Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности



Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности.

Археология - это наука, изучающая человеческое прошлое по вещественным памятникам. Самый термин состоит из двух греческих слов: arcaios " архайос " - древний и logos " логос " - слово, знание. Впервые ввел в обиход это слово греческий философ Платон (427 - 347 гг. до Р.Х.). Под термином археология Платон понимал науку о древностях в самом широком смысле. В XVIII веке этим словом стали обозначать историю древнего искусства, и поныне в ряде стран археология означает искусство древнего мира, а сама история искусств ограничивается последующим временем.

В большинстве западных стран первобытная археология относится не к историческим, а к биологическим или другим естественным наукам, и археологи работают большей частью на факультетах антропологии. Отечественная же археологическая наука занималась и занимается изучением первобытных, античных и средневековых вещественных источников, реконструируя на их основании возникновение и развитие материальной, общественной и духовной жизни людей.

Археологические источники можно объединить по их назначению: строения, орудия труда, оружие, предметы быта, культовые предметы. Наиболее распространенными археологическими памятниками являются поселения, то есть места, на которых в древности жили люди, оставившие следы своей деятельности. Второй вид археологических памятников - погребения, хорошо иллюстрирующие не только быт древних, но и их религиозные представления. Третий вид археологических памятников – отдельно стоящие святилища.

Понятие археологической культуры включает в себя комплекс относительно одновременных памятников со сходным инвентарем и занимающих одну территорию. Иногда археологическая культура принадлежит одной этнической общности людей, связанных единством происхождения, языка, материальной и духовной жизни, или же общности, возникшей на базе прочного единства хозяйственного и духовного развития нескольких родственных между собою групп населения.

Археология, как наука, имеет свой предмет исследования и свои, присущие только ей методы накопления и изучения источников. Работа археолога складывается, как правило, из трех больших этапов. Началом археологического исследования является разведка и раскопки археологических памятников, совокупно называемые полевыми работами. Разведка может являться пешим обходом всей обследуемой территории со внимательным ее обзором и описанием, могут применяться и технические средства. Еще в начале XX века с воздушного шара был сфотографирован остаток римского порта Остии, что положило начало аэрофотографии, позволяющей изучить планировку древних городов еще до начала их раскопок. Широко применяется метод электроразведки, при котором при помощи тока измеряется сопротивление почвы, зависящее от уровня влажности. Там где под землей находятся остатки стен, влажность меньше. Применяется и радарная аппаратура: испускаемые электромагнитные лучи частично отражаются от границ слоев или поверхности находящихся под землей предметов и принимаются на экране.

За разведкой следуют раскопки. Первые раскопки были предприняты еще вавилонским царем Набонидом (555 - 538 гг. до Р.Х.), раскапывавшим фундаменты домов и храмов, и ведшим поиск табличек с надписями более древних времен. Древние греки и римляне, находя кости вымерших животных считали их останками титанов. Над их костями иногда даже сооружали мавзолеи. Так, император Адриан (117 - 138 гг.) возвел в окрестностях Рима мавзолей на том месте, где река вымыла кости мамонта - их приняли за останки героя Аякса. В XVII - XVIII вв. в Европе исследуются древнеримские катакомбы, а охотники за древностями совершают варварские разрушения античных памятников.

Только в XIX веке складывается научная методика археологических раскопок, заключавшаяся в комплексном исследовании как погребений, так и культурного слоя поселений. Последний, включая следы деятельности человека, может иметь различную толщину. Например на римском форуме она равна 13 метрам, в Ниппуре (Месопотамия) - 20 метрам, а в поселении Анау (Средняя Азия) - 35 метрам. Целью раскопок, помимо сбора информации, является сохранение находок от гибели, фиксация места их нахождения. Поставленная цель достигается путем описания, фотографирования и зарисовки раскопа и находок, составления планов сооружений, стратиграфических планов раскопок, схем чередования слоев. Собранные и описанные находки становятся полноценным археологическим материалом только после их лабораторной обработки и исследований, в ходе которых определяется структура археологического материала, назначение предметов, устанавливается их связь с остальными элементами исследуемой культуры.

Все находки разбивают по категориям, группам, классам, типам и видам. В зависимости от материала, из которого они изготовлены, их разбивают на пять категорий: изделия из камня, керамики, кости, металла и дерева. С учетом первичной обработки материалов каждая категория делится на группы. Так, например, керамика разделяется на группы: лепную, изготовленную только руками, и гончарную. В зависимости от характера вторичной обработки материалов каждая группа делится на классы, классы - на типы, типы - на виды.

Каждая из находок измеряется, устанавливается ее назначение, выясняется, из какого материала и как она была изготовлена, подсчитывается, сколько аналогичных вещей найдено в данном комплексе, какую долю они составляют в сумме всех находок. Все эти данные суммируют по каждому памятнику и сравнивают с другими комплексами вещей. На карте отмечают распространение сходных комплексов, а в некоторых случаях и отдельных вещей. По таким картам определяют границы расселения племен и народов, выясняют торговые пути.

Третий, завершающий этап археологического исследования - кабинетная работа, написание статей и книг о жизни древних людей на основании проведенных исследований и полученных данных.

Библейская археология есть наука, восстанавливающая на основании археологических источников исторический фон событий Священной истории и подтверждающая их достоверность. Методы археологии библейской идентичны упомянутым в предыдущем разделе, существуют, однако, и некоторые отличия. Во-первых, ареалом исследований является "библейский мир" - то есть Ближний Восток и Северная Африка; во-вторых, верхним хронологическим пределом исследований является рубеж I - II вв. по Р.Х., - время окончания Библейской истории; в-третьих, кроме общей для археологии задачи реконструкции древних культур, библейская археология предполагает соотнесение их с библейским контекстом, а также использование материалов исследований для подтверждения событий Священной истории; в-четвертых, необходимость уяснения исторического фона событий Священной истории обуславливает широкое привлечение данных различных вспомогательных исторических наук: эпиграфики, папирологии, палеографии, нумизматики, сфрагистики, палеоботаники, палеозоологии и этнографии (палеоэтнографии).

В связи с тем, что перечисленные дисциплины большинством западных ученых считаются вспомогательными дисциплинами библейской археологии, то о них следует сказать отдельно.

Вспомогательные дисциплины библейской археологии.

Эпиграфика - наука, занимающаяся изучением надписей, высеченных, процарапанных или начертанных на твердом материале, обычно на камне. Ими покрывали стены, колонны и столбы храмов, они высекались на скалах, вместе с рельефами и росписями украшали стены гробниц. Надгробные и победные стелы, жертвенники, алтари, подножия саркофагов, статуи царей и вельмож нередко испещрены текстами. Эти надписи часто имеют важнейшее значение для библейской археологии. Так, например, на стеле фараона Мернептаха впервые встречается упоминание о народе Израиля.

Другого рода надписи представляют собой граффити (итал. graffiti "процарапанные") - написанные краской от руки, либо процарапанные каким-нибудь острым предметом тексты на различного рода предметах, сооружениях или скалах.

Таким же способом выполнены надписи на остраконах (греч. ostrakon "черепки") - обломках глиняных сосудов или камня. Известнейшим для библейской археологии примером являются так называемые "Лахишские письма" - краткие сообщения офицеров иудейского гарнизона в Лахише, написанные на черепках во время осады города вавилонянами.

Следующий род надписей, изучаемых эпиграфикой - клинописные таблички, являющиеся основным источником для истории библейского мира. Именно клинописные таблички не только четко фиксируют множество событий Священной истории в их взаимосвязи с событиями в иных странах Ближнего Востока, но и дают массу материала о цивилизационной обстановке, в которой они происходили.

Десятки тысяч таких табличек найдены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таблички, прямоугольные, или, гораздо реже, в форме шестигранника, покрывали клинообразными знаками. На них писали, когда глина была еще мягкой, а затем обжигали, что обеспечивало их сохранность в течение тысячелетий.

Тексты, написанные на мягком материале, папирусе, пергаменте, и дереве изучаются другими вспомогательными дисциплинами библейской археологии - палеографией и папирологией.

Папирология, изучающая надписи на папирусе выделяется в отдельную дисциплину в силу того обстоятельства, что во-первых, велико количество найденных папирусов, а во-вторых, большую часть их объединяет страна происхождения - Египет. Благодаря сухому климату долины Нила сохранилось множество папирусов, в том числе имеющих важное значение для библейской археологии - например папирусы иудейской колонии на о. Элефантина.

Палеография (от греч. palaios "палеос" - древний, grafw "графо" - пишу) изучает тексты, сделанные на пергаменте, коже, древе, и коре деревьев. В записях на коже сохранились лишь отдельные фрагменты текстов, и то преимущественно из Египта, где они уцелели благодаря сухости климата. Куда больше рукописей сохранилось на пергаменте - коже, специально обработанной известью. Начиная с эпохи эллинизма, пергамент благодаря своей долговечности становится важнейшим писчим материалом, на котором, кроме всего прочего, были записаны книги Ветхого Завета. Объектом палеографического исследования, наиболее важным для библейской археологии являются безусловно рукописи Мертвого моря, речь о которых пойдет в разделе о кумранистике.

Благодаря своей долговечности пергамент мог быть использован для повторного написания текстов. В этом случае основной текст смывали, и писали поверх него новый. Подобные манускрипты называются палимпсестами. С помощью современных технических средств первоначальная запись обычно легко восстанавливается.

К важнейшим для библейской археологии надписям на деревянных дощечках следует отнести так называемую "Табличку Карнарвона", названную по имени английского лорда, на средства которого была организована экспедиция, ее обнаружившая. На ней записан один из вариантов предания об изгнании из Египта гиксосов, послужившем началом порабощения израильтян.

Тексты, изучаемые тремя вышеперечисленными дисциплинами, бывают разного рода. Это хроники и анналы, где большей частью погодно или в определенной хронологической последовательности фиксировались наиболее важные события, имевшие место при том или ином правителе, либо знаменательные факты, которые летописцы сочли нужным отметить; это учебные и священные тексты; это биографии и своды законов; это всевозможные декреты, политические и торговые договоры, постановления и надгробные надписи.

Нумизматика - наука о монетах. В основе этого термина лежит греческое слово nomos " номос " - закон, законное платежное средство, откуда производное nomisma " номисма " - монета. Основоположником систематического исследования в области нумизматики считается И. И. Эккель, издавший в 1792 - 1798 годах в Вене восьмитомный труд "Наука о древних монетах". Для библейской археологии одним из важнейших открытий в области нумизматики является находка так называемой "лепты Пилата", известной ранее лишь по изображению на Туринской плащанице.

Сфрагистика, от греч. sfragis "сфрагис" - печать - изучает древние печати - большей частью по их оттискам. Для библейской археологии наиболее интересны оттиски печатей на фрагментах сосудов эпохи разделенных царств: печати из Самарии, где теофорные имена владельцев постепенно сменяются языческими, подтверждают библейские сведения о религиозной ситуации в царстве Израильском.

Палеоботаника - дисциплина, изучающая древнюю флору. Результаты исследований пыльцы растений в ткани Туринской плащаницы явились одним из доказательств ее подлинности.

Палеозоология - дисциплина, изучающая древних животных. Благодаря ей, мы значительно улучшили свои представления о мире, окружавшем участников Священной истории.

Этнография - наука, изучающая народы, их быт и культуру. Для библейской археологии этнография является вспомогательной наукой в том плане, что сведения о быте, нравах и культурно-исторических взаимоотношениях неусредненных современной цивилизацией народов используются для реконструкции тех же категорий человеческого бытия народов Библии, находившихся на сходной степени развития.

Археологическая периодизация и датировка памятников.

Хронологическая проблема доисторического прошлого.

В первом веке до нашей эры римский поэт и мыслитель Лукреций всю историю человечества разделил на каменный, медный, бронзовый и железный века. Догадка Лукреция послужила для создания в XIX веке археологической периодизации. В 1836 г. датский исследователь Х. Томсон обосновал гипотезу Лукреция археологическим материалом. В 1862 г. лорд Эвбюри предложил разделить каменный век на два периода - палеолит (древнекаменный век) и неолит (новокаменный век). Позднее, французским археологом Э. Пьетом был выделен мезолит (среднекаменный век). В качестве переходной эпохи от неолита к эпохе бронзы был выделен энеолит (меднокаменный век). Бронзовый и железный века были разделены на два периода - ранний и поздний. В эпохе железа выделяют период раннего железа, античной и средневековой археологии. Границы этих периодов для разных частей земли весьма разнятся между собою. Кроме того, определение этих границ увязано с датировкой археологических памятников, о чем следует сказать отдельно.

Датировка, либо определение возраста археологических находок бывает относительная и абсолютная. Последняя производится с помощью методов естественных наук. Это - дендрохронология, варвохронология, радиоуглеродный, термоилюминисцентный, археомагнитный, обсидановый, спорово-пыльцевой и другие методы.

Используются также химические методы анализа находок. Наиболее известным является радиоуглеродный метод, впервые предложенный профессором Чикагского университета Ф. Либби. Он основан на том явлении, что всякий организм - животный или растительный накапливает в тканях определенное количество радиоактивного угля, который постоянно содержится в атмосфере. Когда организм погибает, накопленная радиоактивность начинает уменьшаться путем произвольного самоизлучения постоянной интенсивности: за 5720 лет теряется половина ее радиоактивности, а за 11440 лет - три четверти ее. Чем древнее исследуемый объект, тем меньше в нем содержится С14.

Однако к 1980-м годам стало ясно, что метод этот нуждается в существенной корректировке. Дело в том, что физики исходили из предположения, что космические лучи, под воздействием которых образуется С14, бомбардируют атмосферу с постоянной интенсивностью, однако в действительности она колеблется. Доказано это было при помощи дендрохронологии - методе датировки, основанном на подсчете годичных колец древесных стволов. По годичным кольцам остистой сосны, растущей в Калифорнии (найдены деревья, которые растут уже ок. 5 тыс. лет), была составлена К. У. Фергюсоном шкала дат на 8,5 тыс. лет. При сопоставлении шкалы Фергюсона со шкалой С14 были выявлены существенные расхождения: начиная с 700 г. по Р.Х. метод С14 дает ошибку в 10%, а датировка находок свыше 50 тыс. лет и вовсе сомнительна. Определенная ошибочность радиоуглеродного метода была продемонстрирована варвохронологией - методом определения хронологии по варве - годичной ленте глины, отложившейся на дне ледниковых озер.

Уточнение датировок по С14 и дендрохронологии также возможно благодаря методу термолюминисценции. Он основан на том, что если древнюю керамику нагреть до 400° - 500° С, то она будут светиться. При чем свечение тем интенсивнее, чем древнее предмет.

Геомагнитный метод абсолютной датировки основан на том факте, что магнитное поле Земли периодически меняет знаки с плюса на минус, то есть происходит инверсия. Метод учитывает время этих инверсий, соотнося результаты исследования археологических находок с данными магнитостратиграфической шкалы. Суть этого сравнения в том, что глина способна намагничиваться, но стоит ее обжечь, как магнитное поле в ней как бы застывает и образуется термостатичная намагниченность. Измерив направление и силу магнитного поля, и зная время инверсий, можно установить время обжига кирпича или керамики.

Относительная датировка устанавливает последовательность тех или иных событий. Основные ее методы: стратиграфия, типология, и перекрестная датировка по аналогии.

Стратиграфия описывает очередность культурных слоев, что дает возможность определить, какой слой и соответственно культура древнее. Типологический метод основан на сравнении находок из разных мест. Если они одинаковы, следовательно, и изготовлены приблизительно в одно время.

Проблемным местом всех этих датировок для библейской археологии является то, что даваемые ими абсолютные даты никак не вписываются в библейскую хронологию эпохи праотцев. Так как для разрешения этого вопроса на сей день существует лишь гипотеза о том, что библейские персонажи той эпохи - лишь важнейшие представители целых периодов в истории человечества тех времен, то ограничимся только некомментируемыми общепринятыми датами.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...