Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа, формы восприятия природы в истории культуры



Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий, им охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко понятию материи. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном смысле. Природа – этосовокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. Она существует по собственным, независимым от человека основаниям и законам. По словам Вл.Соловьева, когда говорится о природе, то всегда подразумевается некоторое существенное и в себе единое начало, производящее из себя все вещи. С этим согласуется и этимологическое значение слова «природа», которое имеет общий корень со словами «род», «родить», что указывает в ней на начало порождения или произведения. Это нашло отражение и в народном сознании в словосочетании «мать-природа». Она нас выводит на свет Божий, она и обратно берет нас в себя в конце нашей жизни.

Человек живет природой, она есть его «тело», с природой связана и физическая, и духовная жизнь человека. Природа для человека не только естественное условие его существования, но и поле для его преобразовательной деятельности. На почве преобразовательного развивается познавательное отношение, которое в современном обществе реализуется прежде всего в форме естественных наук (наук о природе), а также различные типы оценочного отношения к природе. Мы восхищаемся красотой дикой природы не меньше, чем красотой искусно разбитых цветников, парков, мы лечим души созерцанием природы и чувствуем ответственность за ее сохранение. Таким образом, отношение к природе не определяется одним только утилитарным интересом, природа для человека выступает как объект эстетического и нравственного отношения.

В истории человеческой мысли существовали разные взгляды на природу и в соответствии с ними выдвигались разные позиции человека в отношении к природе.

Природа может восприниматься как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное, как царство слепых, стихийных сил, как хаос. Такое отношение порождает позицию, обосновывающую необходимость подчинения природы человеку, господства над ней. Но возможна и другая позиция, когда природа, напротив, понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее и культуру, и человека, как царство, в котором господствуют разумные законы, торжествует естественная необходимость и нет места капризу, своеволию, столь частым во взаимоотношениях между людьми. Согласно этой позиции, человеку надлежит учиться у природы, подчиняться ей. Сегодня вопрос о том, на каких началах должны строиться взаимоотношения общества и природы стал одним из ключевых вопросов для человечества.

Выделим основные формы восприятия природы в истории культуры.

В системе античной культуры природа понималась как изменяющееся целое, способное к самодвижению, полное жизни, а вместе с тем и одушевленное. Вся доступная человеческому разумению природа охватывалась понятием космоса. При этом космос противопоставлялся хаосу и трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное, совершенное. Соответственно гармония и совершенство считались отличительными чертами природы. Поскольку для античного человека природа, космос были полны жизни (гилозоизм являлся характерной особенностью античного мышления), то человек как существо, наделенное жизнью, душой, не противопоставлял себя природе, а мыслил себя частью ее, находился в отношении родства ко всей природе, ко всему живому. Жизнь в согласии с природой считалась идеалом, к которому следует стремиться. Античными мыслителями была поставлена задача научного познания природы, которая решалась ими в рамках натурфилософии, путем выдвижения умозрительных догадок.

Средневековая (христианская) культура рассматривала природу как материальное, преходящее, изменчивое начало, над которым возвышается вечное, абсолютное, духовное начало – Бог. Природа нередко мыслилась как источник зла, которое нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борение божественного начала – души с греховным природным началом – телом. Идеалом для человеческой жизни выступало не слияние с природой, а возвышение над ней.

Однако в недрах христианского мышления существовала и другая линия в отношении к природе. Понимание природы как божественного творения открывало возможность для поиска в ней рационального начала, позволяло истолковать познание природы как попытку раскрыть заключенный в ней божественный план и тем самым восславить мудрость и всемогущество Творца. Бог, как считалось, дал людям две книги – священное писание, в котором его мудрость явлена непосредственно, и книгу природы, в которой он запечатлел свою мудрость на камне творения. Книгу эту надлежит читать людям. Данные воззрения сыграли немалую роль в возникновении науки о природе – естествознания.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Возрождение обращается к идеям античности, трактует природу как воплощение гармонии и совершенства. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости и наслаждения в противовес аскетизму Средневековья. Впоследствии в философии и эстетике романтизма природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Ж.-Ж.Руссо, один из основоположников романтизма, утверждал, что переход человека от природного, естественного состояния к социальному является источником всех наших несчастий.

В Новое время возникает новый тип отношения человека к природе. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Такая установка выражена в известных словах тургеневского Базарова: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что касается естественнонаучного познания, то в нем доминирующей становится идея испытания природы, стремление вырвать у нее ее тайны. Наиболее отчетливо это выразил Ф.Бэкон, провозгласивший целью науки и техники господство над природой.

В современном обществе утилитарно-прагматическое отношение к природе перестает быть самодовлеющим, складывается новый тип отношения к природе, который исходит из оценки ее как самоценности и ориентации не на господство над ней, а на партнерское, равноправное отношение общества и природы. В отношениях человека к природе начинает приобретать все более заметное место момент ответственности за сохранение природы.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3044 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...