Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура как средство и культура как цель



Человеческая культура возникла в ходе антропогенеза как особая форма передачи и сохранения опыта, с помощью которой первобытная община адаптировалась к окружающей среде и обеспечивала себе возможность выжить. Целью было сохранение жизни рода, а культура выступала как средство, помогающее достижению этой цели.

Однако в развитии культуры действует закономерность, которая лежит в основе развития человеческой деятельности вообще.

В отличие от животных, которые пользуются для борьбы за жизнь «готовыми», данными им природой средствами (зубами, когтями, крыльями и пр.), человек сам создает и совершенствует средства своей деятельности. Поэтому для человека создание и совершенствование средств деятельности становится промежуточной целью на пути к конечной цели.

Развитие человеческой деятельности подчиняется закону оборачивания средств в цели: создание средств для достижения цели со временем становится самостоятельной целью и выделяется в особую форму деятельности (об этом подробнее в гл.1, §2.1).

Действие закона оборачивания средств в цели ведет к историческому изменению роли культуры в обществе. Возникнув как средство информационного обеспечения жизни общества, культура на первых шагах его исторического развития играет служебную роль: она нужна для того, чтобы добиться успеха в практической деятельности – охоте, собирательстве, домашнем хозяйстве. Однако в дальнейшем в сфере культуры постепенно сосредотачивается все больше человеческих сил. Ибо чем выше поднимается уровень культуры, тем выше становится производительность труда, и это позволяет (и требует) перемещать резервы времени на дела, имеющие собственно-культурный характер.

С одной стороны, сами работники начинают уделять специальное внимание совершенствованию техники и технологии своей деятельности, накоплению и передаче знаний и навыков подрастающим поколениям. А с другой стороны, культура становится поприщем интеллектуальных занятий тех членов общества, которые освобождаются от непосредственного участия в производительном труде. В глубокой древности это старейшины, шаманы, жрецы, а позже, с появлением классового деления общества, - слой обеспеченных собственников, живущих за счет труда других людей и имеющих возможность проводить время в «непроизводительных» занятиях. Так выделяются и превращаются в самостоятельные сферы деятельности искусство, философия, наука. «Греческое чудо» совершено людьми, которые – от «отца» античной философии Фалеса до правителя Афин Перикла– были, за редким исключением, достаточно богаты, чтобы ради собственного интереса, совершенно бескорыстно заниматься научно-философским и художественным творчеством.

Именно там, где общество превращает культуру в особую, самостоятельную форму деятельности, начинается ускорение темпов его развития. Образование городов, которые выступают не только как политические, хозяйственные и торговые, но и как культурные центры, возникновение и распространение письменности, создание библиотек, учебных и научных учреждений, художественных школ и т.д. – все эти симптомы перехода от варварства к цивилизации связаны с преобразованием социального статуса культуры. Обретая самостоятельное существование, культура привлекает к себе все больше общественных ресурсов, с течением времени превращаясь из средства в самоцель.

Так это и должно быть по закону оборачивания средств в цели.

В цивилизованном обществе развитие культуры становится задачей, которая не нуждается в каком-то обосновании. И для общества в целом, и для отдельных людей рост культуры все в большей мере выступает не как средство достижения практических целей, а, наоборот, практическая деятельность рассматривается как средство, а рост культуры – как цель.

Но и после превращения в особую, самоценную и «самоцельную» форму деятельности культура продолжает выполнять свои социальные функции: адаптивную, интегративную и коммуникативную (см. гл. 1, §4). Культура остается информационно-семиотической системой, коллективным интеллектом общества.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...