Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экологическая проблема и пути ее решения. Русский космизм



Современный этап в отношениях общества и природы отмечен нарастанием острых противоречий. Преобразовательная деятельность человека в отношении природы отозвалась ему не только положительным эффектом (благами жизни), но и негативным – резким ухудшением окружающей среды, ее загрязнением и истощением, т.е. экологическим кризисом, грозящим человечеству катастрофой.

Быстрыми темпами идет исчезновение природных запасов нефти, газа и других полезных ископаемых. При сохраняющихся темпах вырубки и гибели лесов, они исчезнут с лица Земли через три-четыре десятилетия. Выброс вредных веществ в атмосферу высокоразвитыми в экономическом отношении странами (прежде всего углекислого газа) ведет к изменению (потеплению) климата, так называемому парниковому эффекту, что способствует в одних регионах появлению засушливых районов, в других – затоплению прибрежных земель, городов. Использование фреона в производстве и бытовой технике способствует появлению озоновых дыр, что увеличивает ультрафиолетовую радиацию, которая вместе с отходами химической и атомной промышленности, ведет к заболеваниям людей, отрицательно влияет на их наследственность. Увеличилось загрязнение Мирового океана, и оно проявляет тенденцию стать глобальным. В результате деятельности человека в дикой природе к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений.

Экологические проблемы в настоящее время приобретают характер глобальных проблем, которые требуют совместных усилий разных стран по их незамедлительному решению. Различные авторы предлагают свои направления экологической политики, среди которых можно выделить главные:

-ограничение развития производства и соответственно потребления;

-нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы;

-разработка замкнутых циклов производства;

-экологизация промышленности, внедрение экологически чистых технологий и материалов;

-природоохранительная деятельность;

-формирование экологического сознания и экологической культуры людей.

Понятно, что решение экологических проблем невозможно только через научно-технические решения, социально-экономическими способами, политико-правовыми средствами. Требуется изменение самого человека, его сознания, внесение в него принципов экологической этики, формирование экологической культуры человека, начиная с раннего детства. Ряд ученых справедливо считают, что необходим переход всего человечества от тупикового техногенно-потребительского к новому – духовно-экологическому типу цивилизации. Его суть в том, что научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а средством гармонизации отношений между обществом и природой. Современный человек не может ставить себя в отношении к природе в положение «завоевателя», «покорителя», не заботящегося о последствиях своей деятельности. Согласованное развитие человека, общества и природы в их единстве – таков магистральный путь решения экологической проблемы.

Взаимодействие человеческого общества с окружающей средой изучает такая наука как экология. Термин «экология» в середине XIX века ввел пропагандист учения Ч.Дарвина, немецкий биолог Э.Геккель, и в переводе он означает «учение о доме». Экология связывает окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество»; анализирует природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии; раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем; рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества; ставит вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений человека и природы.

Русский космизм. Вопрос о связи человека с природой, о своем месте в ней и Космосе в целом получил развитие в XIX-XX вв. в таком течении как русский космизм.

Выделяют три основных направления русского космизма:

1) - художественно-поэтическое, воплотившееся в симфониях П.И.Чайковского, А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, в живописных полотнах М.В.Нестерова, К.Н.Рериха, в поэзии В.Брюсова, В.Хлебникова;

2) - философское – разрабатывалось Н.Ф.Федоровым (его считают родоначальником русского космизма), В.С.Соловьевым, П.А.Флоренским, С.Н.Булгаковым и частично Н.А.Бердяевым;

3) - естественно-научное – его представителями были К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.Г.Холодный, Н.А.Умов.

В русле космизма развивали свои теософские доктрины Е.П.Блаватская (основной труд «Тайная доктрина») и Г.И.Гюрджиев (сочинения под общим названием «Все и вся»).

В основу философии космизма была положена идея о космической направленности развития человечества и, следовательно, о «человеческом факторе» во Вселенной, об упорядочивающей космический хаос деятельности человечества, о смысле человеческого существования в эпоху освоения Космоса. Такое мировоззрение может быть охарактеризовано как антропокосмизм. Понятие «антропокосмизм» в научный оборот было введено Н.Г.Холодным в работе «Мысли натуралиста о природе человека» (1947).

Антропокосмическое мировоззрение противоположно антропоцентристскому: если антропоцентризм концентрирует внимание на человеке как центральной фигуре мироздания, оставляя в тени его окружение, то антропокосмизм стремится охватить познающим разумом весь космос, а природу и судьбу человека объясняет в свете знания о космосе в целом. Для него человек не центр мироздания, а составная часть Космоса, испытывающая на себе его воздействие.

Интересны в связи с этим мысли А.Л.Чижевского, изложенные им в замечательной работе «Земное эхо солнечных бурь». Мы со всех сторон окружены потоками космической энергии, которые поступают к нам, преодолевая огромные расстояния, от звезд, планет и Солнца. А.Л.Чижевский обосновал и детально раскрыл воздействие ритмов солнечной активности на динамику эпидемий, урожаев, на такие социальные события как революции, войны и т.п. Он установил периодичность мощного воздействия Солнца на человечество, которая составляет в среднем 11-12 лет. Его по праву считают основателем науки гелиобиологии.

Не менее значительна вторая черта антропокосмизма – обратная зависимость Космоса от практической и интеллектуальной деятельности человечества. С точки зрения Н.Ф.Федорова, Космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом. Он предложил идею регуляции природных процессов, преодоления разрушительной, стихийной силы природы. Зло и разрушение в природном мире олицетворяет смерть. Победить смерть можно только любовью. Он призывает людей к «общему делу» - преодолению смерти (в т.ч. воскрешению всех умерших поколений «отцов») на пути любви, регулирования природными процессами в масштабах всего Космоса. Освоение новых видов вещества и энергии, по мнению Федорова, откроет путь к бессмертию и непрерывному прогрессу.

Установка на завоевание человеком Космоса, освоение околоземного пространства, колонизацию других планет и дальнего космоса наиболее ярко проявила себя в учении К.Э.Циолковского. Он предложил научно-техническое решение выхода человека в Космос, став тем самым «отцом» русской космонавтики.

Наконец, антропокосмическое мировоззрение гуманистично. Осознав свою связь с Космосом, человечество должно относиться к нему нравственно уважительно, проникнуться ответственностью перед природой за результаты своей активно-преобразовательной деятельности. Деятельность по управлению, регулированию природными процессами должна быть освещена нравственным чувством.

Концепцию космической «живой этики» предложили Н.К.Рерих и его жена Е.И.Рерих. Своими работами они доказывали космический характер человеческой жизни, что требует понимания ее вне социально-экономических, идеологических, расовых и прочих характеристик. Перед лицом Космоса человечество должно предстать единым, выработать новые формы общественных взаимоотношений, пронизанные духовной культурой.

В настоящее время человечество активно осваивает космическое пространство, предпринимает решительные шаги по преодолению глобальных, связанных с сохранением жизни на Земле, проблем. И здесь обнаруживается мудрость русских мыслителей-космистов, плодотворность выдвинутых ими идей.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2089 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...