Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Руководство для изучения Бхагавад-гиты 3 страница



ВЕДЫ КАК ОНИ ЕСТЬ
Истинное значение Вед - основных священных писаний Индии - уже на протяжении более чем ста лет сбивает с толку западных индологов. Многие из этих теоретиков приходят к заключению, что ведические писания представляют собой смесь, состоящую из поклонения полубогам, имперсонализма, жертвенных ритуалов и достижения райских планет. По их мнению Веды примитивны, составлены в разные времена и философски непоследовательны.
Но Шрила Прабхупада по милости ачарьев позволил нам увидеть последовательность ведической компиляции.
Его точка зрения основана на том, что Кришна утверждает в Бхагавад-гите: целью Вед является познание Кришны как изначальной личности и источника всего.
В ниже приведенной статье используется ведический авторитет (я выбрал цитаты из комментариев Прабхупады к Бхагавад-гите как она есть), чтобы подтвердить положение Кришны, и после этого принять верховенство Кришны. Иными словами, сложная необъяснимая сеть ведических ритуалов и формул должна приниматься как ступени, ведущие человека к преданности Кришне - Верховной Личности Бога. Такова истинная цель Вед.

“КРИШНА - ВЕРХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ БОГА”
В “Атхарва-Веде” (“Гопала-тапани Упанишад”) непосредственно говорится, что Кришна - Верховная Личность Бога: сач-чит-рупайа кришнайа. “Я предлагаю свои почтительные поклоны Кришне - Верховной Личности Бога, который имеет вечную блаженную форму знания (1.1). Это же подтверждается в Упанишаде: там экам говинда. “Ты, Говинда, - источник наслаждения чувств и коров”.
Утверждение “Гопала-тапани Упанишад” провозглашает Кришну сач-чид-ананда-вигараха - обладающим трансцендентальной формой, полной вечности, знания и блаженства (1.35).
Это подтверждается в “Брахма-самхите”:
ишварах парамах кришнах
сач-чид-ананда-виграхах
анадир адир говиндах
сарва-карана-каранам

“Кришна - Верховная Личности Бога - не обычный человек. Он является Господом”. Об этом говорится в “Нарайана-Упанишаде”: брахма но деваки путрах. “Сын Деваки, Кришна, есть Верховная Личность Бога” (Нарайана-Упанишад, 4).
Кришна обладает духовным телом, хотя Он принимает человеко-подобную форму. Это также подтверждает “Курма-пурана”:” деха дехи видхедо йам нешваре видйате квачид.” Это означает, что в Кришне - Верховном Господе - нет разницы между Ним Самим и Его телом. Кришна, будучи Верховной Абсолютной Истиной, обладает духовным телом, и также Он обладает трансцендентальными именами, неотличными от Него Самого.
нама чинтамани кришна-чаитанйа раса-виграха пурнах
шуддхо нитйа мукто бхинна твам намам намино
“Святое имя Кришны полностью тождественно Ему, поэтому Кришну нельзя считать обычным человеком, хотя Он нисходит в человекоподобной форме”.
И “Катха-упанишад”, и “Шветашватара-упанишад” говорят об этом моменте: нитйо нитйанам четанаш четананам. “Над этими бесчисленными живыми существами, одни из которых освобождены, а другие обусловлены, находится Верховная Личность”.
Веды также подтверждают, что Верховный есть ананда-майа-бхйасат, или по своей природе полон блаженства и наслаждения. Он также является источником безграничных благоприятных качеств.
“Гопала-тапани-Упанишад (1.1) утверждает:
сат-чид-ананда рупайа кришнайа кришта карине
нама веданта ведйайа гураве буддхи сакшине

“Я предлагаю мои почтитетльные поклоны Кришне, который имеет трансцендентальную форму блаженства и знания. Я предлагаю мое почтение Ему, поскольку осознание Его означает понимание Вед. Поэтому Он - Высший духовный учитель”.
Затем говорится: кришно ваи парамам дайватам. “Кришна является Верховной Личностью Бога”. Затем говорится, Эко ваши сарв-гах кришна идйах: “Только Кришна - Верховная Личность Бога, и Он является объектом поклонения”. Эко пи сан бахудха йога вибхати. “Кришна - один, но Он проявляет Себя в безграничных формах и инкарнациях.(“Гопала-тапани Упанишад” 1.21)

Относительно положения Кришны как Высшего источника всех инкарнаций и полубогов Шримад-Бхагаватам (1.3.28) утверждает: эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам. “Все являются либо полными частями, либо частями полных частей Господа. Но Господь Шри Кришна является Верховной Личностью Бога”.
В “Шветашватара-Упанишад” (6.8) описывается положение Кришны как Верховного: на тасйа карйам каранам ча видйате, на тат -самас чабхйатхикас ча дришйате: Никто не может быть равным Верховной Личности Бога - Кришне, поскольку никто не равен и никто не выше Кришны ни в материальном, ни в духовном проявлении. Никто не может превзойти Его”. “Маха-Упанишад”
(1) говорит: Эко ваи нарайана асин на брахма на ишано напо нагни-самау неме дйав-апритхиви на накшатрани на сурйах: “В начале творения был только Верховная Личность Нарайана. Не было ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни Луны, ни звезд в небе, ни солнца”. В Мокша-дхарме Кришна утверждает: праджапатим ча рудрам чапи, ахам эва сриджами чаи, тау хи мам на виджанито, мама-вимохитау: Прародители - Шива и другие - сотворены Мной. Хотя они не знают об этом, поскольку введены в заблуждение Моей иллюзорной энергией”. “Нарайана-Упанишад” гласит: атха пурушо на ваи нарайано камайата праджах срджети: “Затем Верховная Личность Нарайана пожелал сотворить живые существа”. нарайанад брахма джайате нарайанад праджапатих праджайате, нарайанад индро джайате, нарайанад ашто васаво джайанте нарайанад экадаша рудра джайанте, нарайанад двадашадитйах:
“Из Нарайаны родился Брахма, из формы Нарайаны родились прародители, из Нарайаны был рожден Индра, из Нарайаны родились восемь Васу, из Нарайаны родились одиннадцать Рудр, из Нарайаны родились двенадцать Адитий. А Сам Нарайана - источник самых могущественных правителей в материальном мире - является экспансией Кришны”. И поэтому, после того, как Веды так недвусмысленно провозгласили Кришну Верховным Господом, не является ли оскорблением считать Кришну - Верховную Личность Бога - обычным человеком?
“Брихад-Вишну-смрити” ясно утверждает: йо ветти бхауткам дехам, кришнасйа параматманах, са срвасмад бахиш-карйах, сраута-смарта-видханатах, мукхам тасйавасмад бахиш-карйах, сраута-смарта-видханатах, мукхам тасйавалокйапи, са-челам снанам ачарет. “Того, кто считает тело Кришны материальным, нужно отстранить от всех ритуалов и действий, и если человек случайно увидел лицо такой личности, он должен немедленно принять омовение в Ганге, чтобы очистить себя от инфекции”.
Те личности, которые глумятся над положением Кришны, являются завистниками. Они родятся в атеистических и демонических видах жизни. Постоянно пребывая в неведении, они постепенно будут опускаться в низшие области творения.
Поскольку Кришна является Верховной Личностью Бога, Бхагавад-гита, передающая Его слова, также считается писанием неотличным от Вед. На самом деле, кто как не Верховная Личность Бога может знать заключение Вед так же хорошо, как Он? Как Верховный Господь, Он является источником ведического знания.
“Гопала-тапани-Упанишад” утверждает: йо брахманам
видадхати пурвам йо ваи ведамс ча гапайати сма кришна. “Кришна
Тот, кто вначале наставил Брахму в ведическом знании и кто распространил ведическое знание в прошлом”. Слова Кришны как изначального рассказчика Вед являются столь же авторитетными, что и Веды, и вовсе не противоречат утверждениям Вед. Веды, как указывалось выше, утверждают, что Кришна является Верховной Личностью Бога, и собственные слова Кришны в Бхагавад-гите подтверждают эту Высшую истину.

маттах паратарам наньят кинчид асти дхананджая
майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива

“О завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить”.
(Бхагавад-гита 7.7)
И снова в Бхагавад-гите (10.8) говорится:
ахам сарвасья прабхаво маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

“Я - источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрые, кто в совершенстве знают это, отдают себя преданному служению Мне и поклоняются Мне всем сердцем”.
Начиная с ведического знания о том, что Кришна есть Верховный Господь, мы можем принять слова Кришны как истину и, таким образом, понять цель Вед, слушая непосредственно от Кришны веданта-крт веда-вит эва чахам. “Меня, Кришну, можно познать через Веды”. Также необходимо принять слова Кришны, описывающие процесс познания Его:
бхактья тв ананьяя шакья ахам эвам-видхо ‘рджуна
гьятум драштум ча таттвена правештум ча парантапа

“Мой дорогой Арджуна, только тот, кто преданно служит Мне, может познать Меня таким, как Я стою перед тобою, увидеть Меня лицом к лицу. Только этим путем ты сможешь постичь тайну Моей личности”.
(Бхагавад-гита 11.54)
Этот процесс преданного служения описан и обобщен в
последней главе Бхагавад-гиты:
ман-мана бхава мад-бхакто мад-яджи мам намаскуру
мам эвайшьяси сатьям те прадиджане прийо ‘си ме

“Всегда думай обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняйся Мне и выражай Мне почтение. Так ты непременно прийдешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты - Мой дорогой друг”.
сарва-дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхьо мокшайишьями ма шучах

“Оставь все другие религии и вручи себя Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего”.
(Бхагавад-гита 18.65, 66)
Таким образом, изучающие ведические писания должны не
только принимать Кришну как Верховную Личность Бога, они также,
выполняя Его просьбу, должны предаться Ему и стать Его
преданными.

ЛЕСТНИЦА ЙОГИ
СНИЗУ ДО ВЕРХУ
может подняться человек по лестнице йоги; с одного из многочисленных желаний, материальных или духовных. В соответствии с качеством его желания человек достигает результата. Так, карми достигают чувственного наслаждения, гйани обретают Брахман, йоги достигают сиддх или погружаются в тело Господа, а бхакты обретают служение Кришне.
Прогресс от одного желания к другому зависит от общения, которое мы получаем.
ЖИВОТНАЯ ЖИЗНЬ
“Человеческое существо”, пытающееся удовлетворять свои чувства нерегулируемым образом, в соответствии с его прихотями, практически, не лучше, чем животное.
КАРМА-КАНДА
Следование ведическому авторитету для достижения желаемого чувственного наслаждения находится на уровне карма-канды. На этом уровне человек совершает жертвоприношения полубогам, чтобы исполнить свои материальные желания. Карма-канда считается началом человеческой жизни, поскольку на этом уровне авторитетные ведические писания налагают ограничения на удовлетворение желаний человека. Предаваясь ведическим писаниям в достижении удовлетворения мирских желаний, человек, фактически, поручает себя руководству авторитета. Такая преданность очищающа сама по себе. Человек также общается со священниками, совершающими жертвоприношения, слушает их наставления.
Цели человека претерпевают естественный прогресс от желания счастья в этой жизни, заключающегося в том, что человек может иметь сына, до достижения райского наслаждения в следующей жизни.
Затем, принимая концепцию следующей жизни, человек постепенно осознает, что он есть душа, и что существует трансмиграция из тела в тело. Человек также начинает понимать, что в материальном мире нет такого положения, которое могло бы помочь ему обрести удовлетворение.
КАРМА-ЙОГА:
Сакама карма-йога и нишкама карма-йога
САКАМА КАРМА-ЙОГА
Принимая понятие о своей духовной природе, человек постепенно начинает понимать, чего он должен желать, чтобы обрести вечное наслаждение и навсегда избавиться от всех страданий: рождения, смерти, старости и болезней, достигнув духовного уровня.
Но на этом уровне, хотя его духовные цели уже определены, человек, тем не менее, имеет материальные желания. Таким образом, он действует в соответствии с предписанными в священных писаниях правилами и регуляциями, и автоматически, через процессы совершения жертвоприношений, он предлагает плоды своей деятельности полубогам и, в конечном, счете Вишну.
Так человек постепенно развивает отречение. Действуя в соответствии с авторитетом ведических правил и регуляций, предлагая плоды своей деятельности на жертвоприношении Вишну, развивая отречение и испытывая различные бесконечные трудности и разочарования в материальном мире, а также общаясь с брахманами, священниками и другими людьми, стремящихся к духовному совершенству, слушая их беседы, человек развивает трансцендентальное знание.
Тот, кто находится на уровне сакама, вследствие влияния гуны страсти привязан к плодам своей деятельности, так же, как и к самой деятельности, поскольку она приносит плоды, удовлетворяющие его желания.
НИШКАМА КАРМА-ЙОГА
Человек, достигший трансцендентального знания, знает, что он не есть это тело, и что он является вечным духовным существом. Так он естественно освобождается от материальных привязанностей, проистекающих из низших гун материальной природы. Хотя у такой личности нет желаний к материальным плодам (так как, благодаря своему знанию, он свободен от желания к чувственному наслаждению), он, тем не менее, выполняет все свои обязанности в духе отречения с целью показать хороший пример тем, кто не продвинуты в трансцендентальном знании.
Так он побуждает их на своем примере и своими словами посвятить себя выполнению обязанностей в духе преданности.
Человек, находящийся на этом уровне - нишкама-карма - благодаря своей развитой добродетели и знанию, отречен от плодов своей деятельности. Тем не менее, однако, он привязан к деятельности, которую выполняет, хотя и выполняет эту деятельность ради долга.
ДОСТИЖЕНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ПОСРЕДСТВОМ НИШКАМА-КАРМА И АШТАНГА-ЙОГИ
Практикуя нишкама-карму, человек достигает освобождения от реакций (это гуна добродетели) и обретает просветление - знание, что он не есть это тело. Затем, когда человек фиксирует свое сознание на Сверхдуше, он достигает освобождения в Брахмане. На этом уровне в зависимости от цели, которую он имеет, он погружается либо в сияние Брахмана Кришны, либо в Сверхдушу. Этого уровня также можно достичь через аштанга-йогу, через освобождение в Кришне.
С УРОВНЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ К КРИШНЕ
Осознавая, что Кришна - источник как Брахмана, так и Сверхдуши, и слыша о богатствах Кришны, удачливая душа полностью предается Кришне, занимаясь преданным служением.

КРАТКИЙ ОБЗОР БХАГАВАД-ГИТЫ
И СВЯЗЬ ГЛАВ
Глава I
________________________________________________________________

А. ВВЕДЕНИЕ.
Обе армии выстроились на поле битвы и приготовились к сражению. (1.1-27)
В. СОМНЕНИЯ АРДЖУНЫ.
Арджуна приводит свои доводы к нежеланию сражаться.
(1.28-42)

Глава II
________________________________________________________________

А. БОЛЬШЕ СОМНЕНИЙ.
Арджуна приводит еще больше причин к нежеланию сражаться, но затем предается Кришне. (2.1-10)
В. ПЕРВЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ КРИШНЫ. ГЙАНА.
Душа никогда не может умереть, но тело невозможно спасти.
(2.11-30)
С. КАРМА-КАНДА.
Кришна объясняет деятельность в сознании карма-канды; Он говорит о материальных приобретениях - рае или царстве, которые ждут его в случае сражения, и материальных утратах, бесславии и грехе, которые ждут Арджуну в случае его отказа от сражения. (2.31-38)
Е. БУДДХИ-ЙОГА /Нишкама-карма/.
Далее Кришна описывает буддхи-йогу, то есть нишкама-карма-йогу - деятельность человека (карму), выполняемую со знанием, (гйаной), благодаря чему можно отречься от плодов деятельности. (2.39-53)
F. САМАДХИ.
Действуя в буддхи-йоге, человек достигает материальной непривязанности и уровня освобождения, т.е. стадии равновесия, называемой самадхи. (2.54-72)

Глава III
________________________________________________________________

А. ОТРЕЧЕНИЕ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (1, 2)
Арджуна спрашивает, что лучше: находиться в знании или действовать. Он задает этот вопрос так, как если бы эти два процесса были противоположны друг другу.
В. НИШКАМА-КАРМА. (3-9)
Кришна рекомендует нишкама-карму - деятельность со знанием и непривязанностью. Нишкама-карма позволяет душе, которая активна по своей природе, очиститься, действуя без привязанности.
С. ОТ КАРМА-КАНДЫ ДО КАРМА-ЙОГИ. (10-16)
Если человек не может исполнять свой долг с непривязанностью, ему лучше следовать разделу Вед - карма-канде. Такому человеку необходимо выполнять эти ведические предписанные обязанности, которые рекомендуют совершать жертвоприношения ради удовлетворения Кришны.
D. НИШКАМА-КАРМА, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПРИМЕР. (17-32)
Исполняй свой долг без привязанности, исполняй его, чтобы показать правильный пример тем, кто менее продвинуты и нуждаются в достойном примере следования предписанным шастрами обязанностям.
I. ОПАСАЙСЯ ВОЖДЕЛЕНИЯ И ГНЕВА. (36-42)
Вожделение и гнев, страсть и невежество не дают человеку действовать с непривязанностью. Поэтому необходимо регулировать чувства и с помощью сильного разума контролировать вожделение.

Глава IV
________________________________________________________________

А. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ О КРИШНЕ (1-10)
Трансцендентальное знание о Кришне, получаемое через цепь ученической преемственности, открывает истину о теле Кришны, Его рождении и Его действиях. Тот, кто знает эти истины и, таким образом, принимает убежище в Кришне, очищается и достигает Кришны.
В. ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ЗНАНИЯ. (11-15)
Хотя Кришна санкционирует награждение плодами деятельности для каждого, Сам Он нейтрально относится к этому. Кришна дает плоды только в соответствии с желаниями живого существа и его кармой. Тот, кто понимает Кришну в таком ключе, свободен от материального рабства.
С. ПОНИМАНИЕ КАРМЫ НА УРОВНЕ ГЙАНЫ - ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО
ЗНАНИЯ. (16-24)
Применяя трансцендентальное знание, человек может совершать действия с непривязанностью в служении Кришне. Эти действия называются акармой, т.е. действиями, не влекущими за собой реакций и находящимися на абсолютном уровне. Таким образом, Кришна объясняет, что на карму можно смотреть как на гйану.
D. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПРИВОДИТ К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМУ ЗНАНИЮ.
(25-33)
Плод всех видов ведических жертвоприношений - трансцендентальное знание, которое приводит к освобождению и, в конечном счете, к чистому преданному служению.
I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (34-42)
Действия в трансцендентальном знании, полученном через цепь ученической преемственности, разрушают греховные реакции всей деятельности. Поэтому необходимо исполнять свои обязанности, утвердившись в трансцендентальном знании.

Глава V
________________________________________________________________

А. НИШКАМА-КАРМА. Нишкама-карма равна отречению от деятельности, но следовать процессу нишкама-кармы легче. (1-6)
Арджуна снова спрашивает, что же выше: отречение от деятельности или действия с непривязанностью?
Кришна отвечает, что и тот, и другой процессы равны между собой, так как приводят к одной цели. Но Кришна рекомендует деятельность с отречением - нишкама-карму - как более легкий процесс.
В. ПРОЦЕСС НИШКАМА-КАРМЫ. (7-12)
Человек, следующий процессу нишкама-кармы, не отождествляет себя с телом и также не отождествляет с действиями, которые совершает это тело. Таким образом, он, через отречение от его действий, освобождается от реакций на его действия.
С. ЗНАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ В ПЕРСПЕКТИВЕ. (13-16)
Живое существо (действущее номер один), знающее, что все телесные действия автоматически выполняются гунами материальной природы (действующим номер два) после того, как эти действия были санкционированы Сверхдушой (действующим номер три), благодаря этому знанию, обретает просветление.
D. ОСВОБОЖДЕНИЕ. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА СВЕРХДУШЕ. (17-26)
Тот, кто находится в знании и с преданностью сосредоточивает свое сознание на Сверхдуше, достигает уровня материального равновесия, а в ближайшем будущем - освобождения.
Е. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ АШТАНГА-ЙОГИ. ОСВОБОЖДЕНИЕ.
(27, 28)
Человек также может достичь освобождение через аштанга-йогу.
F. УМИРОТВОРЕНИЕ НА УРОВНЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ. (29)
Человек, находящийся в полном сознании Кришны, достигает освобождения от материальных страданий.

Глава VI
________________________________________________________________

А. ПРОГРЕСС В ЙОГЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТРЕЧЕНИИ. (6.1-4)
Аштанга-йоги, так же как и нишкама карма-йоги, действуют с отречением ради духовного продвижения.
В. УРОВЕНЬ ЙОГА-РУДХИ: ОТКАЗ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6.5-9)
Когда йог, контролируя свой ум, достигает уровня, когда он равно относится к благожелателям, завистникам, благочестивым и грешникам, только тогда он может оставить деятельность нишкама-карма.
С. ДАЛЬНЕЙШИЕ СТАДИИ В ПРАКТИКЕ ЙОГИ. (6.10-32)
Здесь дается описание процесса аштанга-йоги и ее результатов. Здесь объясняется, что такой уровень йога-рудха - совершенный уровень - и, в конечном счете, видение Сверхдуши и служение Сверхдуше.
D. НЕОБХОДИМОСТЬ КОНТРОЛЯ БЕСПОКОЙНОГО УМА. (6.33-36)
Хотя контроль ума несомненно сложен, однако, это очень важно. Контроль ума достигается только через постоянную практику и отречение.
Е. ЧТО ДОСТИГАЕТ НЕУДАЧЛИВЫЙ ЙОГ. (6.37-45)
Неудачливый трансценденталист достигает или райского наслаждения, которое приходит к нему после того, как он получил рождение в аристократической семье (если такой йог незначительно продвинулся) или в семье мудрых трансценденталистов, которые тотчас же дадут ему возможность к дальнейшему прогрессу (если йог более продвинут).
F. ВЫСШИЙ ЙОГ. (6.46-47)
Йоги выше, чем эмпирики, выше, чем действующие ради плодов и выше аскетов. Из всех йогов те, кто с полной верой постоянно думают и поклоняются, находятся на высочайшем уровне сами по себе.
СВЯЗЬ МЕЖДУ 6 И 7 ГЛАВАМИ
Кришна объяснил в 6 главе, что йог, который наиболее тесно связан с Ним, называется “мад-гатенантар-атманама”, т.е. тот, кто думает о Кришне, находящемся внутри него.
Кришна в 7 главе объясняет, как стать мад-гатенантар-атмана.
Глава VII
________________________________________________________________

А. ПОЗНАНИЕ КРИШНЫ ПОСРЕДСТВОМ СЛУШАНИЯ О НЕМ. (7.1-3)
Кришна просит Арджуну выслушать о Его материальной и духовной энергиях и заявляет, что трансценденталисты, которые воистину знают Его, - наиболее редки.
В. ПОЗНАНИЕ КРИШНЫ КАК ИСТОЧНИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ
ЭНЕРГИЙ. (7.4-12)
Кришну, как источника материи и духа, можно увидеть, когда мы смотрим на мир, зная, что все существующее является комбинацией материальных и духовных энергий Кришны. Он также является активной сущностью всего, и, хотя Кришна не подвержен влиянию Его энергий, состоящих из трех гун, все, что существует в материальном мире, проявляется в виде комбинаций добродетели, страсти и невежества.
С. ТРИ ГУНЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ КРИШНОЙ. ПОЭТОМУ ПРЕДАЙСЯ. (7.13-14)
Те, кто предаются Кришне - контролирующему гуны, благодаря знаниям о Кришне, пересекают этот океан иллюзии, созданный тремя гунами.
D. НЕПРАВЕДНЫЕ ЛИЧНОСТИ ЛИШЕНЫ ЗНАНИЯ И НИКОГДА НЕ ПРЕДАЮТСЯ
КРИШНЕ. БЛАГОЧЕСТИВЫЕ РАЗВИВАЮТ ЗНАНИЕ И ПРЕДАЮТСЯ ЕМУ.
(7. 15-19)
Четыре вида людей никогда не предаются, и четыре вида
предаются. Из тех, кто предается, гйани, не имеющие материальных желаний, самые лучшие, и они крайне редки.
Е. ОСТАЛЬНЫЕ, КТО НЕ ИМЕЮТ ЗНАНИЯ, НЕ ПРЕДАЮТСЯ: (7.20-26)
1. те, кто предаются полубогам;
2. имперсоналисты.
Те, кто предается полубогам и имперсоналисты не имеют знания о Кришне, и таким образом, из глупости, они не предаются Ему.
F. ЗАПУТАННОСТЬ ЖИВОГО СУЩЕСТВА И ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ, БЛАГОДАРЯ
ЗНАНИЮ О КРИШНЕ. (7.26-30)
Живое существо запутывается под влиянием майи, которая заставляет его видеть двойственность; свободу живому существу приносит преданное служение, которое возвышает его над этими двойственностью. Таким образом, занимаясь преданным служением в сознании Кришны, человек может познать Кришну даже в момент смерти.
СВЯЗЬ МЕЖДУ 7 И 8 ГЛАВАМИ
Кришна в предпоследнем стихе 7 главы указал на несколько трудных терминов, и в последнем стихе объяснил, что тот, кто знает взаимоотношения между тремя дополнительными терминами и им Самим, может познать Его в момент смерти.

Глава VIII
________________________________________________________________

А. ОТВЕТЫ КРИШНЫ НА СЕМЬ ВОПРОСОВ АРДЖУНЫ. (8.1-4)
Арджуна задал Кришне восемь вопросов, каждый из которых относится к тем терминам, которые использованы Кришной в последних двух стихах 7 главы: брахман, адхйатма, карма, адхибхута, адхидайва, адхийагьа, и как может тот, кто занимается преданным служением, познать Его в момент смерти?
Кришна коротко отвечает на первые семь вопросов Арджуны следующим образом:
1. Брахман - это неуничтожимое живое существо.
2. Адхйатма - природа живого существа.
3. Карма - реакции, вынуждающие живое существо принимать материальное тело в этом мире.
4. Адхибхута - тот, кто господствует над вечно
изменяющейся материальной природой.
5. Тот, кто господствует над всеми полубогами и их планетами является адхидеватой, Вселенской Формой Господа.
6 и 7. Кришна, как Сверхдуша, находящаяся в сердце каждого и есть адхийагйа, Господь всех жертвоприношений.
В. ВОПРОС ВОСЬМОЙ: ПАМЯТОВАНИЕ КРИШНЫ В МОМЕНТ СМЕРТИ. (8.5-8)
Так как, о чем бы ни помнил человек в момент смерти, того он и достигает, Кришна в связи с этим рекомендует Арджуне неуклонно медитировать на Него, посвятить Ему все свои действия и, таким образом, достичь Его.
С. ПАМЯТОВАНИЕ КРИШНЫ. (8.9-13)
Медитируя на Кришну и Его качества, или занимаясь йога-мишра бхакти, человек может думать о Верховной Личности Бога, когда он оставляет тело и достигает духовных планет.
D. ЧИСТОЕ ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ. (8.14-16)
Тот, кто неуклонно помнит Кришну, легко достигает обители Господа, находящейся далеко за пределами этого исполненного страданиями материального мира, благодаря постоянной занятости в преданном служении.
Е. СРАВНЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО МИРОВ. (8.17-22)
Материальный мир, который кажется вечным, постоянно создается и разрушается; за этим океаном творения и разрушения находится вечная обитель Кришны, в которой Он Сам находится, и достичь этой обители можно только благодаря беспримесной преданности Ему.
F. ВЫСШЕЕ ПОЛОЖЕНИИ ЧИСТОЙ ПРЕДАННОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ КРИШНЫ.
(8.23-28)
Чтобы достичь обители Кришны, гйани, карми и йоги должны
оставить этот мир в соответствии с мистическими формулами. Преданным же необходимо лишь оставаться непоколебимыми в своей преданности.
СВЯЗЬ МЕЖДУ 8 И 9 ГЛАВАМИ
В 8 главе Кришна объяснил, что преданный “ананйа” не зависит от условий, при которых он оставляет свое тело: при свете или во тьме. Теперьт Кришна объяснит, как стать таким преданным “ананйа”.

Глава XIX
________________________________________________________________

А. СЛУШАНИЕ О КРИШНЕ -
ДОСТОЙНЫЕ И НЕДОСТОЙНЫЕ ЭТОГО. (9.1-3)
Независтливые и обладающие верой достигают Кришны посредством слушания этого самого сокровенного знания о Нем; однако безверие заставляет человека рождаться и умирать.
В. АЙШВАРЙА ГЙАНА: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АЧИНТЙА БХЕДА АБХЕДА КРИШНЫ
С МАТЕРИАЛЬНЫМ МИРОМ. (9.4-10)
С помощью Своей материальной энергии, Кришна поддерживает, творит и уничтожает весь космос. Хотя Кришна - Верховный Управляющий, материальный мир, однако, существует независимо, и таким образом Кришна поддерживает нейтралитет и отреченность.
С. ГЛУПЦЫ НЕ ПОКЛОНЯЮТСЯ КРИШНЕ; БОЖЕСТВЕННЫЕ НАТУРЫ ПОКЛОНЯЮТСЯ. (9.11-15)
Глупцы, которые думают, что форма Кришны материальна, терпят поражение в своих усилиях (11, 12); махатмы, знающие, что Кришна обладает трансцендентальной формой, принимают прибежище у Него и поклоняются Ему. (13, 14)
На самом деле, те, кто принимают прибежище в концепции Верховного и поклоняются, такие как:
1. Экатвена - монисты, те, кто поклоняются себе как единому со Всевышним (низший уровень; 9.11, 12).
2. Притхаквена - поклоняющиеся полубогам, те, кто выдумывает и поклоняется форме полубогов как высшей форме (средний уровень; 9.20-25).
3. Вахудха вишвато-мукха - поклоняющиеся материальной вселенское форме (лучшая категория; 9.16-19).

В конечном счете все эти категории людей поклоняются Кришне.
D. КОСВЕННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ КРИШНЕ. (9.16-25)
1. Поклонение вселенской форме. (16-19)
2. Поклонение полубогам. (20-25)

Е. СЛАВА ПРЯМОГО ПОКЛОНЕНИЯ КРИШНЕ. (9.26-34)
1. Простота поклонения и сверхпревосходные результаты:
Тот, кто поклоняется Кришне с преданностью, или даже предлагает Ему плоды своей деятельности, освобождается от реакций. Такая личность придет к Кришне. (26-28)
2. Кришна благосклонен к своим преданным: Кришна считает преданного святым, даже если тот совершает какой-либо неприемлемый поступок, но быстро исправляется. (29-31)
3. Все очищается через преданное служение. Благодаря памятованию Кришны, предложению Ему поклонов и погружению в Него, человек, независимо от своего положения, возвращается назад к Богу. (32-34)

СВЯЗЬ МЕЖДУ 9 И 10 ГЛАВАМИ
Преданное служение описывается в 9 главе, особенно в конце этой главы. Чтобы способствовать пробуждению и развитию преданности в Своем преданном, Кришна будет говорит сейчас о Своих достояниях.

Глава X
________________________________________________________________

А. ТОТ, КТО ПОНИМАЕТ НЕПОГРЕШИМОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРИШНЫ СЛУЖИТ ЕМУ.
(10.1-7)
Кришна говорит, что Его начало невозможно понять, поскольку Он - источник всего. (Творение не может понять своего творца.) Тот, кто понимает это, с преданностью служит Кришне.
В. ЧАТУР ШЛОКА. (10.8-11)
Кришна описывает:(1) свое положение как источника всего,
(2) преданных, жаждущих с любовью служить Ему, и (3) свои взаимоотношения с ними.
[1) Все достоинства Кришны обобщены в 8 стихе. Познавая их как достояния Господа, человек может достичь реализаций 9, 10 и 11 стихов.
2) Зная Кришну как источник всего, преданные не могут поддерживать жизнь без Него, как рыба не может жить без воды. Так они поклоняются с великим желанием, как описано в тексте 9.
3) Кришна, общаясь с такими преданными, дает им непосредственное вдохновление и общение с Ним, как описано в тексте 10.
4) Разум преданного, позволяющий ему подняться над невежеством, покрывающим его сердце миллионы рождений, как описано в тексте 11, дается ему Кришной, так как Господь входит в сердце своего преданного подобно тому, как пчела входит в цветок лотоса.]





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...