Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принцип социологизма



К концу XIX века социология оказалась в двусмысленном положении. Рождение новой науки уже было декларировано, но она ещё не была институализирована – не велось её преподавание как учебной дисциплины, в университетах не было соответствующих кафедр и факультетов, не выходили специализированные академические журналы. Более того, социологам сразу же пришлось вступить в борьбу за «место под солнцем», отвечать на нападки со стороны ближайших конкурентов – философов, психологов и историков. Кроме того, весьма серьёзную угрозу представляли попытки биологизировать социальную науку (достаточно вспомнить вошедший в моду во второй половине XIX века расизм). Чтобы отстоять право социологии на существование в качестве самостоятельной науки, её адептам нужно было как можно скорее определиться с предметом и методом. С этой задачей блестяще справился Эмиль Дюркгейм.

Методологическим основанием учения Дюркгейма является принцип социологизма, суть которого сводится к трём положениям.

А) Общество представляет собой особый вид реальности, который развивается по своим собственным законам, не сводится к другим видам реальности, например, к биологической или психической, и не объясняется через них: «…Объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества» [17, с. 493].

Б) Общество есть реальность внеиндивидуальная и надындивидуальная, существующая независимо от составляющих её индивидов. Как и Конт, Дюркгейм трактует общество с позиций холизма: «…Целое не тождественно сумме своих частей, оно является чем-то иным и обладает свойствами, отличающимися от свойств составляющих его элементов» [Там же].

Элементами этой внеиндивиуальной и надындивидуальной реальности, на изучение которых должна быть нацелена социология, являются социальные факты. Их специфика состоит в следующем. Во-первых, они выступают как внешние по отношению к индивидам – как объективная реальность, независимая от индивидуального сознания. При рождении индивид находит законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежную систему уже готовыми, функционирующими независимо от него. Во-вторых, социальные факты оказывают принудительное воздействие на индивида, навязываются помимо его желания, заставляют делать что-либо определённым образом. Пока действия индивида добровольно сообразуются с социальным фактом, он не замечает принуждения. Но стоит ему оказать сопротивление, например, нарушить правовое или моральное предписание, он обязательно почувствует на себе тяжесть общественного неодобрения.

Дюркгейм делит социальные факты на материальные, или «морфологические», в терминах самого Дюркгейма (территория, население и его плотность, способы и интенсивность коммуникации, характер поселений, собственность и т.п.), и духовные, так называемые «коллективные представления» (моральные и правовые идеалы, религиозные верования).

В) Социология должна осуществлять экспансию в смежные области, произвести социологизацию других общественных наук. Она должна занять среди них центральное место, выступая в роли генератора идей, предоставляя им единый методологический фундамент, единые критерии оценки социальных фактов. Таким образом, все общественные науки фактически оказываются разделами социологии, исследующими частные аспекты (юридические, экономические и т. п.) единой социальной реальности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 800 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...