Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Д) История и перспективы публики



Согласно Тарду, возникновение публики предполагает достижение обществом достаточно высоких ступеней развития. Древность и Средневековье не знали этого феномена. Становление публики Тард относит к XVI веку, когда общественная жизнь становится намного более интенсивной, возрастает значение городов. Но важнейшей предпосылкой было книгопечатание, обеспечившее высочайшую, по меркам того времени, скорость передачи мысли на расстоянии. А мысль, по Тарду, есть важнейшая социальная сила.

Вторая предпосылка возникновения публики – Реформация, появление протестантизма. Вожди Реформации перевели Библию на национальные языки, тем самым, сделав её доступной массам мирян. В соединении с книгопечатанием это произвело подлинную интеллектуальную революцию. «Когда Библия была в первый раз издана в миллионах экземпляров, то обнаружилось в высшей степени новое и богатое неисчислимыми последствиями явление, а именно благодаря ежедневному и одновременному чтению одной и той же книги, то есть Библии, соединённая масса её читателей почувствовала, что составляет новое социальное тело…» [61, с. 263]. Отсюда специфика публики на раннем этапе истории – она несла на себе религиозный отпечаток, совпадала с протестантскими общинами, соединяла черты собственно публики и церкви.

Рождение публики как таковой, публики в прямом смысле слова, Тард относит к эпохе Людовика XIV[38]. В тот период она представляла собой небольшое количество избранных «почтенных людей», сосредоточенных при дворе и в столице, читающих свой ежемесячный журнал или «небольшое количество книг, написанных для небольшого числа читателей» [Там же].

В XVIII веке публика переживает новую трансформацию. Во-первых, она вырастает количественно. Во-вторых, происходит её дробление по интересам. На место публики в единственном числе приходят разнообразные «публики» – литературная, философская, научная, политическая. Главными организационными формами публичности становятся салоны и клубы.

Великая французская революция принесла с собой утверждение «журнализма», огромную власть прессы. Газеты получают беспримерное распространение, а подлинными «властителями умов» отныне становятся журналисты. Достаточно вспомнить, что некоторые революционные вожди, совершившие стремительное восхождение к вершинам власти, такие, например, как Марат[39] и Демулен[40], начинали как журналисты. В это время публика стремительно демократизируется, настолько, что не всегда возможно отличить её от толпы, так как именно читатели газет образуют основу революционных масс.

XIX век принёс с собой усовершенствование способов передвижения и передачи информации на расстояние. Это век железных дорог и телеграфа. Трансформация публики продолжается в сторону «беспредельного расширения». Одновременно возникает резкий контраст между публикой и толпой.

Тард расходится с Лебоном в оценке грядущей эпохи: «…Я не могу согласиться с… доктором Лебоном, заявляющим, что наш век – это "эра толпы". Наш век – это эра публики или публик…» [61, с. 266]. В целом Тард более оптимистичен. Да, в публике есть что-то от толпы. Но это толпа нового типа – одухотворённая, облагороженная.

Публику Тард признаёт социальным типом будущего и даже окончательным состоянием общества. Так как едва ли не важнейшей общественной задачей становится удовлетворение потребности в коммуникации, на первый план закономерно выдвигается форма социальной организации, которая обеспечит наиболее эффективное удовлетворение этой потребности. Толпа не может справиться с этой задачей, в том числе потому, что не может расширяться дальше определённого предела. Толпа локальна по определению и не имеет никаких шансов стать всеобщей. Как только вожак перестаёт держать её в напряжении, как только индивиды, составляющие толпу, перестают слышать голос своего предводителя – толпа распадается. В обществе всеобщей коммуникации толпа оказывается пережитком. Это социальный тип прошлого, отживший своё и не отражающий реалий современности. Публика, напротив, имеет огромные возможности для расширения своих границ, вплоть до полного совпадения с обществом. Рано или поздно все иные социальные структуры будут поглощены и преобразованы в публику.

Публика превосходит толпу не только в коммуникативном плане. Согласно Тарду, она в большей степени располагает к развитию личности, предоставляет возможность для самовыражения, поощряет многообразие точек зрения. Здесь каждый получает то, что ему нужно. Можно принадлежать одновременно нескольким группам публики, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной. Толпа захватывает целиком.

Движение от толпы к публике ведёт, по Тарду, к умиротворению, к спаду социальной напряжённости через рассеивание человеческих масс. Для вступления в коммуникацию теперь не обязательны непосредственные личные контакты. Общение осуществляется не на сходках, не на улицах и площадях. Для того чтобы образовать социальную общность, теперь не требуется физического соприкосновения, не нужно видеть и не слышать друг друга. Члены публики рассеяны по обширной территории, «сидят у себя по домам, читая одну и ту же газету» [61, с. 260]. Ушла прежняя потребность в сборищах. «Большинство из тех, которые прежде с страстным любопытством выслушали бы речь, говорят теперь: "Я это прочту в своей газете"» [61, с. 276-277]. При новом способе коммуникации из общественной жизни уходит столь характерная для «эры толпы» нервозность, взвинченность. Место реальных столкновений занимает полемика на страницах газет и журналов, что позволяет говорить о прессе как о своеобразном «громоотводе».

Одновременно пресса делает общество более динамичным, подталкивает его к переменам. Она способна расшатать и поменять самые устойчивые установки общественного сознания, переориентировать людей с традиции на обновление.

В то же время, публика имеет и свои «минусы». Она сохраняет некоторые родовые черты толпы, например, стадность. Поэтому от неё не следует ждать высоких духовных запросов. Для публики верховным критерием в оценке информации является злободневность. «…Злободневным является всё то, что в данный момент возбуждает всеобщий интерес, хотя бы это был давно прошедший факт. "Злободневно" всё то, что в моде. И не "злободневно" всё то, что вполне ново, но не останавливает на себе внимания публики, занятой чем-нибудь другим» [61, с. 261].

Публика может выступать объектом манипуляций со стороны своих вожаков – публицистов. Если в случае с толпой довольно часто встречается ситуация, когда её вожак оказывается не ведущим, а ведóмым, то публицист всегда сам создаёт публику, сознательно конструирует её. В этом случае велика вероятность попадания потребителей информации в зависимость от информатора, когда публика начинает формироваться за счёт читателей одной газеты, поклонников одной идеи, жертв одной публицистической приманки. Это очень опасная тенденция.

Таким образом, нельзя исключать возможности возвратного движения – деградации публики до уровня толпы.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте феномен психологизма.

2. Каково, по Лебону, соотношение рационального и иррационального в жизни общества?

3. Перечислите основные закономерности, которым, согласно Лебону, подчиняется толпа?

4. Опишите механизм действия закона подражания в интерпретации Тарда.

5. Как, по Тарду, соотносятся толпа и публика?





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...