Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современное театральное искусство как новая форма творческих отношений 7 страница



Среди многообразных форм нового аудиовизуального средства массовой коммуникации уже сегодня имеются мультимедиа-продукты, относящиеся к художественным явлениям. Их анализ позволил автору диссертации ввести понятие интерактивного мультимедийного произведения как художественного целого, обладающего специфическими свойствами: драматургическим единством в сочетании с нелинейностью и интерактивностью повествования; межвидовым синтезом искусств в пределах художественной структуры мультимедиа; изобразительной доминантой образной ткани мультимедиа; вариативностью пространства и времени в гипертекстовом сюжете; монтажом фрагментов анимация и видео, смыслово, эмоционально, композиционно и ритмически организующим эти фрагменты; высокой эмоциональной и информационной насыщенностью кадра (в том числе благодаря использованию полиэкрана).

Данными свойствами сегодня обладают современные интерактивные игры, имеющие сложные, разветвленные сценарии, впечатляющую качеством ЗБ-графику и звук, различные спецэффекты, специальную многооконную организацию графической информации. Вполне очевидно, что индустрия компьютерных игр, уделяющая большое внимание не только развитию средств взаимодействия пользователя с игровым пространством, но и повышению художественных достоинств интерактивной среды, в значительной мере способствует появлению интерактивного аудиовизуального искусства.

Наряду с мультимедиа развиваются интерактивные системы виртуальной реальности (BP). Созданная компьютерными средствами BP, представляет собой искусственную интерактивную среду, имеющую графические, акустические, пластические и иные свойства, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения.

Виртуальная реальность нашла широкое применение в различных областях человеческой жизни, в том числе и в индустрии развлечений. В то же время появление аудиовизуальных интерактивных средств не приводит к вытеснению и гибели традиционных экранных искусств, а раздвигает сферу художественного творчества, предоставляя новые возможности для расширения кино-, видео-, телепроизводства и, в конечном счете, способствует развитию выразительных средств экрана.

Проведенный в первой главе анализ эволюции аудиовизуальных искусств и звукозрительного мышления показал, что современные компьютерные технологии выступают в роли универсального посредника для многих форм творчества, позволяющего развить и расширить само понятие искусства.

Автор данной работы не сомневается, что интерактивное искусство в ближайшее время приобретет достаточно четкое очертания. Столь смелые прогнозы относительно будущности нового вида интерактивного творчества позволяет допустить проделанный автором глубокий анализ тенденций развития соответствующей техники и технологии, эволюции тех сфер индустрии развлечений, которые решают многие из задач, необходимых интерактивному искусству. Помимо интерфейса развиваются: реалистичная компьютерная графика, многоканальный объемный звук, кинестетика, системы виртуального мира с позиционированием необходимых объектов. Все это свидетельствуют об уникальных будущих возможностях компьютерных технологий.

Сегодняшний этап теоретического осмысления эстетической природы мультимедиа может представлять собой лишь поиск общего объяснения специфики художественных интерактивных сред, изучение их общих черт.

Автор утверждает, что интерактивные мультимедиа с точки зрения аудиовизуальных возможностей являются наиболее ярким проявлением экранного творчества, синтезирующим многие эстетические характеристики кино, видео и телевидения. Специфика техногенной доминанты мультимедиа (в первую очередь — интерактивность) определяет новые средства художественной выразительности, новый способ художественного мышления.

В интерактивных искусствах складываются особые условия функционирования творческих процессов. Сложно осознать, что содержание и смысл произведения есть не только художественная информация, переданная автором реципиенту. Напротив, нечто значимое создается в процессе активного взаимодействия аудитории с компонентами интерактивной структуры: зритель может материально видоизменять художественные объекты, комбинировать, даже генерировать новые. Однако все, что происходит в интерактивной среде, в значительной степени определено замыслом автора. Созданный им художественный образ не является в своем непосредственном выражении законченным. В зависимости от индивидуальных установок зритель завершает художественный образ произведения: выбирает вариант развития сюжета, соединяет в своей последовательности отдельные компоненты мультимедиа (видео, текст, анимацию, звук), видоизменяет в определенных границах выразительные средства. Однако возможность выбора не должна развращать зрителя, уподобляя его покупателю, мучительно раздумывающему у электронного киоска, что выбрать из широкого спектра предлагаемых услуг. В новом аудиовизуальном искусстве интерактивность должна стать центральным эстетическим и концептуальным моментом, а автор произведения — художником, который предвидел и заложил в свое произведение и сам процесс, и характер взаимодействия зрителя с его творением.

Благодаря синтетическим свойствам и особенностям изобразительно-выразительного языка, мультимедиа могут передавать неисчерпаемое многообразие звукозрительной картины мира. Способ отражения действительности зависит от задач, стоящих перед произведением, от вида и жанра мультимедиа. Автор осуществляет свой творческий замысел не в собственных, им самим создаваемых материально-изобразительных средствах, а через творчество художника компьютерной графики и анимации, видеооператора, фотографа, звукорежиссера, актеров, сливая свою художественную инициативу с их волей, воплощая свое намерение — в творчестве коллег-единомышленников. С помощью разнообразного материала мультимедийного творчества режиссер как бы «одевает» образы, созданные его фантазией и воображением, в языковую и визуальную оболочку интерактивных мультимедиа. Трехмерные виртуальные сцены и модели, фрагменты анимации и видео, звук, текст, наделенные интерактивными свойствами, порождают принципиально новое художественное явление.

Возможность интерактивного взаимодействия зрителя с объектами пространственно-временного континуума существенно меняет взгляды на пространство и время.

Активное участие в становлении художественного образа позволяет зрителю психологически воспринимать отдельные аудиовизуальные события как действия, происходящие или разыгрываемые перед ним в данную минуту, «сейчас». Подобным образом воспринимает участник компьютерной игры интерактивную 3D- анимацию, несмотря на то, что данное событие заранее создано автором и зафиксировано на носителе. На экране монитора зритель-исполнитель видит не зафиксированный результат некогда происходящего процесса, а события, разворачивающиеся на его глазах, активным участником которых он является. Восприятие события происходит в момент его свершения. Результатом художественной интерпретации события является ответное воздействие зрителя на художественный объект.

Экранное пространство интерактивных мультимедийных произведений — визуально организованная среда взаимодействий зрителя с информационной системой в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими задачами произведений. Данная среда эстетически формирует виртуальное окружение человека и выражает авторские идеи в художественных образах. В архитектуре экранного пространства взаимосвязаны образно-эстетические, функциональные и технические начала. Назначение, функции интерактивного мультимедийного произведения определяют тип интерактивности и объемно-пространственную структуру.

Художественное пространство интерактивных систем сценической виртуальной реальности, создаваемых с использованием трехмерной графики, позволяет зрителю-исполнителю полностью ощутить себя в среде, сконструированной автором произведения, хотя сама среда может быть условной (например, рисованная декорация). Уникальная особенность интерактивных систем виртуальной реальности — возможность зрителя управлять условной «камерой», формирующей «взгляд» на рассматриваемый объект. В зависимости от собственных интересов зритель может менять ракурс, план, характер движения камеры, то есть выступать в качестве автора внутрикадрового монтажа.

Автор диссертации анализирует различные факторы, влияющие на особенность слухо-зрительного восприятия мультимедийного произведения: комбинированное воздействие на зрителя-слушателя разнородной аудио-и визуальной информации; интерактивность художественной среды; полиэкранное представление пластического образа; условия просмотра и др.

В интерактивных мультимедиа нет жесткого «принуждения» в последовательности восприятия, которое присуще киноискусству, Зритель может сам формировать содержательную структуру мультимедиа (из предложенных ему вариантов), характер освоения звукозрительного образа, темп взаимодействия с художественными объектами. Интерактивность в пространственно-временных художественных средах помогает обеспечить условия, учитывающие индивидуальные психофизиологические особенностям восприятия реципиента.

Применительно к интерактивным мультимедиа и системам виртуальной реальности происходит трансформация понятия «эстетическое восприятие». Автор диссертации показывает, что процесс интерактивности позволяет заменить соучастие зрителя в раскрытии внутренней авторской мысли, его мысленную интерпретацию художественного образа — реальным воздействием на художественный объект, активным участием в процессе становления произведения.

Постижение сущности и специфики нового вида творческой деятельности невозможно без точного представления о месте режиссуры мультимедиа в генезисе режиссерского искусства в целом. Являясь детищем театра конца XIX века, режиссура формируется в ходе всего исторического этапа эволюции зрелищных искусств, обогащая и расширяя их возможности.

Выявление основных закономерностей становления режиссуры как самостоятельной профессии показывает, что потребность в художественном руководителе постановки спектакля, кинофильма, экранного произведения возникает только на вполне зрелом этапе развития театра, кино и телевидения. Причем возможность использовать уже имеющийся художественный опыт в каждой последующей сфере на каждом последующем этапе развития зрелищных искусств способствует более стремительному формированию нового вида режиссерской деятельности.

Труды теоретиков и практиков театра, кино и телевидения свидетельствуют о том, что режиссура по своей природе полифонична, она обусловлена общностью работы представителей многих профессий в целостной образной ткани произведения. Однако в ходе коллективного сотворческого производства спектакля, фильма, телеспектакля, телевизионной программы воплощается образ, созданный лишь одним из творцов произведения — режиссером. Он — автор этого образа.

По мнению автора диссертации, взаимодействие психофизических свойств, творческих и интеллектуальных усилий режиссера в ходе разработки авторской концепции произведения и реализации замысла совместно с членами творческого коллектива и составляет творческий процесс, который зависит от специфики искусства, а также от индивидуальных особенностей личности художника, от уровня его профессиональной подготовки, сложности стоящих перед ним творческих задач.

Режиссер, прежде всего, исходит из «сверхзадачи», идеи и темы произведения, стиля автора, характера эпохи и «сквозного действия» всего произведения в целом.

Общими типологическими (родовыми) признаками режиссуры являются: — интерпретация драматургического материала; организация и руководство творческим коллективом, объединенным и подчиненным всеми средствами выражения основной идее художественного образа; психолого-педагогическая деятельность (работа с актером как основным транслятором художественного замысла и с творческим коллективом).

Режиссура мультимедиа моделирует образную природу интерактивных художественных сред как синтетическую, опирающуюся, прежде всего, на художественный опыт сценического и экранного искусств и одновременно обладающую самобытными свойствами, отражающими возможность взаимодействия зрителя с элементами художественной среды.

Автором диссертации выявлены специфические свойства режиссуры мультимедиа как нового вида творческой деятельности. Главная отличительная особенность режиссуры мультимедиа состоит в том, что интерактивное мультимедийное произведение создается автором в виде зафиксированной на носителе целостной композиции, обладающей нелинейной структурой и предполагающей дальнейшее воздействие зрителя на художественный объект. Автор диссертации утверждает, что это предполагает совершенно новый способ режиссерского видения, отличный от существующего в зрелищных искусствах. Вместе с тем близость мультимедийных произведений к аудиовизуальным требует от режиссера прежде всего знания уже накопленного опыта в экранных искусствах.

Режиссер в мультимедиа встречается с новой формой драматургии — нелинейной, для воплощения которой он должен использовать специфические средства выразительности, практически нигде еще не опробованные. Особую роль в творческом мышлении режиссера играет построение как многовариантных ходов развития событий, основанных на магическом «если бы» К. Станиславского, так и разнообразных дополнительных ассоциаций, предлагаемых пользователю с помощью гипертекста, гипермедиа. В результате создается некая сложноорганизованная нелинейная структура,

295 которая служит полигоном для свободного движения пользователя в системах виртуальной реальности посредством интерактивного навигационного пространства. Режиссер должен суметь создать необходимое самочувствие зрителя-исполнителя в конкретной интерактивной сцене, поставив его через обстоятельства существования персонажа в такие условия, которые определили бы ответ зрителя, предусматриваемый авторской концепцией.

Автор диссертации отмечает, что требуется особое внимание к сценарию, к его нелинейной структуре, которая должна обеспечить необходимую легкость взаимодействия зрителя с интерактивной средой, гибкость доступа к отдельным компонентам мультимедийного произведения. Важным творческим процессом работы режиссера и драматурга является определение навигационной структуры.

В диссертационной работе рассмотрен богатый арсенал выразительных средств режиссуры мультимедиа, который опирается как на собственные возможности мультимедиа, так и на возможности смежных областей художественного творчества. При использовании живописно-пластической выразительности изображения, современных возможностей пространственного звука, монтажного мышления режиссер мультимедиа учитывает опыт театра, кино и телевидения. Осмысление и освоение режиссером уникальных возможностей интерактивных мультимедиа и технологий виртуальной реальности находится лишь на самой ранней стадии.

Автором диссертации показано, что расширение пространственно-временного объема действия посредством полиэкрана (более активного, чем в кинематографе или на телевидении), разнообразных сочетаний 3D- и 2D-анимации с видеоизображением, текстом, компьютерной графикой, графическим интерфейсом усложняют задачу сохранения композиционного единства, общей сбалансированности ансамбля выразительных средств.

Важной особенностью интерактивных мультимедиа и систем виртуальной реальности является возможность зрителя изменять в реальном времени изобразительно-пластическое и звуковое художественное пространство.

Зритель может «перемещаться» в любом направлении, управлять объектами (укрупняя или удаляя их), изменять ракурс «взгляда», ускорять или замедлять движение «камеры», изменять параметры звучания художественных объектов. Чем более увлечен зритель событиями, чем активнее он участвует в интерактивном взаимодействии с художественной средой, тем более сильную потребность он испытывает в необходимости самому видоизменять выразительные средства. Интерактивность сама выступает ярким выразительным средством нового вида творчества.

Режиссер мультимедиа должен учитывать условия восприятия произведения, которые существенно влияют на выбор драматургического материала, на изобразительное и звуковое решение мультимедиа, построение виртуальных мизансцен и т. д. Так, например, пространственно-временная организация режиссером интерактивной художественной среды при использовании технологии сценической виртуальной реальности (благодаря эффекту почти полного присутствия) будет существенно отличаться от отражения режиссером пространства и времени в полиэкранных композициях.

На основании теоретических исследований в искусствоведении и эстетике, обобщенных накопленным эмпирическим опытом режиссуры зрелищных искусств, автором диссертации выводится определение: режиссура мультимедиа — это профессиональная творческая деятельность, направленная на эстетическую и смысловую организацию интерактивного художественного пространства как образного целого.

Режиссер мультимедиа на основе авторской идеи или литературного сценария создает концептуальную модель звукозрительного образа мультимедийного произведения и руководит созданием интерактивного художественного пространства, объединяя и направляя при этом творчество художника, аниматора, видеооператора, фотографа, композитора, звукорежиссера, программиста и реализуя весь спектр новых возможностей компьютерных технологий.

Коллективное творчество предполагает особые условия функционирования творческих процессов. Высокоорганизованная творческая деятельность единомышленников режиссера, опирающаяся на заданный текст, является формой мышления, генерирующей новые идеи (благодаря возможностям материала и выразительным средствам искусства каждого члена коллектива), а также точно и последовательно осуществляющей следование авторскому замыслу.

Автор диссертации делает вывод, что, несмотря на использование компьютерных технологий, творческий процесс по созданию интерактивных художественных сред сохранит и, возможно, еще ярче проявит свой коллективный характер в силу все расширяющихся выразительных средств мультимедиа и систем виртуальной реальности, а также использования нелинейной драматургии, предполагающей наличие многовариантных решений.

По сложности производственного процесса создание мультимедиа-проекта хотя и можно сравнить со съемкой фильма, но есть здесь свои особенности вследствие новизны самой технологии и мультимедиа-индустрии в целом. Точно так же авторскому коллективу на этапе создания сценария приходится учитывать технические особенности и ограничения. Но интерактивные мультимедиа меняются значительно динамичнее, чем кино, что требует от творческой группы постоянного освоения технических новинок.

Удачное сочетание изобразительных (текст, графика, анимация, видео) и звуковых элементов мультимедийной композиции, грамотная разработка способов интерактивного взаимодействия и удобный пользовательский интерфейс позволяют режиссеру наиболее точно раскрыть (изложить) идею мультимедийного произведения.

Автор диссертации утверждает, что несмотря на решение производственных, технических и экономических задач, главным для режиссера в производственный период реализации замысла остается само творчество, его уникальная содержательность, образная суть — как структурная основа, центр притяжения всех общественных, производственных, творческих усилий группы.

Отдельные этапы создания мультимедийного произведения имеют свою специфику: написание нелинейного сценария, осуществляемое совместно с определением навигационной схемы; сбор и подготовка аудиовизуального материала, необходимого для создания макета мультимедийного произведения: решение вопросов авторских прав, написание текстовой информации, разработки компьютерной программы, объединяющей все компоненты мультимедиа в единое целое; создание макета диска, включающего в себя все типовые экранные формы, заполненные типовой информацией и демонстрирующего логику навигации и технические возможности; сбор и подготовка всего объема информации; создание полного варианта диска.

Серьезное внимание уделяется созданию раскадровок макетов, анимации, интерактивного взаимодействия, без тщательной проработки которых невозможно создать сложный нелинейный проект.

Цель любой современной технологии, применяемой в искусстве, заключается не в попытке заменить художника, а в расширении его возможностей путем увеличения выбора выразительных средств и исключения рутинных операций.

Исходя из природы рассматриваемых мультимедиа-пространств и интерактивных систем виртуальной реальности, автор диссертации определяет профессиональные требования к инструментальным средствам, необходимые для реализации творческого замысла режиссера.

Творческое и профессиональное становление режиссера мультимедиа, в основе мастерства которого лежит единство яркой художественной выразительности, широкой эрудиции и высокой технической грамотности, невозможно без создания системы профессиональной подготовки данного специалиста.

Автором диссертации разработана концепция профессионального образования режиссера мультимедиа — руководителя творческой группы по реализации интерактивных мультимедийных проектов. Данная концепция построена на основе определения основных компонентов профессиональной компетентности режиссера мультимедиа, учитывает особенности его профессиональной среды, типичные профессиональные задачи, возникающие перед художником в рамках его творческой, технико-технологической, руководящей, коммуникативной и производственной деятельности. Меняющаяся аудиовизуальная культура, интенсивное развитие компьютерных технологий предполагают умение режиссера мультимедиа быстро перестраиваться, овладевать новой техникой и средствами художественной выразительности. Одним из главных требований к режиссеру мультимедиа является его вариативная концептуальная компетентность не только в вопросах непосредственно своей деятельности, но также и в смежных специальностях мультимедиа. Огромную роль в творчестве режиссера играют воображение, синтетическое мышление с его ярко выраженным эмоционально-образным видение, эрудиция.

Профиль специальности «Режиссер мультимедиа-программ» предусматривает интеграцию знаний на стыке художественно-творческих и технических наук, и важно владение предметом этих наук в равной степени.

Анализ современного образования режиссера театра, кино и телевидения позволил автору диссертации определить важные компоненты подготовки режиссера, независимо от области его профессиональной деятельности. Без формирования умения решать комплексные задачи, понимать тенденции развития аудиовизуальной культуры и искусства, владеть системой выразительных средств экрана, невозможно обеспечение фундаментальности и цельности образования режиссера мультимедиа. Это способствует формированию системы ценностей, информационной грамотности и оптимизации взаимоотношений человека с миром искусства и техники, выработке творческого мышления, полноценного и многостороннего развития личности режиссера.

В то же время образование режиссера мультимедиа должно обеспечить возможность и готовность человека к созданию мультимедийных произведений, обладающих интерактивными и виртуальными свойствами. В связи с этим важную роль в профессиональной подготовке режиссера мультимедиа играют специальные дисциплины: режиссура мультимедиа-программ, аппаратные и программные средства мультимедиа, компьютерная графика и анимация, изобразительная композиция мультимедиа-программ, звуковой дизайн мультимедиа-программ и другие, формирующие профессиональную компетентность.

Особенность подготовки режиссера мультимедиа-программ заключается в необходимости овладения значительным объемом практических навыков. Обучение осуществляется, прежде всего, в учебно-творческой мастерской, в лабораториях и студиях с целью выработки индивидуальных навыков творчества в области мультимедиа.

Большую роль в воспитании режиссеров новой формации должна оказать система учебно-творческих мастерских, представляющая собой экспериментальные лаборатории, где совместным поиском педагогов-практиков и студентов будут формироваться художественные принципы интерактивной режиссуры, новые приемы и творческие методы.

Автор утверждает, что разработанную концепцию профессионального образования режиссера мультимедиа, получившую успешную апробацию на факультете искусств СПбГУП (кафедра мультимедиа) и ставшую основой Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 053600 «Режиссура мультимедиа-программ», следует рассматривать как динамичное явление, которое развивается вместе с интерактивными художественными средами и новым видом режиссерского творчества.

Совершенно новые, неизведанные возможности открывают сегодня интерактивные художественные среды. Предлагаемый труд — это первое исследование, разрабатывающее проблематику режиссерского искусства в интерактивных мультимедиа, анализирующее эстетическую природу интерактивных художественных сред. Полученные результаты — лишь начало теоретического осмысления новых художественных явлений. Автор диссертации считает, что требуется продолжить изучение практически всех затронутых в диссертации вопросов: особенностей художественного образа и его восприятия, пространственно-временной организации интерактивного мультимедийного произведения, специфики режиссуры мультимедиа.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 771 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...