Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Активизация историософского творчества обычно знаменует неудовлетворенность существующей парадигмой методологии исторического исследования и предшествует ее смене




46. Направленность исторического процесса и сущность современной эпохи.

Социальная философия - это направленность исторического процесса. Объективные законы общественного развития, как и законы природы, не подчиняются создаваемым в человеческом сознании идеалам. Им нет дела до наших идеалов, они действуют независимо от них. Но это не значит, что человеческие идеалы не сказываются на ходе истории. История и прогресс – не какие-то самостоятельные сущности, они существуют лишь в деятельности человека. Борясь за идеалы, люди изменяют общественную жизнь, способствуя тому, чтобы воплотить в действительности свои представления об общественном прогрессе.

С. э. является переходной по своему характеру, поскольку ее основное содержание составляет смена одной общественно-экономической формации другой. Это революционная по своему существу эпоха, ибо такая смена происходит на основе социалистической революции.


47. Философские взгляды Владимира Соловьева. Русская идея.

Владимир Соловьев принадлежит к числу тех мыслителей, которым удалось создать самостоятельную целостную и всестороннюю философскую систему - учение, охватывающее все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей.

Владимир Соловьев стремился к разработке самостоятельного учения. Его философия - совершенно своеобразное и неповторимое явление в истории мысли. В основу своей философской системы он положил принцип о всеединстве.

"Все существует во всем" - такова самая общая формулировка принципа всеединства. Отталкиваясь от нее, Вл. Соловьев развивает целостную концепцию. Прежде всего для него ясно, что данную формулировку не следует понимать буквально - все существует во всем лишь как тенденция, как закон.

Всеединство - это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное всеединство - это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство - это Бог, а мир - всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпался бы на изолированные и враждебные друг другу части.

Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная "единораздельная цельность бытия". В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. Божественная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность.

Русская идея.

По мнению Соловьева, духовная культура и сво­бодная теократия должны быть созданы на основе орга­нического соединения положительных элементов ду­ховной культуры Востока и Запада. Первый шаг в этом направлении должен заключаться в воссоединении вос­точной и западной церквей. Восточная церковь обладает богатствами мистического созерцания. Западная цер­ковь установила наднациональную духовную власть, не­зависимую от государства. Основой вселенской теократии является союз государства и церкви, опирающийся на нравственную власть последней.

Разви­тием человеческого общества управляют «три коренные силы»:

· Первая центро­стремительная сила стремится подчинить человечество од­ному верховному началу, устранить все многообразие частных форм и подавить, свободу личной жизни. «Один господин и мертвая масса ра­бов» - вот результат исключительного утверждения пер­вой силы.

· Вто­рая центробежная сила отрицает значение общих единых начал, крайним выражением второй силы были бы «всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдель­ных единиц без всякой внутренней связи».

· Третья сила «дает положительное содержание двум первым, осво­бождает их от их исключительности, примиряет единст­во высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидает, таким образом, це­лость общечеловеческого организма и дает ему внутрен­нюю тихую жизнь».

Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах, ни в каких специальных силах и внеш­них дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществ­ляет не свое.

Соловьев надеялся, что именно сла­вянские страны, и в частности Россия, первыми заложат фундамент свободной теократии, это свое утверждение Соловьев подкрепляет следующими, не менее вескими аргументами. «Внешний образ раба, в котором находит­ся наш народ, жалкое положение России в экономиче­ском и других отношениях не только не может служить возражением против ее призвания, но скорее подтверж­дает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира се­го, и внешнее богатство и порядок относительно ее не имеют никакого значения.

48. Закон Причинности. Беспричинная, Первая и Творческая Причины мира. Аристотель о
четырех причинах форм.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...