихейство - религиозное синкретическое учение, самый влиятельный из дуалистических культов. Его якобы основал пророк и маг Мани (Манес) во второй половине II в. в Персии. Он создал собственное вероучение, представляющее объединение христианства и зороастризма (а также элементы иных вероучений). От Зороастра он взял дуалистический взгляд на мир и природу человека как сочетание добра и зла, из индуизма - пантеизм - одухотворение всего сущего, от христиан - величественный образ Христа. Священные книги иудеев Манес отвергал. Их идеи о Божестве казались ему ложными и оскорбительными для Бога, их мораль - недостаточно совершенной и несогласной со святостью Бога. Манес отрицал пророчества о Спасителе, считал ложным и абсурдным библейский рассказ о сотворении мира и грехопадении человека, не признавал священными религиозные обряды иудеев и относился критически к Новому Завету. Он не признавал Деяний апостолов, относительно евангелий утверждал, что они написаны не самими апостолами, а по их рассказам: отсюда, по его мнению, происходили ошибки и противоречия, а следовательно, необходимость очистить Евангелие, восстановит его первообраз (отвергалось рождение Спасителя от женщины, рассказы о его обрезании, принесении им жертвы, искушение его дьяволом, и вообще все, взятое из Ветхого Завета). Мани критиковал евангельского Иисуса Христа, которого не считал истинным спасителем. “Истинного Христа” он не считал богочеловеком, а чистым божеством. Христос лишь пользовался обликом человека, чтобы проповедовать перед людьми. Спасение, которое давал дюдям Христос, осуществлялось посредством истинного знания (гнозиса). Посланником истинного Христа выступал Мани, который и был просветителем и утешителем людей (по-гречески, его звали “параклет” — “утешитель”). В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных изначальных принципов бытия. Царство добра и света состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли; властителем в нем является добрый Бог. Высшее Божество в манихейства — правитель Царства Света, который представляет собой воплощение лучших качеств и пяти доблестей (ум, знание, мысль и осмотрительность). Его божественные черты проявляются в 12 качествах (12, по этой причине, — священное число), таких как верховная мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Царство зла и мрака состоит из пяти нечистых стихий: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара; властителем в нем является злой демон. Для защиты границ царства добра Отец света произвел из себя эона - Матерь жизни, которая, в свою очередь, для борьбы с духами тьмы произвела еще одного эона - первого человека, явившегося в мир как Иисус Христос. Первочеловек вооружен светлыми элементами, которыми его наделяет Правитель Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир), но хитрый князь Тьмы усыпляет его и похищает эти элементы. Христос-первочеловек вместе с пятью чистыми стихиями борется с демонами, но демоны овладевают частью его светлого существа, поэтому Отец света был вынужден породить еще одного эона, помогающего Христу в борьбе - Животворящего духа (Дух Живой, Друг Света и Великий Зодчий. В этой троице центральной фигурой выступает Дух Святой). Животворящий дух является своеобразным благим демиургом, творящим мир. Он освободил не поглощенную царством зла часть Христа, называемую бесстрастным Христом, и поместил ее в солнце. Часть же, поглощенная царством зла, называется страждущим Христом. Хотя Первочеловек был освобожден, “запертые частицы света” так и остались захвачены князем Тьмы. Дух Живой создал затем из частиц света, не затронутых тьмой, солнце и луну, а из света, уже затронутого тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, находившиеся в постоянном движении. Материальный мир был создан из поверженных демонов (из костей — горы, из шкур — восемь небес). Посредством страждущего Христа в пространстве между двумя царствами происходит смешение светлой и темной материй. Страждущий Христос, став, при помощи Животворящего духа, душою мира, образует видимый мир, в котором смешаны духовное и материальное. Так как светлая материя стремится к освобождению от тьмы, Сатана приказывает демонам собрать оставшиеся в царстве тьмы частицы света в одно место, и творит человека по образу Христа-эона. Силы тьмы создали два пола, воплощенных в Адаме и Еве, для того, чтобы привязать легкий дух и тяжелому физическому телу. В мужчине преобладают светлые элементы, а в женщине — темные. Частицы света, сосредоточенные в человеке, составляют его душу. Манихейство преобразует ветхозаветные идеи таким образом, что именно Сатана запрещает человеку вкушать от древа познания добра и зла, а бесстрастный Иисус учит человека вкусить запретный плод и раскрывает ему тайну духовного происхождения. Для противодействия Иисусу Сатана создает из злой материи и незначительных остатков частиц света женщину, чтобы она раздробила разумную душу человека. Манихейство принимает доктрину о призрачном теле Христа, который (бесстрастный Иисус) сходит на землю, открывает людям истину об их духовном происхождении и учит освобождению от зла. Все апостолы и последователи Христа, а также иудеи и язычники, согласно манихейскому вероучению, являются проводниками злого, материального мира и потому извращают христианское учение. Спасение человека, согласно манихейству, возможно лишь тогда, когда он осознает свое положение в мире зла, проснетсья ото сна невежества. Подобно первочеловеку, человек должен воззвать о спасении, воззвать, с пониманием того, что иначе ему грозит неминуемая гибель. Культовая практика и быт манихеев отличаются суровым аскетизмом. Манихеи отрицательно относились к браку, отвергали употребление вина и мяса, максимально ограничивали уничтожение растений и животных как бессознательных хранителей души мира. Манихейство признает ряд пророков, завершившихся самим Мани, который является параклитом, Духом утешителя, посланным Христом для открытия Царства Божия. Жизнь манихеев проходила в строгом соответствии с их учением. Овощи и фрукты они считали продуктами света, а мясо — продуктом тьмы. В конце концов, они превратились в строгих вегетарианцев Вся жизнь манихея направлялась на “собирание” частиц света. Постепенно в манихейском обществе выделились два слоя — избранные и слушающие, что соответствовало двум ступеням спасения. Избранные вели аскетческий образ жизни, селились в хижинах, крытых травой, или пещерах. Фактически, это был слой жречества, которому был уготовано окончательно спасение. Слушающие — манихейцы, которые не смогли отказаться полностью от мирской жизни. Они служили избранным тем, что готовили им пишу, заботились о них. Избранные же в свою очередь посвящали их в тайны своего учения. Через избранных слушающие тоже могли достигнуть освобождения души из темницы тела. Происходило это таким образом, что в следующей жизни, слушающий мог родится в теле избранного. Избранные имели ответственность не только за себя, но и за слушающих. Манихейцы обычно вели аскетический образ жизни. В монастырях священнослужителям разрешалось жить лишь во время болезни (и во время весенней распутицы), во все остальное время они странствовали и везде, куда они не приходили, рассказывали об их чудесах. В явном виде манихейство существовало до VIII - IX вв., пережив максимальный расцвет в IV - V вв., однако идеи манихейства многократно возрождались в последующих религиях, течениях и христианских ересях.

Лекция 10. ОБРАЗОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ.

Объединение граждан в различные союзы давно практиковалось в Римской империи. Христиане также стали создавать свои объединения (считается, что первые из них были созданы апостолами), нередко получавшие названия по месту проведения: коллегия, фиас, школа, койнон, синагога или экклесия (дословно - собрание (чаще всего название применялось относительно народных собраний), противопоставляя истинное собрание, экклесию верующих, экклесии земной - народным собраниям, потерявшим в глазах христиан всякий смысл. В отличие от мирских объединений, имевших свои четкие уставы, списки членов и правила вступления, экклесии христиан были открыты для всех, кто желал принять христианскую веру. На собраниях произносились проповеди, повторялись речения Христа, читались послания, произносилась пророчества о скором конце мира. Совместное слушание проповедей усиливал эмоциональное воздействие последних: христиане были как бы избранниками, которым открывалась истина, недоступная остальному миру. Таким образом, изначально экклесия (церковь) означала конкретную христианскую общину (там, где христиане не подвергались гонениям, им позволяли строить особые здания для богослужений; их называли "Господним домом", по гречески - кириакон (отсюда русское церковь и немецкое кирха). Однако постепенно произошло абстрагирование понятия экклесии. Она мыслилась уже не просто как конкретная община христиан данного города, а всеобщая экклесия-церковь, мистически связанная с божеством. Церковь превратилась в некое абстрактное понятие, отличное от составляющих ее людей. В посланиях апостолов и прочих религиозных произведениях высказывалась мысль о том, что сам Христос "возлюбил церковь и предал (в смысле - отдал) себя за нее", то есть, что Христос нес крестные муки не за людей, а за церковь; и что вообще церковь была сотворена "прежде всего, и для нее сотворен мир". Таким образом, возник как бы отрыв представления о церкви от конкретных людей и, в известной мере, противопоставление ее этим людям. Сформировалась убежденность в том, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, если в отдельных общинах могут быть раздоры и непорядки, то объединение христиан в целом обладает "Духом Святым" и Божией благодатью. Был выдвинут догмат непогрешимости церкви: ошибаться могут отдельные христиане, церковь ошибаться не может, поскольку она, дескать, получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших христианские общины.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...