Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тезис 2. Сакральное представляет собой социальный феномен



Дюркгейм напрямую выводит религию из социальности. По его мнению, тот всплеск жизненной энергии, то предельное эмоциональное напряжение, которые характеризуют религиозный опыт, возможны только во время коллективного ритуала. Изучая жизнь примитивных обществ, Дюркгейм выводит закономерность, связанную с сезонными изменениями в жизни примитивных обществ. Так, у австралийских аборигенов религиозная жизнь более интенсивна в то время, когда группа живёт совместно, а менее интенсивна в сезон охоты, когда ослабевают социальные связи и тем самым создаётся угроза, что общество может утратить своё влияние на жизнь индивидов. Поэтому необходимо, чтобы время от времени общество вновь напоминало о себе, что и происходит во время праздничного собрания всех членов группы и связанных с этим коллективных ритуалов.

Дюркгейм признаёт главным компонентом религии не вероучение, догматику, а обрядность, ритуалы, иными словами, коллективную деятельность, необходимую для нормального функционирования группы. Соответственно, ядром любой религиозной общины, в том числе и первобытной, он считает «церковь» – организацию, обеспечивающую коллективную религиозную жизнь группы, отвечающую за своевременное и правильное исполнение религиозных обрядов.

Таким образом, по Дюркгейму, существует прямая связь между интенсивностью социальной коммуникации и интенсивностью религиозных переживаний. Религия и общество находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообусловленности. С одной стороны, религиозная потребность (то есть потребность в переживании сакрального) обеспечивает сплочённость, солидарность группы. С другой – вне социальной группы опыт сакрального невозможен. В трактовке Дюркгейма между социальной и религиозной общностью нет существенной разницы. Общество является одновременно источником сакрального, его носителем и единственной средой, в которой опыт сакрального может быть реализован.

Контрольные вопросы

1. В чём суть принципа социологизма?

2. Какова роль «коллективных представлений» в жизни общества?

3. Раскройте смысл категории «аномия».

4. Сопоставьте механическую и органическую солидарность.

5. Какие виды самоубийств выделяет Дюркгейм?

6. В чём, по Дюркгейму, состоит социальная функция религии?

Глава 6. Психологизм в социологии: Гюстав Лебон и Габриэль Тард

Психологизм как интеллектуальная тенденция

Ключевое понятие:

Психологизм.

Под «психологизмом» понимается сведение человека и общества к психической реальности, обоснование самых разных антропосоциальных явлений и процессов посредством психологии. Особенно широкое распространение эта тенденция получает на рубеже XIX-XX вв.

Важнейшей социально-исторической предпосылкой психологизма был тот резонанс, который произвела череда революций XVIII-XIX веков. Это утверждение в первую очередь относится к Франции – к стране, которая в наибольшей степени пострадала от революционных бурь, пережив четыре революции менее чем за столетие. У части интеллектуалов возникают опасения, связанные с возникновением так называемого «массового общества». Едва ли не центральным понятием социального дискурса становится «толпа» (франц. foule). С омассовлением общества связывается нарастание анархии и даже гибель творческой индивидуальности и культуры. Оборотной стороной этих страхов был повышенный интерес к феномену толпы и массовой психологии.

Внутринаучной предпосылкой возникновения психологизма как интеллектуальной тенденции была институализация психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, независимой от философского знания, и рост её престижа. Применительно к данному периоду можно даже говорить о своеобразной моде на психологию. Тогда же начинается экспансия молодой науки в другие отрасли знания: в гносеологию, логику, эстетику, лингвистику, литературоведение, историю. Не избежала этой участи и социология. В результате на стыке социологии и психологии возник специфический интеллектуальный феномен, наиболее влиятельными представителями которого были французские учёные Гюстав Лебон и Габриэль Тард.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...