Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античные тексты по искусству и проблема возникновения критики как жанра



Ю.И. Арутюнян

История художественной критики

ПРОГРАММА

Введение. Проблемы формирования художественной критики, вопрос стилистики и методологии

Происхождение и этимология слова «критика» (греч. κριτικός) в европейских языках, его появление в России. Понятие художественной критики, ее история и предыстория. Зоил и Аристарх. Проблема зарождения и формирования художественной критики. Цели и задачи критики, ее роль в современной культуре. Проблема «художник и критик» и пути ее преодоления. Методы художественной критики, ее стилистические и жанровые возможности. Место художественной критики в системе наук о культуре, в искусствознании. История культуры, эстетика, искусствознание, художественная критика и журналистика, вопрос взаимосвязи. Типология и жанровое разнообразие критических выступлений, их актуальность и эволюция. Значение истории художественной критики в системе профессиональных знаний искусствоведа. Художественная критика как часть искусствоведения, ее специфика. Значение истории художественной критики для понимания художественного процесса в прошлом.

Античные тексты по искусству и проблема возникновения критики как жанра

Место искусства в античной культуре. Созерцательный характер античной эстетики, роль канона. Мимезис. Катарсис. Типология искусств по Платону. Публичность художественной жизни. Эстетические приоритеты и смысловые задачи античных текстов по искусству. Древняя Греция. Трактаты художников: Поликлет «Канон», хрестография Памфила. Описательно-эстетические сочинения: Дурис Самосский. История греческого искусства по Ксенократу, ее особенности и значение. Риторическая литература: Антигон из Кариста. Топографические сочинение периэгетов (Полемон). «Описание Эллады» Павсания и его эстетический смысл. Жанр литературных описаний (экфрасис): Лукиан. Древний Рим. Особенности исторического развития, место и роль искусства в культуре Рима. Рим и культуры востока, Рим и греческая классика. Цицерон об относительности художественного совершенства и невозможности прогресса в искусстве. «Naturalis Historiae» («Естественная история») (77 г.) Плиния Старшего (23 – 79) об искусстве. Иллюзионизм (веризм) как идеал искусства. Квинтилиан. Дион Хризостом. «Художественно-критический импрессионизм» Филостратов, «Картины». Структура диалогического экфрасиса, его происхождение и эволюция. Особенности эстетической концепции и языка Филостратов, риторический характер их произведений. Концепция связи с прототеатром, анализ структуры и выразительных средств. Экфрасис в древнеримской литературе: Каллистрат, Христодор. Плотин и его теория. Сущностные особенности, эстетические принципы и критерии суждений о произведениях искусства в теоретической мысли и художественной критике эпохи Античности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...