Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А) Формация как социальная система



В качестве социальной системы формация представляет собой единство двух элементов – базиса и надстройки.

В роли базиса (греч. básis – основа, фундамент) выступает способ производства материальных благ (нем. Produktionsweise). Именно он создаёт качественную определённость формации, определяет её специфику. При этом нужно учитывать, что Маркс включает в материальное производство не только производство в узком смысле, но также распределение, обмен и потребление, то есть весь цикл движения материальных благ.

В свою очередь базис (=способ производства) включает два элемента – производительные силы и производственные отношения. Производительные силы (нем. Produktivkräfte) – это ресурсы и средства, обеспечивающие производственный процесс (человеческие и природные ресурсы, техника и технологии). Производственные отношения (нем. Produktionsverhältnisse) – отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; организационные основы экономики. Среди производственных отношений решающую роль играют отношения собственности на средства производства.

Второй элемент формационной системы – надстройка – представляет собой сферу духовного производства, включающую в себя различные формы общественного сознания, а также вытекающие из них общественные институты (государство, право, церковь и т.д.).

Базис и надстройка находятся в отношениях взаимовлияния и взаимозависимости. С одной стороны, марксизм, отдающий первенство материальным факторам, провозглашает, что особенности надстройки задаются спецификой базиса. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [35, с. 536]. Поэтому, чтобы понять логику политической или культурной трансформации, необходимо проанализировать её глубинные экономические предпосылки.

С другой стороны, первенство базиса не означает полной пассивности надстройки: она обладает относительной самостоятельностью и даже может оказывать обратное воздействие на базис. Экономика даёт первоначальный импульс общественной динамике, определяет общие тенденции, но её конкретные формы могут зависеть от политических, правовых, философских, религиозных и иных воззрений людей.

В сфере духовного производства действуют свои специфические закономерности. Так, различные элементы надстройки в разной степени зависят от социально-экономического уклада. Эта зависимость тем меньше, чем более они абстрагируются от материального мира, чем «выше парят в воздухе» (Ф. Энгельс). В этом плане религия, наука, философия, искусство обладают гораздо большей самостоятельностью, чем политика и право.

Содержание общественного сознания данного исторического периода не может быть напрямую выведено из соответствующих экономических обстоятельств, так как в значительной мере определяется «мыслительным материалом», доставшимся от предшественников. Например, суеверия и научные заблуждения Нового времени нельзя полностью объяснить буржуазным экономическим укладом, зато они вполне могут быть объяснены сознанием предшествующей эпохи.

Одним из проявлений относительной самостоятельности надстройки в отношении базиса является отсутствие жёсткого соответствия уровней экономического и духовного развития. Так, экономическим лидером Европы в XVIII веке была Англия, однако лидерство в области философии и литературы принадлежало Франции и Германии.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...