Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Судьба, свобода, ответственность. Стоицизм



Свобода.

Свобода представляет одну из традиционных проблем этики, возникающую в связи с проблемой морального выбора, определением условий, делающих такой выбор возможным (наличие альтернатив), осмыслением оснований выбора, активности личности в процессе его совершения. Последнее связано с ответственностью личности за результаты ее выбора.

В объективном смысле выбор всегда создает новую реальность, новый круг общественных отношений, отсутствующих до его совершения. Эти отношения могут иметь положительное или отрицательное значение для других людей.

В субъективном понимании свобода создается разумом человека, сознающим необходимость определенных ограничений и налагающим на себя подобные ограничения, что фактически следует из философии И. Канта. Объективно же свобода индивидов, по его мнению, материализуется в праве, в тех же ограничениях, но налагаемых уже государством в виде законов.

Судьба.

Термин “судьба” — неизменный атрибут любой религии, синоним мистического предопределения жизненного пути человека. Религиозная вера в божественное предначертание жизни человека, говорит о том, что человек сам творит свою судьбу. Судьба, в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека.

Во- первых, все действия человека заранее более или менее жестко предопределены некой вне нас находящейся, высшей силой, которую называют богом, судьбой мировой волей, абсолютной идеей и так далее, или от века существующим непознаваемым законом (логосом). В этом случае никакой свободой человек не обладает и оказывается игрушкой, марионеткой в руках таинственной силы, как бы ее ни называли.

Во-вторых, человек полностью свободен. Его действия и поступки, начиная от простейших актов бытового поведения и кончая крупнейшими историческими акциями, решающими судьбу стран и народов, зависят целиком и полностью от его собственной воли. В этом случае история не более чем цепь случаев, предвидеть которые невозможно.

В первом и во втором случае человек находится целиком и полностью во власти судьбы. Только в первом случае судьба предстает в виде надмировой, мистической силы (фатализм), а во втором сводится к непредсказуемой воле случая (волюнтаризм), ибо воля правителя, монарха, полководца и так далее определяет ход мировой истории. Абсолютная свобода есть полное отрицание свободы.

В-третьих, жизнь людей и общества в целом направляется некой от них не зависящей силой, но человек в той или иной степени способен познать ее и повлиять на нее.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...