Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как наблюдать, оставаясь незамеченным



Для успешной охоты потребуется диапазон навыков, редко используемых в современном мире. В дикой природе ты конкурируешь за еду с существами, которые воспринимают окружающий мир иначе, нежели ты. Прежде всего, ты должен быть внимателен и в полной мере использовать свои сенсорные навыки: зрение, прикосновения, запах, вкус, слух. Всё начинается с отношения к окружающему тебя миру. Я думаю о природе как о большой реке, текущей изящно, гипнотически. Если ты бросишь палочку в поток, то она начнёт плыть по течению, а встретив препятствие, начнёт нарушать течение вокруг себя с шумом и пеной. Во многих отношениях это картина жизни дикой природы, её темпа, который изменяется соразмерно временам года, образа жизни всех существ, обитающих в горах и лесах. Если ты идёшь в лес так же, как ходишь по городу — с шумным тяжёлым шагом, то ты станешь той палочкой, нарушившей поток. Ты должен постараться понять природу вокруг себя, почувствовать её, чтобы влиться в её поток гармонично, как ручей вливается в реку, плавно огибая препятствия. Сначала это будет тяжело контролировать, но постепенно станет естественным состоянием.

Я встречал тех, кто создаёт много суеты вокруг охоты, превращая это действие в некий непонятный балет, но это все чаще ради того, чтобы произвести впечатление на несведущих. Единственная настоящая тайна – это умение обретать уровень спокойствия, достаточного, чтобы позволить твоим чувствам получить полную картину окружающего тебя мира. Понаблюдай за старым опытным охотником, если у тебя есть возможность. Он двигается свободно и легко, по нему видно, что он не напряжён, его слух открыт, он слышит звуки неоперившихся ещё пустельг и отличает их от других звуков. Его глаза не сфокусированы на предметах перед ним, но блуждают вокруг, и знают, где прячется олень или вальдшнеп. Хороший охотник учится ценить тишину, он не должен чувствовать себя неловко без разговора на тропе; разговор лучше всего оставить для привала и походного костра.

Учись видеть своими ушами и слышать глазами. Каждый раз, когда ты наблюдаешь животное, занимающееся чем-нибудь, например поиском еды или копанием логова, запоминай и действия и звуки так, чтобы, если ты в последствие снова услышишь подобные звуки, то твой мозг воспроизвёл бы тебе картину происходящего. Это - очень важный момент, если ты идёшь ночью в густом лесу или месте, где как раз проходят местные спортивные состязания дикой природы на самый эффективный камуфляж. В любой ситуации, где одного только зрения не достаточно, ты должен по максимуму использовать этот навык, так как от этого зависит твоя собственная безопасность, не говоря уже об успешной охоте.

Жизненно важно, чтобы ты учился объединять свои чувства, они должны работать в комплексе. Если ты слышишь слабый звук, остановись и послушай более тщательно, замерев, чтобы не произвести никакого шума самому. Используй вот такую уловку – приставь к голове ладони, сложенные чашечкой немного позади ушей, чтобы получились этакие локаторы, звук будет заметно усилен. Проверь воздух своим носом; у оленя и многих других млекопитающих очень заметные запахи, которые часто укладываются в диапазон человеческой чувствительности обоняния. Нет никакого особого метода в выслеживании, но я приведу свой собственный, которым пользуюсь сам. Сначала я могу почуять запах. По запаху я могу сделать заключение о свежести отметки, особенно если есть подходящие следы, чтобы использовать их для качестве двойной проверки (см. главу 8). Теперь у меня есть выбор или следовать строго по следам, или, как было бы более вероятно в неохотничьей ситуации, сделать обоснованное предположение относительно вероятного направления цели и окинув окружающий мир так, как смотрит выслеживаемое существо, пойти по наиболее вероятному маршруту его следования, проверяя иногда следы, чтобы подтвердить правильность выбора маршрута. Почти всегда я сначала слышу животное, прежде чем увижу его. После этого я стараюсь совершать минимум движений, внимательно осматривая местность по направлению к звуку.

Это реальные навыки охоты, навыки, которые позволят тебе приблизиться и изучить диких существ, не тревожа их. Так же обязательно нужно учитывать направление ветра (ветер должен дуть от добычи к тебе), и предпринять шаги по уменьшению запахов от себя. Ты можешь носить с собой некоторое количество душистых растений, которые растут в этой местности, чтобы отбить ими свои запахи, которые говорят животному – «рядом очень опасное существо!»

Следующим шагом является маскирующая одежда, хотя для большинства млекопитающих достаточно серого цвета, его достаточно, чтобы разбить твой силуэт. Первобытные охотники должны были замаскировать себя как их добычу и затем подражать их движениям и звукам, чтобы приблизиться к ним через открытое пространство. Я никогда не использовал это в качестве охотничьего метода, но экспериментировал с ним однажды, чтобы понять, как близко я смог бы добраться до стада оленей. Я был в лесу с товарищем. Наскоро соорудив из двух веток нечто, что должно было представлять оленьи уши, я двинулся к стаду через болотистую землю, подражая, как мог, гордым движениям оленя, к огромному веселью моего товарища, который чуть не испортил эксперимент, трясясь от смеха в кустах неподалеку! Но результатом он был удивлён, как и я. Сначала наблюдающий олень (в любом стаде млекопитающих есть «караульные») сигнализировал остальным о потенциальной опасности и они все стояли встревоженные, но с момента начала моей имитации они потеряли ко мне интерес и возвратились к пище. Порадованный успехом моей малоубедительной маскировки, я приблизился к ним в пределах тридцати футов, где изобразил зов оленя. Я думал, что зашёл слишком далеко, когда они переместились на несколько шагов от меня, но олени продолжили пастись, хотя и постоянно косились на меня. Несмотря на это, я смог приблизиться к ним на расстояние пятнадцати или двадцати футов, прежде чем они, наконец решили, что я не был желанным членом стада и дружно унеслись прочь. Представьте себе, мне удалось на местности без каких-либо укрытий подобраться к оленям на такое поразительное расстояние! (Я должен указать, что этот случай имел место быть не в период размножения, и что в обычных условиях я ни за что не буду тревожить стадо оленей.)

Поняв, как увеличить свои возможности наблюдения за животными, ты должен научиться их использовать. Никакое умение не может быть более полезно в выслеживании, чем умение приблизиться к выслеживаемому животному на расстояние нескольких футов. Фотоохота – идеальный способ научиться этому; ты сможешь отлично изучить повадки животных, хотя и не гарантируется, что ты принесешь с собой из леса отличные фото. Классический пример этого произошел прошлой весной, когда однажды рано утром я отправился на охоту за фотографиями лисы, с другом-фотографом. Вообще, я обычно ни с кем не охочусь, но этот друг знает цену хитрости и тишины, и не более очевиден, чем тень. После неутешительного наблюдения лисицы, нюхавшей следы в тридцати футах от нас, мы выбрали более заросший путь, который вел через густые заросли боярышника. По земле стелился ковер из белых цветов боярышника, и события ночи могли быть прочитаны по стежкам в этом ковре, где смятые стебли запомнили пути лесной живности. Я ощутил, что мы были не одни и почти немедленно обнаружили движение. Не сигнализируя (я надеялся, что друг тоже это заметил), я встал неподвижно, как охотничья собака в стойке, поскольку лиса неспешно прошла рысью в трех футах от меня, затем остановившись. Лиса посмотрела на нас, вопросительно склоня голову на бок, как бы вопрошая: «Странно… Я могу поклясться, что их тут только что не было!», и затем поспешила дальше, оставив нас с фотографиями в памяти, но не на камере. Все прошло слишком стремительно, чтобы успеть поднести камеру к глазу!

Далее перечисление охотничьего оружия, которое можно создать из подручных средств.

ВЫСЛЕЖИВАНИЕ

«... Я имею в виду следы в пыли, грязи или снегу. Это надписи, которые каждый охотник, краснокожий или бледнолицый, должен научиться читать безошибочно. И, будь эти надписи решительными или едва обозначенными, прямыми или изогнутыми, простыми или написанными многими загадочными фразами, он должен их расшифровывать быстро, безошибочно, если хочет успешно завершить свою охоту, которая обеспечивает его ежедневную пищу».

(Эрнест Сетон-Томпсон, «Следы животных и охотничьи знаки»)

Иногда мне жаль, что я никогда особо не интересовался выслеживанием, ведь это искусство очень захватывающее. Будь осторожен, хотя бы раз успешно выследив какое-либо существо, ты, как охотничья собака, больше не сможешь спокойно проходить мимо следов или других знаков. Рано утром и вечером земля превращается в открытую книгу, рассказывающую о лесной жизни, мягкий рассеянный свет превосходно сохраняет и выявляет все подробности и нюансы того, что было. Так же, как радист расшифровывает точки и тире азбуки Морзе, следопыт читает всё по вмятинам и царапинам на земле. При отличных условиях с помощью выслеживания довольно легко строится полная картина жизни на отдельно взятом участке. Даже осторожность и осмотрительность дикого существа в местах опасности ясно подсказывают, как оно поступило, когда ты перестроишь сознание и взгляд на «волну» животного. Само собой разумеется, что это цель любого охотника – стать одним целым с объектом его выслеживания, и когда это войдёт в привычку охотника, то станет очевидной разница между случайным успехом и настоящим результатом. Но эта способность никому не давалась дёшево, ты потратишь уйму времени и сил на отработку навыка.

Можно было бы написать целый том о выслеживании, но мы интересуемся этим навыком только в целях выживания, поэтому будет вполне достаточно, если ты научишься определять, какое животное прошло тут, в какую сторону и как давно. Но выслеживание – один из тех предметов, где трудно отделить основной метод от более продвинутого, так как всё очень тесно переплетено. Например, ты мог бы изучать след существа, распространенного в твоих охотничьих угодьях, но затем встретить след, который приведёт тебя в замешательство, потому что ты не знаешь, что есть такие животные, у которых пальцев на лапах пять, а отпечаток фиксирует только четыре. Таким образом, моя цель тут состоит в том, чтобы познакомить тебя с основами, а дальше ты, если тебя это заинтересует, будешь изучать более детальную специализированную литературу.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...