Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Софисты. К наиболее видным представителям так называемых старших софистов принадлежат Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт



Горгий последовательно приводит три тезиса.

Первый: ничего не существует; второй: если что-то и существует, его нельзя познать; третий: если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. В теории познания Протагор отстаивал сенсуализм. На его основе он приходит к определенному гносеологическому релятивизму. в соответствии с его общей материалистической ориентацией, то по сути оно гласит, что человек воспринимает мир таким, каков он есть.

Большинство мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Определенная демократическая ориентация виднейших представителей софистики вызвала весьма резкое выступление против них ряда мыслителей, стоящих на стороне аристократии. Эту позицию занял и один из наиболее выдающихся философов не только того времени, но и античности вообще — Сократ.Центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богу или к богам. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основой, сущностью мира — «духовный принцип» как в логическом, так и в историческом смысле слова. Говоря современными терминами, основной вопрос философии Сократ решает идеалистически. Основой понимания этических принципов, отношения к полису и религии Сократ считал именно последовательное познание «себя самого». Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Сократ является первым из трех великих философов классического периода. Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле «систематизатором» его воззрений был Платон. Именно он поднял наследие Сократа на качественно новый уровень.

Платон: Идеи – это архетипы, модели вещей объединяющие в единство комплекс вещей. Идея, поскольку она является образцом вещи, её сущностью, логически предшествует вещи. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, вещи существуют только постольку, поскольку они подражают идее.. Учение о душе. Бессмертие души понимается Платоном как существование рациональной души, предшествующей всем телам, воплощающейся в них, проходящей через остальные тела, через отдельные жизни; аргумента бессмертия души: противоположности, воспоминания, сходство, душа как витальность.

1.Взаимопереход противоположност

Все противоположности переходят друг в друга, и смерть переходит в жизнь. Если бы этого не было, все бы давно умерли. → после смерти душа не уничтожается, а переходит в иное состояние. Знание есть воспоминание душою того, что она созерцала до рождения.

2. Некоторые идеи не происходят из самих данных.

3. Т.к. душа невидима, она подобна идеям, и как идеи неизменна и бессмертна.

4. Душа – источник жизни, т.к. она регулирует и господствует над телом. → Душа есть жизнь, она присутствует в идее жизни, → не может принять в себя противоположную идею, идею смерти.

Понимание блага. Благо и справедливость у Платона совпадают. Познать, что такое благо, означает выход за пределы отдельного, понять, что есть благо для всех, т.е. понять, что такое общее, «публичное» благо. Такое благо является формой гармонии, согласия. Зло порождается недостатком знания. Если люди усвоят, что есть правильное с помощью необходимого знания, они обретут благо. Если человек будет направляться людьми, обладающими знанием блага, будет подражать им, то он станет веси добродетельную жизнь. → Знание блага – критерий образа жизни. Правильная жизнь только одна и она для всех. Принципы морали стоят выше Бога: добродетель предшествует Богу, и Бог есть благо тогда, когда он действует в соответствии с добродетелью.

Теория «идеального государства». Политические мотивы во многом определили характер платоновской философской системы. Первый вывод – в государстве, основанном на изменчивых и субъективных мнениях и на частных интересах, не может быть справедливости. Работа «Государство» - создание портрета идеального государства. Образец – Республика, управляемая философами, аргументы обращены к человеческому телу.

Три части человеческого тела голова, туловище, конечности. Голова – вместилище разума, туловище – воли, конечности – желаний. Каждому из этих качеств души соответствует добродетель. Цель разума – мудрость, воля – мужество, желания – должны быть обузданы. Конструирование государства по образу человеческого организма: три части – три класса. Класс правителей – класс философов (рациональная душа, добродетель – мудрость), класс воинов (добродетель – мужество), класс ремесленников (желания должны быть обузданы).

Справедливость основана на природных дарованиях. Люди отличаются между собой врождённой одарённостью, в зависимости от того, из его состоит их душа: золото, серебро, бронза. Этой зависимостью определяется принадлежность к классу. Чтобы преодолеть неравенство, нужно, чтобы никто из людей не знал, чей он сын, а родители не должны знать своих детей.

Другие черты Государства – общность имущества, общность женщин, правителей, воинов, чтобы избежать алчности и соперничества. Идеальное государство не должно иметь обширную и заселённую территорию, чтобы избежать источника внешних войн и внутренних распрей.

Критика этой концепции за абстрактность, утопичность, тоталитаризм. Платон выделяет 5 форм правления – аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, отдавал предпочтение аристократии, устроенной по принципу правления лучших (аристократов) и самых мудрых. Характеристика каждой из форм дана через анализ политич. Строя Афин и Спарты.

Государство – воплощение справедливости, которая не может воплощаться через отдельных индивидов и их добродетели, она может существовать только в той связи, которая ведёт к всеобщему. Никто не может быть тем, кем он должен быть, т.е. справедливым сам по себе. В государстве каждый теряет себя как частного индивида в рациональности государства.

Аристотель: Благо. В человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели, однако это стремление встречается с препятствиями, которые также таятся в природе самого человека. То, к чему все стремится, есть благо, и Всякая деятельность стремится к некоторому благу. Согласно первоначальному определению, высшее благо есть блаженство, т. е. хорошая жизнь и деятельность. Это блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели. Бытие наше заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженным», не дают блаженства. Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достается не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании. Добродетели. Человеческая добродетель есть умение, — прежде всего умение верно ориентироваться, выбрать надлежащий поступок, определить местонахождение добра. Это умение Аристотель выражает посредством понятия «середины». Добродетели Аристотель разделил на два класса: этические и дианоэтические. Первые из них — добродетели характера, вторые — интеллектуальные. Частным случаем справедливости является равное отношение к материальным благам. Соответственно частным случаем несправедливости будет неравное отношение к материальным благам.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...