Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия истории как «моральная теология»



Этика - философская дисциплина, объектом изучения - мораль, нравственность. Этика Канта - вершина философии морали нового времени. Практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга. Мораль нельзя рассматривать как способ достижения результата. В морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий, понуждать себя к этому. В этике Кант развивает учение об автономии морали: утверждая свободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий. Принцип “уважения к моральному закону” – центр этики, т. к. в нем открывается измерение гуманного поведения. Только личность может выражать это уважение, которое является априорным чувством; осознание этого уважения идентично осознанию законообразного долга и имеет характер необходимой всеобщности. От религии мораль отличается существенно; конечно, Бог - это гарантия совпадения счастья и долга (в мире ином), но для Канта важно то, что нравственное чувство совершенно автономно, рождается не из веры, а само по себе. Мораль указывает на внутреннюю абсолютную человеческую само ценность; она выходит за границы познавательного отношения, не включается в компетенцию теоретического разума. Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципе приятности, полезности, инстинкте и внешнем авторитете. У Канта нравственное слито с идеей религиозного, божественного. Церковь – всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей – царство Божие на земле. С т. з. религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной жизни – высшее благо. В работе «Метафизика нравов» определил нравственные обязанности человека: в т. ч. забота о здоровье, своей жизни, пороки – самоубийство, пьянство и т. д. Обязанности к другим людям – любовь и уважение. Пороки – высокомерие, злословие и издевательство. Все религии – ложное богопочитание, истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом.

22. В своей философии Фихте главное внимание уделял проблемам метода познания. Вслед за Кантом он считал, что философия должна быть фундаментом всех наук. Наука же должна быть системой, исходящей из единого самодостоверного основоположения.

По Фихте, «Я» – это чистая деятельность, постоянный акт свободного самоопределения человеческой личности, который является условием каждого акта познания и воли. Цель этой деятельности – самоосуществление человека как свободной личности. Человек должен сам определять себя и никогда не позволять определять себя посредством чего-то постороннего. Именно в этом состоит истинное предназначение человека.

Упомянутым исходным пунктом для Фихте служит картезианское положение «cogito, ergo sum», которое он, устраняя неправильно приданную ему форму заключения, выражает в форме первого из логических законов, закона тождества. Подобно тому как закон «я=я» является первой предпосылкой всякого мышления, так и применение закона противоречия мыслящему «я», следовательно, различие «я», от «не-я», должно быть актом, имманентным самому мышлению. Главной задачей трансцендентального идеализма становится исследование развития самого интеллекта или воспроизведение необходимого развития интеллекта с помощью интеллектуальной интуиции (это означает, что исследуемые объекты - акты сознания - познаются непосредственно при их осуществлении, т.е. рефлексирование деятельности осуществляется в момент ее осуществления). Далее Ш. подразделяет интеллект на теоретический (копирующий) и нравственно-практический (полагающий цели), что обусловливает существование в рамках системы трансцендентального идеализма теоретической и практической философии. При этом необходимым условием того, что интеллект может быть одновременно и копирующим и созидающим, становится принцип интеллектуальной интуиции, означающий существование одной и той же творческой деятельности, созидающей объекты и одновременно копирующей их. Система теоретической философии отвечает на вопрос о том, как интеллект познает мир; практическая философия исследует то, как практический интеллект приводит этот мир в порядок. Другими структурными частями философии трансцендентального идеализма становится также философия природных целей, занятая анализом творческой, целеполагающей деятельности природы, и философия искусства, в котором, по Ш., преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического, наступает гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, чувственного и нравственного начал. Именно философия искусства становится у Ш. органоном философии, ее своеобразным завершением и высшим сводом всего философского здания.

Взгляд на непосредственное, интуитивное, познание, развитый Фихте до 1804 г., и в особенности его учение об интеллектуальной интуиции оказали влияние на раннего Шеллинга (1775-1854). В "Системе трансцендентального идеализма" Шеллинг подобно Фихте пытался использовать понятие интеллектуальной интуиции для диалектического решения антиномии, или противоречия, между свободой и необходимостью. По разъяснению Шеллинга, в акте интеллектуальной интуиции наше сознание свободно воспроизводит - в умозрении - те самые действия, которые необходимо совершаются им по законам детерминизма.

23. Гегель создал всеобъемлющую философскую систему, в которой обобщил все существенные достижения многих отраслей знаний. В основе системы - ряд исходных принципов. Гегель стремился опираться на все накопленные человечеством знаний. Гегелевская философия адресована ко всем, однако при соблюдении условия: в процессе усвоения человек д. б. готов изменить свою внутреннюю духовную сущность. Первое самостоятельное крупное произведение Гегеля «Феноменология духа». В нем рассматриваются этапы развития человеческого сознания - одновременно этапы познания мира. Дух человека являет, прозревает, освобождается от иллюзий, страдает и приобретает мужество. Существует различия души и духа. Душа - субъективна. В ее составе: ощущения, восприятия, представления, аффекты, она пристрастна.

Мышление превращает душу в Дух. В мышлении реализуется высшая способность духа — разум. Разум отличен от рассудка. Рассудок оперирует абстрактно-формальным, систематизирует, классифицирует. Разум — способность к теоретическому мышлению.

«Разум есть субстанция, а именно — то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие». Мысль - принцип и сущность мира. Мысль - ритм жизненного процесса, скрытая за хаосом неосмысленности закономерность. Абсолютного хаоса нет. Во всем есть своя логика, Логика «вообще» —с большой буквы. Гегель различает четыре вида бытия. 1) Наибольшей реальностью обладает то, в чем логика просвечивает очевидно - объективное мышление, или Логика сама по себе. 2) то, в чем закономерность, разумность, можно рассмотреть при усилии — это действительное. 3) события и явления, в которых доминируют остатки хаоса - просто существующее, неоправданное, нелогичное, подлежащее саморазрушению и самоуничтожению. 4) всецело хаотичное, лишенное логики и ритма, не существует вовсе - иллюзии, кажимость. В гегелевской системе земной мир восстает против божественного.Оперирует 4 категориями: тождества, различия, противоположность, противоречие.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 491 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...