Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественная критика и искусствознание в XVII веке



Особенности мировосприятия эпохи: расширение границ Вселенной, количественное завоевание мира, военные потрясения и крушение держав, утрата чувства стабильности и равновесия, формирование драматического мироощущения европейца. Паскаль и Декарт, Монтень и Ларошфуко. Специфика развития науки, философской мысли и художественного сознания в XVII веке. Двойственность, контрастность и противоречия в социально-политической, религиозной жизни и искусстве. Ведущие стилистические направления - барокко и классицизм. Роль Италии в сложении единого европейского стиля в ХVII веке. Галилей (1564–1642) как художественный критик: его эстетическая концепция и приоритеты в области искусства, идеал гармонической соразмерности (письмо к Лодовико Чиголи от 26 июня 1612 года). «Рассуждения о Тассо». Столкновение и взаимосвязь стилистики Ренессанса и барокко в сочинениях Галилея, его влияние на современников. Траяно Боккалини «Известия с Парнаса» (1613 г.) о нормативной избыточности в сфере художественного творчества, о пагубном влиянии регламентации и предписаний для художников. Критическая деятельность Алессандро Тассони («Похищенное ведро», 1622 г.). «Размышления», спор о первенстве между искусством старым и новым и его актуальность в контексте общеэстетической проблематики XVII века. Проблема следования античным образцам и вопрос поиска современных средств выражения. Значение трудов Джулио Манчини «Размышления о живописи» и «Путешествие по Риму» для формирования методологической базы искусствознания и художественной критики; сложение системы каталожного описания произведений, выработка принципов изучения искусства, понятие «почерк» как критерий анализа. Отзывы Дж. Манчини о трех направлениях современного итальянского искусства, его эстетические критерии и художественные приоритеты. Художники ХVII века о стиле эпохи: трактат кардинала Оттонелли и Пьетро да Картона. Изречения Лоренцо Бернини и их связь с идеалами барокко. Типология текстов по искусству: топографические описания и путевые заметки, общие обзоры, хроники местной художественной жизни. Биографические сочинения в духе «Жизнеописаний» - Дж. Бальоне, Б. Пассери (Рим), Чезаре Мальвазиа (Болонья), Ридольфи, Марко Боскини (Венеция), Сопрани, Ратти (Генуя). Филиппо Бальдинуччи: возникновение «филологических» методов искусствознания, появление словаря терминов изобразительного искусства, выработка принципов систематизации художественных собраний, первый опыт систематического анализа истории гравюры, изложение истории европейского искусства в хронологическом порядке. Формирование классицистической доктрины. Сочинения по искусству кардинала Агукки, его отзывы о борьбе направлений в итальянской живописи и утверждение классицистических принципов. Н. Пуссен и Дж. Беллори, сложение нормативной системы оценки произведений искусства, Марко Боскини «Карта живописного мореплавания» и «Богатые рудники венецианской живописи». Эстетические идеалы, акцентирование роли колорита в венецианской литературе по искусству. Обогащение терминологии искусствознания. Роль Франции в развитии художественно-критической литературы в XVII веке. Господство теории классицизма и его значение для французской культуры. Декарт. Корнель, Расин. «Французская газета» Теофраста Ренодо (1631 г.) и возникновение периодических изданий во Франции. Основание Академии Художеств (1643 г.) и ее роль в формировании единого стиля. Последовательное изложение теоретической программы классицизма у Н. Буало («Поэтическое искусство», 1673 г.) и Андре Филибьена («Беседы о наиболее значительных живописцах старых и новых», 1666-1668): античный идеал красоты, очищение природы разумом, «высокий вкус», ясность и благопристойность. А.Филибьен о роли композиции и иерархии жанров. Шарль Лебрен «О методе изображения страстей» (1667 г.), Лебрен о произведениях Пуссена. Дискуссии об искусстве в академических кругах. Спор о древних и новых (27 января, 1687 г.). Ш. Перро о превосходстве современников и его оппоненты. Проблема прогресса в искусстве и ее место в истории европейской культуры. Спор «пуссенистов» и «рубенсистов» и постановка основополагающих вопросов искусствознания во французской критической мысли ХVII века (рисунок - колорит, уподобление античности - следование природе и, т.п.), Роже де Пиль (1636 – 1709) «Беседы о композиции в живописи» (1677 г.), «Диалог о колорите» (1679 г.), «Баланс живописцев» (1697 г.). Критика – проблема суждений, критерии оценки художественных произведений. Сочинения по искусству других европейских стран. Круг проблем: теория, техника, биографии. Немецкое искусство XVII века, взаимодействие направлений, стилистическое разнообразие, проблема сложения национальных особенностей немецкого классицизма и барокко. Трактат Иоахима Зандрарта (1606–1688) «Немецкая Академия зодчества, ваяния и живописи» (1675 г.) - расхождение эстетических идеалов (эклектизм), интерес к отечественной школе, внимание к живописи других народов (в том числе – китайской). Фландрия. Франц Юниус «О живописи древних», Конелис де Би «Золотой кабинет благородного искусства живописи». Голландия. Типы сочинений: путеводители по городам (Я. Орлерс «Описание города Лейдена», Д. ван Блейсверк «Описание города Делфта»), полемика вокруг творчества Рембрандта (Константин Рейгенс, Вондель, де Вос, де Декер, Пельс). Трактат Самюэля ван Гоогстратена «Введение в высокую школу живописи» (1673 г.). Герард де Лэресс. Арнольд Гоубракен. Испания. «Золотой век». Франсиско Пачеко (1564 – 1654) «Искусство живописи» (1649 г.) – особенности теории и техники живописи, суждения о современных художниках. А. Паломино (1653 – 1726). Англия. Джон Эвелин, трактат о гравюре. Cочинения по искусству и русская художественная критика XVII века. Трактаты Иосифа Владимирова и Симона Ушакова. Протопоп Аввакум «Об иконном писании». Собор 1667 г., «Грамота трёх патриархов» (1669 г.). Симеон Полоцкий. Карион Истомин. Сильвестр Медведев.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1669 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...