Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные источники изучения истории русского языка



ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Вопрос 1.

Курс «Историческая грамматика русского языка» тесно свя-

зан с другими лингвистическими дисциплинами – старославянским

языком, русской диалектологией, историей русского литературно-

го языка, современным русским литературным языком. Историчес-

кая грамматика русского языка изучает постепенное становление и

развитие русского языка (начальный рубеж – X – XI вв.: время появ-

ления первых письменных памятников восточных славян). В отли-

чие от истории русского литературного языка историческая грам-

матика изучает не литературно-языковые традиции и смену норм в

хронологической последовательности, а развитие фонетической

Системы и грамматической структуры данного языка в его диалект-

Ной форме.

В IX—X вв. у восточных славян возникли города-цент­ ры — Киев и Новгород, Борьба между этими крупнейшими в по­ литическом, экономическом и культурном отношениях центрами привела в конце концов к образовани ю единог о Древ ­ нерусског о государств а во главе с Киевом и к воз­ никновению древнерусско й народности. Языковая общность этой народности была унаследована от языковой общно­ сти восточнославянских племен (или племенных союзов). Нали­ чие такой языковой общности в прошлые эпохи было одним из факторов, содействовавших объединению бывших племен восточ­ ных славян в единую древнерусскую народность. Образование древнерусской народности выразилось, между прочим, в том, что возросла устойчивость языковой единицы — диалекта определенной территории. В эпоху племенных образо­ ваний такой устойчивости языковой единицы быть не могло, ибо племена постоянно передвигались, занимая обширные территории,

Такое закрепление населения на определенной территории привело к образованию новых территориальных единиц — земель и княжеств,—объединенных под властью Киева, В укреплении единства древнерусского языка сыграла роль выработка так называемого киевског о койне.

Вопрос о развитии древнерусского языка в Киевскую эпоху связан, кроме того, с вопросом о происхождении письмен­ ности и о начале развития русского литературного языка. Вопрос о возникновении письменности на Руси в настоящее время до конца не решен. Ранее предполагалось, что письменность на Руси возникла вместе с принятием христианства, т. е. в конце 988 г. До этого времени восточные славяне якобы не знали письма, не умели писать. После крещения на Руси появились рукописные книги, сначала на старославянском языке, писанные той азбукой, ко­ торую придумал Константин (Кирилл) Философ, и занесенные сюда из Византии и Болгарии. Затем стали создаваться и свои — древнерусские — книги, написанные по старославянским образ­ цам, а позже русские люди начали пользоваться перенятой у южных славян азбукой и в деловой переписке.

Есть основания полагать, что восточные славяне и до креще­ ния Руси знали письмо. Известно, что в „Житии Константина Философа" имеется указание на то, что Константин (Кирилл), 49 попав в 860 г. в Корсунь (Херсонес), „обрел евангелие, писан­ ное русскими буквами". По поводу того, что это были за пись­ мена, мнения ученых расходятся, и вопрос окончательно не решен. Однако это обстоятельство не отрицает существования письмен­ ности на Руси уже в IX в. О том же говорят н указания летописи о договорах русских с греками, относящихся к нача­ лу X в. (907 г,). Без всякого сомнения, эти договоры должны были быть как-то написаны, т. е. на Руси в то время должна была уже быть письменность. Наконец, такие факты, как Гнез- довская надпись X в., берестяные новгородские грамоты XI— XII вв., различные надписи XI в., представляют древнерусское бытовое письмо, появление которого не может быть поставлено в связь со старославянским языком.

С возникновением, развитием и укреплением Киевского госу­ дарства развивается и совершенствуется письменность, нужная для государственной переписки, для развивающейся торговли и культуры. В этот период начинается и истори я русског о ли­ тературног о языка,

Основные источники изучения истории русского языка

Основными источниками при изучении истории русского язы-

ка являются письменные памятники восточных славян и говоры.

Письменные памятники древнерусского языка не всегда по-

зволяют использовать их в достаточной степени для изучения жи-

вого русского языка. Так, памятники церковного, богослужебного

характера в меньшей степени могут быть использованы для восста-

новления истории русского языка, т.к. сильные традиции церков-

ной письменности мешали проникновению в эти памятники живых

русских особенностей. К письменным памятникам относятся

1) надписи (например, надпись на Тьмутараканском камне (1068 г)) и граф-

фити (надписи, сохранившиеся на стенах соборов, на колоколах,

крестах, печатях, монетах, украшениях (например, надписи XI – XIV

вв. на стенах соборов Киева, Новгорода, Смоленска; на монетах

эпохи великого князя Владимира Святославовича и т.д.);

2) материалы частной переписки (например, новгородские берестяные гра-

моты XI в., частные письма на бумаге, сохранившиеся в большом

количестве начиная с XVII в.), которые дают богатейший материал

для изучения живой народной речи, т. к. писались обычными людь-

ми, а не писцами;

3) деловые памятники – официальные документы (дарственная великого князя Мстислава новгородскому Юрьеву

монастырю (ок. 1130 г.), «Русская правда» – свод законов Древней

Руси (XIII в.)), которые тоже отражают особенности живой речи;

4) рукописные книги (большинство древнерусских рукописных книг –

это церковные произведения, списки текстов старославянского про-

исхождения: евангелия, Псалтырь (сборник духовных стихов), ми -

неи (сборники церковных чтений), кондакари (сборники церковных пес-

нопений), поучения отцов церкви и жития святых;

5) оригинальные сочинения светского характера, в том числе и созданные не позднее XI в.,сохранились в списках более позднего времени – не ранее конца XIII –XIV вв. (например,Синодальный список I Новгородской летописи XIII –

XIV вв., “Повесть временных лет” по Лаврентьевскому списку 1377г.,

сочинения Владимира Мономаха по тому же списку, сочинения киевского

митрополита XI в. Илариона, сохранившиеся в списке XV в., “Слово о

полку Игореве” XII в., ставшее известным по списку XVI в.);

6) с XVI в. появляются печатные книги, которые представляют в основном богослужебную литературу.

Письменные памятники отражают в написании, с одной стороны,

уже отжившие элементы фонетической и грамматической системы, зву-

ки и формы, исчезнувшие в языке, но продолжающие сохраняться в пись-

менности по традиции, с другой – звуки и формы живой речи.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3282 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...