Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Руководство для изучения Бхагавад-гиты 4 страница



С. АРДЖУНА ПРИНИМАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ И ПРОСИТ ОБЪЯСНИТЬ ДОСТОИНСТВА КРИШНЫ. (10.12-18)
Арджуна обращается к предшествующим авторитетам и подтверждает, что Кришна - Верховная Личность Бога. Затем он просит Кришну дать ему возможность еще больше познать Его славу так, чтобы он мог постоянно думать о Нем и помнить Его. В противном случае, Кришна, как говорилось ранее, будет оставаться непознаваемым.
D. ДОСТОИНСТВА КРИШНЫ. (10.19-42)
В ответ на просьбу Арджуны, Кришна описывает самые выдающиеся среди Его безграничных всепронизывающих достоинств. Перечислив 82 достояния, Кришна подводит итог, объясняя, что эти перечисленные достоинства просто отблекс его славы, так как Он пронизывает и поддерживает всю вселенную только лишь частичкой Его полной энергии.

СВЯЗЬ МЕЖДУ 10 И 11 ГЛАВАМИ
Кришна рассказал Арджуне в 10 главе о том, что Он пронизывает и поддерживает всю вселенную. И теперь Арджуна хочет увидеть эту всепроникающую форму Господа.

Глава XI
________________________________________________________________

А. ПРОСЬБА АРДЖУНЫ И ОПИСАНИЕ КРИШНЫ ЕГО ВСЕЛЕНСКОЙ ФОРМЫ.
(11.1-9)
Хотя Арджуна понимал, что двурукая форма Кришны является высшей, он просит Кришну показать ему всепронизывающую вселенскую форму, о которой Кришна говорил в 10 главе. Кришна сначала описал Его вселенскую форму и затем даровал Арджуне зрение, необходимое для того, чтобы наблюдать эту форму.
В. САНЬДЖАЙА ОПИСЫВАЕТ ТО, ЧТО ВИДЕЛ АРДЖУНА. (11.1-9)
Саньджайа описывает, как Кришна даровал Арджуне нужное зрение. Затем изумленный Арджуна увидел эту вселенскую форму Кришны и с беспокойством стал описывать то, что видел.
Сначала Арджуна увидел все неизмеримое существующее, и сильное сияние в одном месте в этой форме. (14-19)
Затем Арджуна увидел устрашающую, всеразрушающую кала-рупу - форму времени. Арджуна спросил у этой формы: “Какова твоя миссия? Кто ты?” (20-31)
С. Я - ВРЕМЯ, ВЕЛИКИЙ РАЗРУШИТЕЛЬ. СТАНЬ МОИМ ИНСТРУМЕНТОМ.
(11.32-34)
Кришна отвечает: “Я - время, разрушитель мира. Великие воины с обеих сторон уже убиты по моему плану. Ты можешь быть только инструментом. Воспрянь и сражайся!”
D. МОЛИТВЫ АРДЖУНЫ. (11.35-46)
Арджуна в испуге молится вселенской форме. Он также просит Кришну о прощении за то, что прежде обращался с Господом как со своим другом. Затем Арджуна из страха просит Кришну снова явить ему Его двурукую форму Верховной Личности Бога.
Е. ТОЛЬКО ЧИСТЫЕ ПРЕДАННЫЕ МОГУТ УВИДЕТЬ ДВУРУКУЮ ВЫСШУЮ ФОРМУ
КРИШНЫ. (11.47-55)
По просьбе Арджуны Кришна свернул свою вселенскую форму.
(47, 48) Затем Кришна показал Арджуне свою четырехрукую форму (49, 50) и в конце Его двурукую форму. (50, 51). Самая удивительная форма Кришны - Его двурукая форма, которую непосредственно могут увидеть только чистые преданные, неуклонно занятые в преданном служении. (52-55)
СВЯЗЬ МЕЖДУ 11 И 12 ГЛАВАМИ
В конце средних шести глав Бхагавад-гиты, Арджуна снова пожелал услышать о преданности, как он слышал об этом в начале этого раздела. Таким образом, Арджуна просит Кришну прояснить его собственное положение как преданного, активно действующего для Кришны, в противоположность положению гйани, отрекшегося от деятельности.

Глава XII
________________________________________________________________

А. БХАКТИ НАД ИМПЕРСОНАЛИЗМОМ. (12.1-7)
Поклоняющийся имперсональному менее совершенен и подвержен большим трудностям, чем тот, кто поклоняется Кришне с великой верой и вниманием. Это происходит потому, что Кришна сам лично освобождает своих преданных.
ПРОГРЕССИВНЫЕ УРОВНИ ПРЕДАННОСТИ. (12.8-12)
1. Тот, кто постоянно сосредоточивает свой ум и разум на Кришне, живет в Кришне. (8)
2. Следуя регулирующим принципам бхакти-йоги, человек увеличивает свое желание и способность помнить и достичь Кришну. (9)
3. Посвящение своей деятельности Кришне. (10)
4. Посвящение плодов своей деятельности Кришне. (11)
5. Развитие знания и медитация. (12)

С. КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА ДОРОГИМ КРИШНЕ. (12.13-20)
Обладание божественными качествами делает человека дорогим Кришне. Тот, кто с верой следует по пути преданного служения, сделав Кришну высшей целью, очень дорог Ему.
СВЯЗЬ МЕЖДУ 12 И 13 ГЛАВАМИ
Кришна обещает в 12.7 освободить своих преданных. Теперь, под конец он скажет о том, что для того, чтобы преданный мог выбраться из материального мира, ему необходимо обладать знанием.

Глава XIII
________________________________________________________________

А. ШЕСТЬ ВОПРОСОВ АРДЖУНЫ. (13.1)
Арджуна попросил Кришну объяснить ему шесть принципов:
1. пракрити (природа);
2. пуруша (наслаждающийся);
3. кшетра (поле деятельности);
4. кшетра-гйа (знающий поле);
5. гйанам (знание и процесс познания);
6. гйейам (объект познания).

В. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ 3, 4 И 5. ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗНАТОК ЭТОГО ПОЛЯ. (13.2-7)
Кришна говорит о поле деятельности как о сфере, в которой обусловленная душа взаимодействует с материальным миром. Кришна также объясняет, что душа, знаток поля, обладает знанием только лишь о своем собственном поле деятельности. Однако Кришна, как Сверхдуша, знает поля деятельности всех живых существ.
Знание этих трех понятий именуется знанием.
С. ОТВЕТ КРИШНЫ НА 5 ВОПРОС: ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ.
(13.8-12)
Те действия, благодаря которым душа достигает знания, выходящего за рамки ограничений ее полем деятельности, и выходит за пределы этого поля, называется процессом познания.
D. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 6 ВОПРОС: ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ. (13.13-19)
Душа может познать Сверхдушу, которая является конечным объектом познания. Только преданный может познать поле деятельности (тело), процесс познания, а также душу и Сверхдушу.
Е. КРИШНА ОТВЕЧАЕТ НА 1 И 2: ПРАКРИТИ, ПУРУША И ИХ СОЮЗ.
(13.20-26)
1. Пракрити, пуруша (“джива” кшетра-гйа) и их союз:
Материальная природа является причиной всех материальных изменений и воздействий, и живое существо встречается с хорошим и плохим в соответствии качествами, которые оно получает вследствие его общения с материальной природой. (20-22)
2. Параматма Пуруша (кшетра гйа): Сверхдуша существующая во всех телах как наблюдающий и дозволяющий и Верховный обладатель. (23)
3. Результат: Тот, кто понимает пракрити (кшетра), пурушу (кшетра-гйа джива/кшетра-гйа-Сверхдуща) и их взаимоотношения, достигает освобождения и не рождается больше в материальном мире.
4. Другие методы достижения освобождения через гйану, аштангу и карму. (25, 26)

F. ГЙАНА ЧАКШУША: ВИДЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАНИЯ. (13.27-35)
Тот, кто видит различие между телом, обладателем этого тела и Сверхдушой, и тот, кто понимает процесс познания, может достичь высшей цели. (35)

Кришна объяснил в 13 главе, что живое существо поймано в ловушку своего поля деятельности. Теперь Кришна объясняет конкретно природу этой ловушки - как живое существо контролируется гунами, находясь в своем поле деятельности. Другими словами, знание, которое очень коротко объяснялось в 13.22, теперь будет объясняться более подробно.

Глава XIV
________________________________________________________________

А. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ЖИВОГО СУЩЕСТВА. (4.1-4)
Прославив знание, о котором Он сейчас будет говорить, Кришна объясняет, что Он - Верховный Господь - оплодотворяет материальную энергию живыми существами.
В. ГУНЫ СВЯЗЫВАЮТ ЧИСТУЮ ДУШУ. (14.5-18)
Кришна затем объясняет, что вечные живые существа взаимодействуют с материальной энергией, будучи обусловлены и связаны гунами материальной природы. Гуна добродетели обусловливает человека счастьем, страсть толкает его к плодотворным действиям, а невежество сводит человека до сумасшествия.
С. ПРИЗНАНИЕ ВЕРХОВНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГУН. (14.10-13)
Гуны соперничают друг с другом за верховенство над индивидуальностью. Проявление добродетели - знание; из страсти исходят неконтролируемые желания, чрезмерные усилия и привязанности; и из невежества - бездействие и сумасшествие.
D. ДЕЙСТВИЯ И СМЕРТЬ В ГУНАХ. (14.14-18)
Результаты смерти и действий человека определяются доминирующей гуной природы, таким образом, они приводят к соответствующим результатам.
Е. ВЫШЕ ГУН. (14.19-27)
Человек поднимается над тремя гунами, зная, что все в этом мире происходит под их управлением, и понимая, что действия Кришны трансцендентальны к гунам. Он объясняет, что человек может стать трансцендентным к гунам, благодаря постоянному устойчивому преданному служению. Так человек поднимается до уровня брахмана, источником которого является Кришна.
Связь XIV и XV глав.
В конце 14 главы Кришна описал, что человек возвышается над гунами посредством преданного служения. Но, чтобы достичь преданности, человеку необходимо отрешиться от материального мира. И в 15 главе Кришна начинает объяснять необходимость отречения, сравнивая материальный мир с деревом ашватха.
Глава XV
________________________________________________________________


А. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА(ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОГО МИРА).
(15.1-5)
Человек должен отречься от материального мира, являющегося отражением духовного. Нужно предаться Кришне, и тогда можно достичь мира духовного.

ПУРУШОТТАМА-ЙОГА. (6-20)
В. ТРАНСМИГРАЦИИ. (15.6-11)
Человек должен поставить своей целью возвращение в духовный мир и оставление этого материального мира. Хотя все живые существа являются вечными неотъемлемыми частичками Кришны, сейчас они сражаются, трансмигрируя из тела в тело, в поисках наслаждения.
Трансценденталисты ясно это видят, но слепые материалисты не обладают таким видением.
С. ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ КАК ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО. (15.12-15)
Знание положения Кришны как поддерживающего на космическом уровне, а также на уровне личности, на материальном уровне и на духовном (как составителя Веданты и знатока Вед), является тем знанием, которое привлекает нас к Кришне.
D. ТРИ ШЛОКИ БХАГАВАД-ГИТЫ: КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕД И ВЕДАНТЫ.
ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ. (15.16-20)
1. Обусловленные живые существа погрешимы. Те же живые существа, которые находятся в гармонии с творением Господа, называются непогрешимыми. (16)
2. Кроме погрешимых и непогрешимых живых существ есть также трансцендентальная Верховная Личность - Сверхдуша, поддерживающая три мира. (17)
3. Кришна прославляется в мире и прославляется Ведами как Высшая Личность - Сверхдуша. (18)
4. Кто бы ни знал положение Кришны, знает все. И он занимается преданным служением Кришне. (19)
5. Знание этой самой сокровенной части ведического знания позволяет человеку обрести мудрость и приводит его на уровень совершенства в его усилиях. (20)

Глава 15 описывает дерево баньян материального мира, говоря, что гуны материальной природы питают как верхнюю часть этого дерева, т.е. благоприятные божественные ветви, так и нижнюю часть - демонические ветви.
В 16 главе Господь сначала объясняет божественные качества, возвышающие человека до верхушки этого дерева и в конечном итоге приводящие к освобождению.
Затем Господь детально объясняет демонические качества и демонический менталитет, опускающие человека на низ этого дерева и в конечном счете приводящие в ад.

Глава XVI
________________________________________________________________

А. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ И ДЕМОНИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. (16.1-6)
Кришна сначала описывает 26 божественных качеств. А затем начинает описывать демонические качества.
В. ДЕМОНИЧЕСКАЯ ПРИРОДА. (16.7-20)
Чтобы убедить Арджуну, что он обладает божественными качествами, а не демоническими, Кришна начинает далее описывать качества, умонастроение и действия того, кто обладает демоническими склонностями.
Кришна опускает этих зловредных демонов в постоянно повторяющиеся рождения в демонических отвратительных формах жизни.
С. ВЫБОР: ЧЕГО НУЖНО ИЗБЕГАТЬ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ВЫСШЕГО
НАЗНАЧЕНИЯ. (16.21-24)
Трое врат ведут к деградации души и запутывают его в демоническом менталитете. Эти врата - вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от этих вещей и действовать ради очищения, чтобы достичь высшего назначения. (21, 22)
Это означает, что вместо того, чтобы действовать под контролем вожделения, гнева и жадности, человек должен действовать в соответствии с шастрами. (23, 24)
Связь XVI и XVII глав.
В 17 главе Кришна утверждает, что те, кто следуют Ведам, божественны, те же, кто не следуют, - демоничны.
Но к какой категории отнести человека, который следует с верой чему-то, не указанному в шастрах? Находится ли он в добродетели, в страсти или в невежестве?
Глава XVII
________________________________________________________________

А. ГУНЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВЕРУ ЧЕЛОВЕКА. ВЕРА И ПОКЛОНЕНИЕ В ГУНАХ.
(17.1-7)
Арджуна спрашивает о положении того, кто поклоняется, но делает это не опираясь на шастры. Кришна отвечает, что тот, кто не следует шастрам, поклоняется в соответствии с верой, которую навязывают ему гуны материальной природы.
В. ПИЩА В ГУНАХ. (17.8-10)
Самый легкий способ, с помощью которого можно определить положение личности в гунах - это посмотреть на пищу, которую он ест. Кришна сначала описывает пищу в добродетели, затем - в страсти и в невежестве.
С. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В ГУНАХ. (17.11-13)
Жертвоприношения также могут совершаться в трех гунах. Если жертвоприношение совершается ради исполнения долга - оно относится к гуне добродетели, если мотивы плодотворные - это жертвоприношение в страсти. И жертвоприношение, совершаемое без веры, находится к гуне невежества.
D. АСКЕЗЫ В ГУНАХ. (17.14-19)
Аскезами могут являться аскезы тела, речи, ума. Каждая из этих аскез совершается либо в добродетели, либо в страсти, либо в невежестве.
Е. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ГУНАХ. (17.20-22)
Благотворительность также может быть в добродетели, страсти или невежестве. В зависимости от гуны, в которой она совершается, результаты ее будут различны.
F. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОМ ТАТ САТ. (17.23-28)
Недостатки этих трех гун можно возместить, используя их в служении Господу: Ом Тат Сат. Поэтому заключение таково, что когда жертвоприношение, воздержание и аскезы совершаются без веры в Верховного, без трансцендентальной цели, они бесполезны как в этой жизни, так и в следующей.
Связь XVII и XVIII глав.
Чтобы достичь цели - преданности Кришне, 18-ая, последняя, глава говорит о сути предыдущих глав.
Кришна начинает подводить итог, повторяя Свое наставление, что Арджуна не должен отрекаться от самой деятельности. Он должен отречься от ее плодов.
Глава XVIII
________________________________________________________________

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВ С 1 ПО 6.
А. РАЗДЕЛЫ КАРМЫ. (18.1-12)
Истинный саннйаси не отрекается от своих действий, но он не привязан к результатам. Поэтому заключение Кришны таково, что отреченный образ жизни (саннйаса) и отречение от плодов деятельности (тйага) находятся на одном уровне.
Такое выполнение деятельности считается отречением в гуне добродетели.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВ С 1 ПО 6.
В. РАЗДЕЛЫ ГЙАНЫ. (18.13-18)
Чтобы помочь нам совершать действия, не связываясь ими, Кришна цитирует Веданту и подразделяет действия на 5 составных факторов. Самый важный из факторов - Сверхдуша. Тот, кто действует под управлением Сверхдуши, не затрагивается реакциями на его действия.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ ЙОГИ.
КАРМА.

С. ГУНЫ КОНТРОЛИРУЮТ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ. (18.19-40)
Деятельность человека в соответствии с пятью факторами, указанными выше, управляется тремя гунами материальной природы. Это включает в себя знание человека (19-22), действия человека (22-26), его занятия (27, 28), понимание (29-32), его решимость (33-35) и счастье человека (36-39). Таким образом, все действия во вселенной контролируются тремя гунами материальной природы.
ОТ САКАМА- ДО НИШКАМА-КАРМА ЙОГИ
D. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ РЕАКЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ
ПРЕДПИСАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (18.41-48)
Хотя вся деятельность контролируется гунами, человек, однако, может освободиться от реакций на эти действия, выполняя обязанности брахмана, кшатрийи, вайшйи или шудры, т.е. действуя в процессе нишкама-кармы и одновременно, через эту деятельность, поклоняясь Господу.
ОТ НИШКАМА-КАРМА-ЙОГИ ЧЕРЕЗ ОСВОБОЖДЕНИЕ
К ПРЕДАННОМУ СЛУЖЕНИЮ
Е. ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВОБОДНОЙ ОТ РЕАКЦИЙ, ЧЕРЕЗ ГЙАНА-ЙОГУ
К УРОВНЮ БРАХМАНА И ЧИСТОМУ ПРЕДАННОМУ СЛУЖЕНИЮ. (18.49-55)
Человек, практикуя нишкама-карму - деятельность в отречении, достигает добродетели и знания, что он не есть это тело. Затем, в конечном счете, он достигает уровня Брахмана. И, служа Кришне с преданностью на этом уровне, человек достигает царства Бога.
F. ДЕЙСТВИЯ В ЧИСТОМ ПРЕДАННОМ СЛУЖЕНИИ. (18.56-60)
Человек на уровне преданного служения должен действовать под управлением Господа, полностью завися от Него и полностью сознавая Его. Человек, таким образом, освободится от контроля гун материальной природы.
G. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ: ПРЕДАННОСТЬ СВЕРХДУШЕ. (18.61-63)
Самое сокровенное знание - знание о том, что человек должен предаться Верховному Господу, находящемуся в сердце каждого.
H. САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ ИЗ ВСЕГО:
СТАНЬ ЧИСТЫМ ПРЕДАННЫМ КРИШНЫ. (18.64-66)
Постоянно думай о Кришне, стань преданным Кришны, поклоняйся Кришне, предлагай молитвы Кришне и таким образом прийди к Кришне. Предайся только Кришне. Не страшись никаких греховных реакций.
I. ПРОПОВЕДЬ И ИЗУЧЕНИЕ БХАГАВАД-ГИТЫ. (18.67-71)
Тому, кто объясняет это знание Бхагавад-гиты аскетичным независтливым преданным, гарантируется чистое преданное служение и возвращение назад к Богу. Те, кто изучают Бхагавад-гиту, поклоняются Кришне разумом, а исполненные веры и независтливые слушатели освобождаются от греховных реакций.
J. АРДЖУНА УТВЕРДИЛСЯ. (18.72, 73)
Выслушав Бхагавад-гиту, Арджуна утвердился в сознании и приготовился к решительным действиям согласно наставлениям Кришны.
K. ПРЕДСКАЗАНИЯ САНЬДЖАЙИ. (18.74-78)
Саньджайа в экстазе размышляет об удивительной форме Кришны и предсказывает победу Арджуны - лучшего лучника, и Кришны - Господина всех мистиков.

***

вьясаятмика буддхир экеха куру-нандана
баху-шакха хй ананташ ча буддхайо ‘вьявасайинам

“Находящиеся на этом пути тверды в своих намерениях, и преследуют только одну цель. О возлюбленный сын Куру, много-ветвист разум тех, кто нерешительны”.
КОММЕНТАРИЙ
Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура
Лучший разум, который может у меня быть, - это разум, используемый в служении Кришне.
Разум считается сосредоточенным, когда он направлен на наставления моего духовного учителя - воспевание святых имен Кришны, памятование о деяниях Кришны и выполнение служения Его лотосным стопам. Наставления моего духовного учителя являются моей садханой и моей жизнью как на начальных уровнях, так и на совершенном уровне бхакти.
Мое единственное желание, это следовать его наставлениям.
Ничто иное я не принимаю за деятельность моей жизни даже во сне. Испытываю я счастье или не испытываю, разрушается материальный мир или остается - мне все равно. Я ничего не теряю.
Я просто должен выполнять указания моего духовного учителя.
Сосредоточение на указаниях духовного учителя есть решительный разум в преданном служении. И только благодаря сосредоточенности на его указаниях ученик может обладать таким решительным разумом.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 164 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...