Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идея эволюции и принцип органицизма



Герберт Спенсер вошёл в историю как один из наиболее последовательных эволюционистов своего времени, как автор собственной теории эволюции, основные положения которой были сформулированы до теории Дарвина и независимо от неё.

В понимании Спенсера эволюция есть переход от неопределённости к определённости, от несвязности – к связности, от однородности – к многогранности. Она представляет собой универсальный процесс, протекающий в трёх формах: неорганической (неживая природа), органической (живая природа) и надорганической (общество). Наиболее сложной эволюционной формой является надорганическая (социальная) эволюция.

Эволюционное движение объективно. Общества не создаются искусственно, по воле отдельных личностей, а возникают спонтанно, в силу естественных причин. Важнейшие перемены совершаются не благодаря, а вопреки законодателям. Примером такого спонтанного социального процесса является разделение труда. «Между тем как каждый гражданин старался о личном своём благоденствии и ни один не помышлял о разделении труда, да и не сознавал необходимости такого разделения, оно установилось и постоянно развивалось. Процесс этот совершался медленно и скрыто, так что до новейшего времени его никто не замечал. Он подвигался шагами, до того незаметными, что промышленные порядки долгое время были всё теми же, как и в старину. Рядом изменений, столько же нечувствительных, как те, через которые семя переходит в дерево, общество сделалось тем сложным сочетанием взаимно зависящих друг от друга деятелей, каким оно является нам теперь» [58, с. 266].

В своей трактовке социальной эволюции Спенсер опирается на принцип органицизма, уподобления общества живому организму. Он выделяет следующие черты сходства между социальными и биологическими организмами.

- Непрерывный рост, увеличение массы и объёма за счёт «простого размножения единиц».

- Дифференциация, усложнение структуры, специализация элементов, разделение функций.

- Интеграция, то есть соединение групп в ещё большие группы.

- Возрастание зависимости частей друг от друга.

- Жизнь целого более продолжительна, чем жизнь составляющих его элементов.

Констатируя черты сходства между обществом и организмом, Спенсер отмечает и существенные различия.

- Живой организм представляет собой реальную целостность, элементы которой находятся в непосредственном соприкосновении. Общество, напротив, является целостностью лишь иносказательно, целостностью особого рода – дискретной, рассеянной, не слитой в одно сплошное физическое тело. В отличие от элементов организма элементы общества до конца не поглощаются целым, обладают некоторой автономией и не находятся в непосредственном соприкосновении.

- В биологическом организме сознание сконцентрировано в небольшой части агрегата, в обществе оно распределено по всему агрегату, присутствует во всех его элементах.

- Сверхзадачей биологического организма является благосостояние целого, сверхзадачей общества – благосостояние частей (индивидов).

Спенсеровский органицизм по своему уникален. Традиционно уподобление общества живому организму было присуще представителям консервативной мысли, которые признавали нормой смирение индивида перед органическим целым. Спенсер попытался скорректировать органицизм с позиций либеральной идеологии, увязать его с индивидуализмом: в его трактовке общественный организм не поглощает отдельную личность, а выступает как необходимый источник и гарант индивидуального существования.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...