Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Взаимодействие общества и природы. Географический детерминизм



Выделившись из природы, на протяжении всей своей истории человек взаимодействует с ней. Наиболее общее представление о взаимодействии человека и природы позволяют получить такие понятия, как «естественная окружающая среда», «искусственная окружающая среда», «географическая среда», «биосфера», «ноосфера».

Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, т.е. те природные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но которые могут со временем стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии и космоплавания в число таких объектов следует отнести также и определенную часть Солнечной системы. Следовательно, естественная среда представляет собой открытую систему и ее нельзя сводить к географической среде, которая охватывает лишь поверхность Земли, составляя важную, но не единственную подсистему естественной среды обитания человека.

К.Маркс выделял в естественной среде обитания человека две группы явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные и т.д.) и естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и т.д.). На ранних ступенях истории главным образом использовались естественные источники средств жизни, в дальнейшем решающую роль приобрели природные богатства, ставшие одним из условий развития производства.

Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной окружающей среды – того, что Маркс называл «второй природой». Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные трудом человека и не существующие в природе, но и живые организмы: растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. По мере развития общества роль искусственной среды обитания непрерывно возрастает. Искусственная среда обитания постепенно и неотвратимо наступает на естественную и, так сказать, поглощает ее. И это ставит перед человеком задачу охраны естественной природы как необходимого условия его существования.

Подсистемой естественной среды обитания человека является географическая среда, которая охватывает тонкую оболочку Земли. Географическая среда – это та часть природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, водные ресурсы, почва и почвенный покров, растительный и животный мир), которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного бытия. Географическая среда испытывает на себе воздействие человека, поэтому в нее входит не только река, но и канал, не только берег, но и дамба, не только лес, но и искусственная лесная полоса и т.д.

Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой. Качественно своеобразной естественной средой его жизни является сфера всего живого – биосфера.

Жизнь, единожды возникнув и распространившись по поверхности нашей планеты, становится силой, которая организует новую целостность – биосферу. Биосфера включает населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура и энергоинформационные процессы определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. Она находится под влиянием космических, а также глубинных подземных воздействий: это гигантская природная биофизическая и биохимическая лаборатория, связанная с преобразованием солнечной энергии через зеленый покров планеты. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная, самоорганизующаяся и равновесная система.

Поражает удивительное, неисчислимое многообразие форм жизни. В живом мире природа использует всю палитру цветов, контрастов, оттенков и переходов, любые мыслимые и немыслимые сочетания фигур и размеров, звуков и запахов, бесконечный диапазон внешних условий, пригодных для обитания различных видов организмов. Сложные, многократно переплетающиеся цепи зависимостей живых организмов стягивают различные биологические виды в единое целое – биоценозы, если говорить об определенном участке земной поверхности, или биосферу, если говорить обо всей жизни на планете.

Такие сложноорганизованные системы как биоценозы, биосфера в целом обладают способностью к самоорганизации, самовосстановлению в ответ на разрушающие их внешние воздействия (изменение температурного режима, химического состава воздуха, почвы, радиационного фона и др.). Однако эта способность проявляется лишь в определенных, достаточно ограниченных пределах. Выход за эти пределы влечет за собой глубокие, необратимые изменения биосферы, угрожающие самому ее существованию. Поэтому необходимо учитывать не только возможность самоорганизации жизни, но и ее хрупкость, возможность разрушения. Необдуманное вмешательство человека в природные процессы (истребление «вредных» видов, например, или загрязнение окружающей среды вредными отходами промышленного производства) влечет за собой цепную реакцию непредвиденных последствий, вплоть до деградации биоценоза в целом.

Сегодня задача сохранения жизни на нашей планете стоит так остро, как никогда ранее не стояла. Люди весьма преуспели в создании средств уничтожения жизни, так что в конечном счете от их воли и от их решений зависит теперь ее дальнейшее сохранение. Немало было философских учений, подчеркивавших не только своеобразие, но и ценность живого. В этом отношении характерны, например, взгляды философа-гуманиста первой половины XX века, лауреата Нобелевской премии А.Швейцера, который развивал «этику благоговения перед жизнью», подчеркивал ценность любой жизни, встречающейся в мире. Самоограничение ради сохранения жизни, о котором писал Швейцер, следует понимать как предостережение против безответственного вмешательства человека в течение жизни на Земле, как призыв к человеческой мудрости.

Людям достоверно известна только земная жизнь, ограниченная рамками нашей планеты. И хотя поиски внеземной жизни и цивилизаций не прекращаются, нельзя не считаться с предположением, согласно которому в доступной нашему изучению Вселенной нет других очагов жизни, кроме земного. Учитывая такую возможность, человечество должно особенно бережно относиться к сохранению жизни на Земле.

С возникновением человечества, под влиянием человеческой мысли и человеческого труда осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы – ноосфере.

Ноосфера (от греч. noos – ум, разум) представляет собой сферу живого и разумного. Это исторически закономерная ступень развития биосферы, связанная с появлением человека и свойственного ему разума, научного познания. Термин «ноосфера» был введен в 20-е годы XX века французским ученым Э.Леруа, впоследствии он был углублен П.Тейяром де Шарденом и нашим выдающимся естествоиспытателем и мыслителем В.И.Вернадским. (Следует заметить, что вопрос об авторстве введения термина дискуссионный, в литературе есть точка зрения, признающая авторство за В.И.Вернадским.) В.И.Вернадский исходил из того, что человечество, вооруженное научной мыслью, превращается в ведущую (геологическую) силу, которая будет определять эволюцию нашей планеты. В работе «Научная мысль как планетное явление» он обосновал идею о разуме как закономерном явлении Космоса. По мысли Вернадского, ноосфера представляет такой этап развития биосферы, при котором «проявляется как мощная все растущая геологическая сила роль человеческого разума (сознания) и направленного им человеческого труда».

Ноосфера предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, разумное сотрудничество государств в природно-преобразовательной деятельности, но и высокие гуманистические принципы отношения к природе – родному дому человека. Ноосфера - это особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу.

Воздействие природы на общество. Природа оказывает влияние на разные стороны общественной жизни.

Во-первых, на материально-производственную сферу общества, на хозяйственную специализацию стран, регионов. Так, наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы. Запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Вместе с тем природа побуждает общество к развитию и при относительной бедности тех или иных ресурсов, заставляя обращаться к другим качествам природы, развивать обмен, торговлю между людскими сообществами, живущими в разных регионах.

Во-вторых, на политические процессы общества. В политической области природный фактор присутствует в определении пространственных пределов государства (морские рубежи, горные хребты, реки играли роль естественных границ в истории становления государств). Управление государством предполагает членение территории на определенные регионы с учетом их природных характеристик и структурирование механизма управления применительно к этому. Кроме того, природа выступает и как определенный объект политики. Освоение новых земель, вопросы землепользования, охрана окружающей среды и другие подобные вопросы входят в орбиту политических интересов и становятся объектом политического регулирования и управления.

В-третьих, на социальную сферу. Природное начало является фундаментальнейшей основой семьи как социальной ячейки общества. Расовое деление общества выступает проявлением природной дифференциации людей. Социально-этнические общности, будучи по своей сущности социальными общностями, складываясь и функционируя по законам общественной жизни, имеют и свою естественно-природную основу. Есть природный аспект и в социально-классовой, профессиональной дифференциации общества, если обратить внимание, например, на удельный вес мужчин и женщин в общественном управлении. Сопоставление удельного веса природных начал в социальных общностях показывает явную неравномерность его распределения. В одних общностях оно играет фундаментально-интегрирующую роль (например, в семье), в других оно едва просматривается.

В-четвертых, на духовную сферу общества, культуру. Пожалуй, наиболее заметное проявление природного в этой сфере заключается в том, что оно выступает объектом духовного творчества. Тема природы в той или иной форме присуща всем формам, уровням, состояниям общественного и индивидуального сознания. Например, мифологическое и религиозное сознание в огромнейшей степени связано с природой. Философская традиция и подавляющая часть научного познания посвящена познанию природы и ее законов. Эстетическое сознание в немалой степени посвящено воспеванию природы, ее красоты.

Интересные, хотя, возможно, и не бесспорные рассуждения о влиянии природы на общественную жизнь содержатся в работе Н.Бердяева «О власти пространств над русской душой». Философ пишет, что географическое положение России было таково, что русский народ принужден был к образованию огромного государства. «Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных начал». Необъятные пространства повлияли и на русскую душу, породили целый ряд русских качеств и русских недостатков. «И в собственной душе чувствует он необъятность, с которой трудно ему справиться. Широк русский человек, широк как русская земля, как русские поля. Славянский хаос бушует в нем. Огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности, - он расплывался в пространстве». В отличие от русского человека, западноевропейский человек «чувствует себя сдавленным малыми размерами пространств земли и столь же малыми пространствами души. … И в душе его тесно, а не пространно, все должно быть рассчитано и правильно распределено». (Вспомним свойственные в значительной мере национальному характеру немцев аккуратность, склонность к порядку, дисциплине, своего рода педантизм и признаем рациональный момент в рассуждениях Н.Бердяева).

Рассмотрев проявления природного начала в различных сферах общественной жизни, можно сделать вывод. Природа влияет практически на все сферы общественной жизни, хотя степень и формы этого влияния различны. В материально-производственной сфере природа предстает в своей первозданной, непосредственно природной основе. При движении от материально-производственной сферы к духовной удельный вес природного фактора в его материальной форме как внутреннего момента для функционирования сферы снижается. Но возрастает роль природы как опосредованного фактора: природа присутствует в политической и, главным образом, в духовной сфере в идеальной форме, как объект отражения. Природа в ее конкретном и многообразном содержании во всех направлениях пронизывает общественную жизнь. Без непрерывной и живой взаимосвязи с природой общество, человечество не может существовать.

По мере развития общества его непосредственная зависимость от природы ослабевает, уменьшается, а опосредованная – усиливается, возрастает. Совершенствуя производительные силы, человек повышает свою защищенность от стихийных сил природы – строит обогреваемые и искусственно охлаждаемые жилища, дамбы, сейсмостойкие сооружения и т.д., тем самым создавая себе более комфортные условия существования, усиливая свою власть над природой. Но при этом, наряду с тенденцией, ослабляющей непосредственную зависимость человека от природы, действует тенденция расширения и нарастания интенсивности связей человека со средой, втягивания человека во все более тесные отношения с ней. Человеческая жизнь, производственная деятельность человека оказываются зависимыми от природных богатств, которые исчерпаемы и уменьшение которых ставит под угрозу существование человечества.

Природа по-разному влияет на общество: суровые климатические условия могут тормозить общественное развитие, мягкий климат, наличие рек – ускорять его. Интересные соображения относительно влияния водных ресурсов на общественное развитие есть у русского ученого Льва Мечникова, брата знаменитого физиолога Ильи Мечникова, который выделил 3 типа цивилизаций: речную, средиземноморскую, океаническую.

Но в любом случае степень влияния географической среды, природы зависит от уровня развития материального производства, науки и техники, опосредуется общественными потребностями. Игнорирование этого обстоятельства – опосредованного характера влияния природы на общество, приводит к географическому детерминизму.

Географический детерминизм – учение, которое приписывает определяющую роль в развитии обществ их географическому положению и природным условиям. Сторонниками этого учения были Ш.Л.Монтескье (1689-1755), К.Риттер (1779-1859), В.Кузен (1792-1867), Г.Т.Бокль (1821-1862), Э.Реклю (1830-1905), Ф.Ратцель (1844-1904). Французский философ Шарль Луи Монтескье в своем основном труде «О духе законов» огромное внимание уделил географической среде: климату, почве, рельефу местности, величине территории и т.п., считая, что именно они определяют в основном нравственный облик народа, психологические свойства, характер. Он, например, считал, что жаркий климат расслабляет людей, обусловливая неподвижность религиозных верований южан, он же активизирует семейную жизнь, порождая многоженство, стимулирует леность, на базе чего появляется жестокая форма приобщения людей к труду – рабство. В прохладном климате, напротив, по его мнению, рождаются жизненная энергия, храбрость, любовь к свободе и т.д. Другой французский философ В.Кузен писал: «Дайте мне карту страны, ее очертания, климат, воды, ветры, всю ее физическую географию, дайте мне ее естественные плоды, флору, зоологию, - и я берусь наперед сказать, каков человек этой страны, какую роль эта страна будет играть в истории, и не случайно, а в силу необходимости, и не в одну эпоху, а во все эпохи».

В XVIII в. географический детерминизм противостоял мифологически-религиозному истолкованию исторического процесса, имел прогрессивную направленность, т.к. был связан с поиском объективных, естественных источников развития общества. В XIX – начале XX века представителями географической школы был выдвинут ряд важных и поныне актуальных проблем взаимосвязи природы и общества. Однако в целом географический детерминизм отличают антиисторизм и натурализм в объяснении общественного развития, недостаточное внимание к опосредующей роли труда, материального производства, культуры в отношениях природы и общества.

Географический фактор сыграл решающую роль в становлении школы геополитики. Она возникла в 20-х годах XX века, перед I-ой мировой войной в Германии, руководителями её были К.Хаусхофер, Э.Обст (концептуальную разработку самого термина «геополитика» осуществил ранее Ф.Ратцель). В данной школе обосновывалась установка на захват чужих территорий под предлогом нехватки территорий у одних стран и избыточности территории у других. К.Хаусхофер сформулировал агрессивную по сути гипотезу о потенциально необходимом «жизненном пространстве германской нации». Геополитика стала составной частью нацистской идеологии.

Воздействие общества на природу. Не только природа влияет на общество, но и общество влияет на природу. Неизмеримое количество человеческого труда израсходовано на преобразование природы. Человек вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, вывел новые виды растений и животных, изменил ландшафт, основал деревни и города, проложил дороги и сделал множество других дел. Человек, преобразуя природу в соответствии со своими потребностями и интересами, по мере роста производства постоянно расширял масштабы своего вмешательства в естественные процессы и в конечном итоге столкнулся с экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию. Дальнейшая конкретизация вопроса о влиянии общества на природу связана с рассмотрением экологической проблемы.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2796 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...