Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г) Толпа как социальная общность



Действия толпы подчиняются определённым закономерностям.

- Изменение психической организации индивидов, входящих в толпу. Но это временный эффект, действующий до той поры, пока индивид является частью толпы.

- Преобладание бессознательного. В толпе индивиды оказываются во власти иррациональных чувств и легко оказываются жертвами внушения. Здесь мы имеем дело с родом коллективного гипноза.

- Понижение умственных способностей. В толпе происходит накопление заурядности и глупости, а не ума. «"Весь мир" … ничем не может быть умнее Вольтера, а наоборот, Вольтер умнее, нежели "весь мир", если под этим словом надо понимать толпу» [31, с. 135]. В толпе интеллектуальность таинственным образом улетучивается, а культурный человек превращается в варвара.

- Анонимность. В толпе происходит деперсонализация, исчезновение личности. Чувства и мысли индивидов принимают одно и то же направление. Личное приносится в жертву коллективному.

- Утрата чувства ответственности. Члены толпы чувствуют себя частью целостности, в составе которой они совершают такие действия, на которые они не способны по одиночке. Вместе с чувством страха утрачивается чувство личной ответственности, сменяемое круговой порукой.

- Потребность в вожаке. Его функция – дать толпе веру, причём объект этой веры не имеет принципиального значения – она может быть религиозной или политической, верой в дело или в человека. «Из всех сил, которыми располагает человечество, сила веры всегда будет самой могущественной… Дать человеку веру – это удесятерить его силы. Великие исторические события произведены были безвестными верующими, вся сила которых заключалась в их вере» [31, с. 194]. Но чтобы быть убедительным, вожак должен быть сам загипнотизирован идеей, защитником которой он является. Вождь должен инстинктивно понимать душу толпы, а так как толпа – безумна, то стать её вожаком имеет больше шансов человек психически неуравновешенный, находящийся на грани безумия, с пониженным инстинктом самосохранения и со стремлением к мученичеству. Вожаков такого рода Лебон именует «апостолами».

- Власть вожака строится на обаянии. «Обаяние – род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство парализует все критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и поклонением. Вызванное чувство необъяснимо, как и все чувства…» [31, с. 201]. В свою очередь, обаяние может быть приобретённым и личным. Приобретённое обаяние встречается чаще и основывается на имени, богатстве и репутации. Личное связано с индивидуальным магнетизмом, как в случае с Буддой, Мухаммедом или Наполеоном.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...