Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек и государство



«…человек по природе своей – существо политическое: кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении».

«Из всего сказанного следует, что государство продукт естественного развития и что человек по природе своей – существо политическое».

«… государство возникает ради потребностей жизни, но существует ради благой жизни».

«Природа государства стоит впереди природы семьи и индивида: необходимо, чтобы целое предшествовало своей части».

«Отклонения от указанных правильных форм государственного устроения следующие: отклонение от царской власти - тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия».

Тема VII

Римско-эллинистическая философия.

Философия Плотина

Общая характеристика римского стоицизма. Источники и исследования по неоплатонизму. Основные школы неоплатонизма. Три «ипостаси» и три «природы» в философии Плотина («О трех началах, или субстанциях» [5,1.]). Учение Плотина о благе («О благе или Едином» [VI, 9.]). Теория идей Плотина и учение о материи («Об Уме, идеях и о сущем» [V,9]); «О материи» (II,4). Учение Плотина о «эманации». Антропология, учение о свободе воли и «экстазе». («О воле и свободе Первоединого» (6,8). Общая характеристика соч. Прокла «Первоосновы теологии». Толкования учений Платона о Едином, Уме и Душе в работе Прокла «Платоновская теология». Истолкование Порфирием «Категорий» Аристотеля и их значение для судеб средневековой философии.

Вопросы

1. Общая характеристика философии неоплатонизма. Неоплатонизм и христианство.

2. Учение Плотина о Едином, Уме и Мировой душе как «ипостасях».

3. Учение Плотина об идеях.

4. Учение Плотина о душе человека и смысле жизни.

5. Этика Плотина.

6. Общая характеристика римского стоицизма (Сенека и Марк Аврелий).

Литература обязательная

Тексты: Плотин. О трех первых началах или субстанциях (V 1.). Каким образом происходит от Первого начала то, что после него, и о Первоедином (V 4.). О Благе или Едином (VI 9.) // Плотин. Сочинения. СПб., 1995. С.52-69, 93-96, 275-293;Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература: Асмус В.Ф. Античная философия (любое издание, начиная – М., 1976). Глава XII.

Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Лосев А.Ф. Плотин // Философская Энциклопедия. В 5 т. М., 1967. Т.4. С. 275-278; Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. [Неоплатонизм] С.118-143; Античная философия Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 578-589.

3) дополнительные тексты по философии неоплатонизма: Плотин О воле и свободе Первоединого. // Плотин. Избранные трактаты. (Пер. Г.В. Малеванского). М., 1994. Т.1. С.9-26, С.60-62. Т.2. 97-126. С.127-142.

4) специальные исследования: Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918 (есть совр. переиздание); Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.

Контрольные вопросы по Теме VII. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения Плотина:





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...