Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образ техники в культуре



Образ техники – представление о ней, которое характерно для данной культуры, – определяет отношение людей к технике и применению, оценку ее достоинств и недостатков, духовную атмосферу, в которой она развивается.

В первобытной культуре техника (ручные орудия, простейшие механизмы) в духе мифологического мышления наделялась магическими свойствами. Охотники и воины совершали особые ритуальные действия, чтобы придать силу своему оружию. Добывание и хранение огня было окружено сакральным (священным) культом. Техника колдовства – как исполнительская (жесты, танец, заклинания), так и предметная (талисманы, жезлы, сосуды) – считалась способом общения с духами.

В античные времена люди стали смотреть на технику как на творение разума. Изобретательский талант считался божественным даром. Греки не проводили различия между техникой и искусством, ремеслом и художеством: и то и другое для них было «техне», мастерством, искусной работой.

В религиозной культуре Средневековья техника считалась одним из данных Богом условий человеческого бытия. Технические новации осуждались как попытки отойти от установленных Богом канонов. Тем не менее, творческая мысль в средние века не останавливалась и новшества постепенно входили в жизнь, хотя это подчас и дорого стоило изобретателям, которых обвиняли в колдовстве и связях с нечистой силой.

С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.

Однако вместе с тем появление машин, заменяющих ручной труд, вызывает и недовольство у части населения. В глазах пролетариев, теряющих работу из-за того, что применение машинной техники ведет к сокращению рабочих мест, машина представляется источником их бед. В первой трети XIX в. в Англии возникает луддистское движение против машин, участники которого громят их.

Образ техники в массовом сознании получает у разных народов национальную окраску, связанную с историко-географическими особенностями страны. У земледельческих народов представление о технике связано прежде всего с сельскохозяйственными работами (соха, плуг, телега, мельница). Со времен древнего Рима в западноевропейских странах долгое время техникой называлась, главным образом, строительная техника (подъемные механизмы, тачки, инструменты для обработки камня). На Востоке культ духовного совершенствования издревле связал образ техники преимущественно с техникой специальных упражнений: школы йоги, восточной борьбы медитации и т.п.

В России, где крестьянство до ХХ в. составляло основную массу населения, народный образ техники формировался как отражение нехитрых хозяйственных и бытовых приспособлений. Молот, горн, наковальня и искусство кузнеца – создателя техники – пользовались, как и он сам, особым уважением. Не случайно до сих пор часто встречается фамилия «Кузнецов»: причастность к кузнечному делу была, видимо, предметом гордости. Техника воспринималась крестьянами как естественное условие быта, им было чуждо противопоставление ее природе.

С эпохи Петра Iразвитие промышленности в России сопровождалось ввозом западной машинной техники. Ее отличие от традиционной сельскохозяйственной и ремесленной техники с самого начала бросалось в глаза. К ней относились как к чужой, «басурманской», она нередко казалось ненадежной, вызывала подозрение и недоверие.

У Н.Лесковав рассказе «Левша» рисуется превосходство «ручного» искусства русского мастера над мудреной техникой иностранца. В знаменитой «Дубинушке» поется:

Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь,

Изобрел за машиной машину.

А наш русский мужик, коль работать невмочь,

Так затянет родную «Дубину»...

После Октябрьской революции, в период быстрого роста социалистической индустрии, крестьянское недоверие к «мудреным машинам» сменяется представлением о могуществе производственной и военной техники и надеждой, что она обеспечит материальное изобилие и защиту страны о врагов. В советской России воспевается жизнь «в буднях великих строек, в веселом грохоте, огнях и звонах», восхищение вызывают электричество, «железный конь» (трактор), аэропланы, «грозные боевые машины» (танки).

В ХХ в. во всех странах развертывается начавшаяся еще в с XIX в. борьба двух тенденций – техницизма (технофилии) и антитехницизма (технофобии). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм – как зло. Эти два противоположных образа техники сосуществуют в мировой культуре и поныне, выражаясь в общественном мнении, в искусстве и философии.

Технофилы уверены в необходимости и благотворности дальнейшего технического прогресса, они оптимистично смотрят в будущее, полагая, что развитие техники обеспечит процветание человечества. Технофобы, наоборот, считают технический прогресс пагубным для человечества, они весьма пессимистично оценивают будущее человеческого общества, если оно не свернет на путь «нетехнологического» развития.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...