Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема №1. Предмет прикладной этики 11 страница



История медицинской практики России знает немало примеров подлинного подвижничества и нравственной самоотверженности врачей и ученых во имя спасения жизней других людей. Так, например, И.И. Мечников испытывал на себе препарат, содержащий бациллы холеры, а С.И. Боткин сделал себе первую прививку от чумы. Во время военных действий в Чечне многие врачи-добровольцы, в том числе женщины, в тяжелейших условиях самоотверженно выполняли свой служебный долг. Вместе с тем, мы встречаемся с немалым количеством примеров недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям, что свидетельствует о нравственной неполноценности этой категории врачей.

Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий, Кроме того, педагогическая этика изучает содержание нравственной деятельности педагога в целом, включая нравственные отношения в педагогической среде. Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения. Процесс формирования личности связан с преодолением сложных противоречий, порождающих многочисленные конфликты, поэтому в ходе этого процесса возникает объективная необходимость регулировать взаимоотношения и участников педагогической деятельности. Так возникают требования педагогической морали, часть которых адресована от имени общества учителю, а часть – от имени учительства обществу, ученическому коллективу и родительской общественности.

Моральные обязанности учителя складывались исторически, и одним из основных являлось требование быть носителем глубоких и всесторонних знаний. Он должен систематически обновлять и пополнять свои знания. Учитель учит до тех пор, пока учится сам. От него требуется знать психологию учащихся, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). Поэтому он должен быть великим гуманистом и понимать, что для того, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце» (В.А. Сухомлинский). Учитель необходимо должен быть принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным, непререкаемым авторитетом для воспитуемых, постоянно помнить, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве». А это означает быть патриотом, гражданином своего отечества, бойцом, активным носителем политических и моральных убеждений, так как «воспитание есть выражение политического кредо учителя». Ему необходимо быть коллективистом: «Ни один из учителей не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Сила воспитательного процесса именно в согласованности, в планомерности, в единстве действия учителей школы, и нет ничего опаснее индивидуализма в педагогическом коллективе» (А.С. Макаренко)[48]. Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы составляют основу кодекса педагогической морали. В нем зафиксированы требования, которые носят общечеловеческий характер, а также те, которые порождены новыми задачами, стоящими в настоящее время перед российской школой.

Каждый вид профессиональной деятельности определяется специфическими требованиями в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, гражданское мужество, демократичность и др. В рамках профессиональной этики ученого решаются такие вопросы научной деятельности как свобода и условия выбора темы, отношение с коллегами и оппонентами, отказ от быстрого, но неглубокого и сомнительного успеха и др. Судебная этика требует честности, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности духу и букве закона и др.

Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, стойкости, выносливости, преданности Родине и т.д. В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано с процессами демократизации общества, а также со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся социально-экономическим отношениям. Однако в целом эти процессы должны быть связаны с гуманизацией общества и труда, ростом свободного саморегулирующего начала в общественной деятельности.

Этика инженерного труда. Одним из важных и массовых видов профессиональной этики является инженерная этика. Как совокупность норм, регулирующих поведение инженера, она начала формироваться давно. К числу ее норм можно отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определение формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники. Ряд таких норм фиксируется в юридических документах, например, в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных установлениях, регулирующих деятельность той или иной организации.

В различного рода моральных кодексах инженеров (американских, немецких, российских) наряду с общеморальными требованиями обычно добавляются характеристики, которым должны соответствовать представители инженерного труда. На их основе профессионально-моральный облик инженера выглядит следующим образом: он – рационалист, обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен, опирается в своей деятельности на эксперимент. Инженер не безучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими высокого уровня благосостояния. Представители инженерных профессий являются по-настоящему моральными людьми[49].

Инженерный труд в условиях информационно-технологического общества приобрел глобальное применение, а нравственные аспекты его обеспечения получили название техноэтики. Техноэтика – явление сложное с точки зрения субъектов технической деятельности и форм технической практики. Можно видимо говорить об определенных разновидностях техноэтики. Но с позиций общеморальных норм она рассматривается как один из вариантов «прикладной этики», род профессиональной этики и представляет собой нравственный императив технической деятельности, переход от этических максим к этическим нормам, принимаемым обществом. Примером их может быть специальная декларация о технике и моральной ответственности, подписанная в 1974 г, на международном симпозиуме выдающимися философами, учеными, техниками. В ней отмечалось, что локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к, справедливости, счастью и свободе.

Ответственный технический контроль через международные организации – настоятельная потребность для всего мира. Разработка, новации и применение техники должно оцениваться не только с политических, экономических, социальных, экологических, но прежде с моральных позиций. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо делать человека придатком технических артефактов. Каждая новая техническая новация должна пройти проверку на предмет того, действительно ли она способствует развитию человека как свободной и творческой личности. Участники Международной конференции по инженерному образованию в Москве (1995 г.) в своем обращении констатировали приверженность будущих инженеров к «общечеловеческим ценностям». В техноэтике техническая деятельность рассматривается с позиций исторической поступи человечества. Она имеет свои сильные стороны, в частности, речь идет об исчислении этических максим, их сопоставлении. Здесь техника рассматривается как средство достижения цели. Цель выступает как воображаемое предвосхищение деятельности и мотивируется потребностями человека. Цели всегда субординированы, между ними существуют либо отношения конкуренции, либо нейтральности, либо индифферентности.

Критерии для оценки и выбора целей и техники имеют смысл лишь в их соотношении с системами ценностей. Ценности находят свое выражение в оценках и являются основой того, что нечто ценимо, прославляемо и достигаемо. В системе ценностей техноэтику наиболее непосредственно характеризуют две – функциональная способность (пригодность) и экономичность. Они имеют обслуживающий характер по отношению к другим ценностям техноэтики: благосостоянию и здоровью людей, их безопасности, экологии, развитию личности и общества.

Техноэтика ценностей – это этика действий, поступков. Ее достоинства состоят в том, что она выходит за пределы техники добродетелей и техноэтики долга, не опровергает их, а находится с ними во взаимодополнительном отношении. Техноэтика ценностей связана также с количественным подсчетом ценностных фактов. Количественное сопоставление предполагает однокачественность сравниваемых вещей, установление их тождественности.

После установления тождественности ценностей им приписывают некоторые количественные значения (вес). Но такая характеристика техники довольно бедна по содержанию. Техника – нечто большее чем просто средство. Она – символ всего того многообразия и богатства, которые характерны для мира человека. Техника – это все человеческое, но в символическом виде. В универсум техники входит символическое бытие и добродетели человека, его ценностные ориентации и нравственные максимы. Мир техники не исчерпывается даже такими тремя великими ценностями, как истина, красота, добро. В осознании этических норм профессиональной деятельности инженеров играет свою роль их объединение в профессиональные организации с целью создания условий для лучшего удовлетворения индивидуальных потребностей и защиты интересов. Обычно этические кодексы инженерных обществ содержат нормы, регулирующие отношения «инженер – общество», «инженер – работодатель», «инженер – клиент», «инженер – другие инженеры».

Так например, «Кодекс этики» национального общества профессиональных инженеров США гласит, что инженер должен всегда осознавать, что его первейшей обязанностью является защита безопасности, здоровья и благосостояния людей. Этические нормы, регулирующие отношения «инженер – работодатель» и «инженер – клиент», требуют добросовестного выполнения деловых обязательств. Инженер, используя проекты, представленные клиентом, признает, что эти проекты остаются собственностью клиента. Он не должен вредить положению других инженеров, а также подвергать несправедливой критике работу других инженеров. Специфичность правил, фиксируемых подобными этическими кодексами, состоит в том, что они, будучи нормами, соблюдение которых самостоятельно контролируется данным профессиональным сообществом, являются в значительной своей части связанными с юридическими нормами, а также с экономическими и иными интересами.

Данное обстоятельство иногда дает повод сомневаться в этическом характере подобного рода кодексов. Нередко правила, осознаваемые вначале как этические, впоследствии закрепляются в юридических нормах. Действенность этического кодекса зависит и от того, как он будет приниматься в конкретных ситуациях. Эффективность этических кодексов существенным образом зависит и от заинтересованности инженера быть членом данной профессиональной ассоциации, а также от способности сообщества устанавливать в том или ином конкретном случае сам факт нарушения моральных кодексов. Изменения в технико-технологической деятельности предполагают и соответствующую корректировку этических норм.

Этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Наряду с универсальными этическими принципами и нормами, значимыми для всех категорий ученых (научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, от поспешных выводов на основе непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами в науке и т.д.), ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности – неразглашения сообщенных респондентами сведений, следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. В том случае, если во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых испытуемым сведений требуется скрыть от него научные цели, то о них должно быть сообщено по завершении эксперимента. Если участие в исследовании предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому должна быть предоставлена безоговорочная возможность при желании отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права слагать с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ, как для себя, так и для третьих лиц. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................................................. 3

Тема №1. Предмет прикладной этики....................................................................... 4

Тема №2. Экологическая этика.................................................................................. 9

Тема №3. Биоэтика.................................................................................................... 22

Тема №4. Проблема эвтаназии................................................................................. 28

Тема №5. Человек на пороге биологической революции..................................... 40

Тема №6. Моральные проблемы трансплантации................................................. 52

Тема №7. Социальная этика..................................................................................... 63

Тема №8. Корпоративная этика............................................................................... 80

Тема №9. Компьютерная этика................................................................................ 86

Тема №10. Профессиональная этика..................................................................... 100

ДЕДЮЛИНА Марина Анатольевна

ПАПЧЕНКО Елена Викторовна

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

Учебное пособие

Ответственный за выпуск Папченко Е.В.

Редактор Белова Л.Ф.

ЛР №020565 от 23 июня 1997 г. Подписано к печати 26.02.07 г.

Формат 60x84. Бумага офсетная. 161

Офсетная печать. Усл. п.л. – 7,0. Уч. изд. л. – 6,9.

Заказ №. Тираж 100 экз.

Издательство Технологического института Южного федерального университета ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44

Типография Технологического института Южного федерального университета ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1


[1] Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания // Философские науки. 1990. №11. С.92-99.

[2] Гарин И. Что такое этика, культура, религия. – М., 2002. С.4-5.

[3] Лосев А.Ф. Этика как наука // Человек. 1995. №2.

[4] Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. – М., 2002.

[5] Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развития природы и общества // Вопросы философии. 1999. №4. С.4.

[6] Там же.

[7] Там же. С.5.

[8] Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. №8. С.26.

[9] Там же. С.28.

[10] Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. – М., 1997. С.149.

[11] Там же. С.137.

[12] Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. №4. С.10.

[13] Биоэтика на рубеже тысячелетий. Обзор материалов V Всемирного конгресса по биоэтике (Лондон, 2000) // Медицинское право и этика. №2. 2001. С.12-22.

[14] Юдин Б. Нить бытия // В мире науки. 2006. №9.

[15] Более подробно см.: Прикладная этика. – Мн., 2002. С.92-99.

[16] Ген – сегмент молекулы ДНК хромосомы, кодирующий протеин.

[17] Геном – гены организма, присутствующие в каждой из его клеток. Расшифровка генома человека: открытие идентификации генов, в частности, вызывающих различные наследственные заболевания, а также их функций.

[18] Преимплантационная диагностика – генетическая диагностика одного или нескольких эмбрионов, позволяющая определить, являются ли они носителями наследственных заболеваний, до того, как эмбрион будет введен в матку матери.

[19] Евгеника – наука, родившаяся в связи с прогрессом генетики, изучающая средства улучшения человеческого вида, способствующая появлению определенных признаков и позволяющая избежать проявления наследственных заболеваний. «Научная евгеника», появившаяся в 1870 г., была основана двоюродным братом Дарвина Фрэнсисом Галтоном, который определял ее цель как «избежание увеличения количества инвалидов» и «улучшение расы путем воспроизводства лучших представителей расы» (по словам французского биолога и писателя Жана Ростана). Эти тезисы были использованы нацистами, уничтожавшими инвалидов, а также отдельные «категории» и расы, считавшиеся «низшими, деградировавшими или опасными» (гомосексуалисты, цыгане, евреи).

[20] Генетическая терапия: форма терапии или предупреждения заболеваний, использующая в качестве лекарств гены. Первичные клетки: клетки, в особенно большом количестве представленные в эмбрионе, способные сохранить свою особенность в любой специализированной клетке, необходимой для функционирования органов (печень, мозг и др.) или тканей (мускулы, костная ткань и др.). Клеточная терапия: форма терапии или предупреждения заболеваний, использующая в качестве лекарств клетки. Терапевтическое клонирование: создание первичных клеток из эмбрионов в терапевтических целях. Эмбрион создается из яйцеклетки, в которой ядро (и генетическое наследие) заменено ядром из клетки пациента. Через несколько дней полученные первичные клетки вводятся в организм больного для лечения пораженного органа без опасности отторжения. Репродуктивное клонирование: клонирование, проводимое для получения генетически идентичной копии существующего организма.

[21] Бард А., Зодерквист Я. НЕТократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Пер. с англ. – СПб. Стокгольмская школа экономики, 2004.

[22] Гончаров В.П. Геном и клонирование человека (философский аспект). – М.: Современные тетради, 2002. С.25-39.

[23] Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. – М., 2004. С.65-86.

[24] См.: Ключи генетики. – Париж. 2002; Шевене С., Буа Д. Дебаты о биотехнологиях. – Париж. 2002; Человеческое тело – поле для экспериментов? – Париж. 2000; Ваки Ж. Владение живым. – Париж. 1999.

[25] In vitro – этот метод позволяет подарить радость материнства женщинам, до его появления обреченным на бесплодие. Он появился в 1978 г. в Англии. Медику Р. Эдвардсу и эмбриологу П. Степто удалось в пробирке соединить яйцеклетку со сператоэоидом. Возник эмбрион, который был перенесен в полость матки женщины, страдающей абсолютным бесплодием.

[26] С 1994 г. французский закон запрещает «матерей-носительниц».

[27] Во Франции с 1983 г.

[28] Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. 2006, №5. С.3-17.

[29] Elsbernd M. Social Ethics // Theological Studies, Vol. 66. №1 (2005).

[30] Рих А. Хозяйственная этика / Пер. с нем. Е.М. Довгань, отв. ред. В.В. Сапов. – М.: Посев, 1996. С.80.

[31] Там же. С.186.

[32] Devon R. Towards a Social Ethics of Technology: A Research Prospect // Techne, 2004, Fall, Vol.8 №1. Р.109. См. также Devon R., Poel I. Van de. Design Ethics. The Social Ethics Paradigm // International Journal of Engineering Education Vol.20, №3. Р.461.

[33] Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991. С.75.

[34] См.: Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Наука, 1983. С.96-98.

[35] В основе раздела использована статья Дубинина М.В. Корпоративная этика инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. №4. 2002.

[36] См.: Иноземцев В. Творческие начала современной корпорации // Международная экономика и международные отношения. 1997. №11.

[37] См.: Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. — М.: Наука, 1991. С. 69.

[38] См.: Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. – М.: Прогресс-универс, 1991. Вып.5. С.76-108.

[39] Предприятие в контексте христианского социального учения // Человек и труд. 1995. №5.

[40] См. более подробно: Фукуяма Ф. Доверие. – М., 2005.

[41] См.: Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000. С.106–107.

[42] Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С.А. Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 1999. С.156.

[43] См.: Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: Аспект-пресс, 1997. С.171-176.

[44] Более подробно см: Прикладная этика. – Мн., 2002.

[45] Федоренко Е.Н. Профессиональная этика. – Киев, 1983. С.44.

[46] Белякова Г.И. Профессиональная этика. – М., 1975. – С.12.

[47] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.21. С.298–299.

[48] См.: Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Минск, 1977. С.23-24.

[49] Ленк X. Размышления о современной технике. – М., 1996; Митчелл К. Что такое философия техники? – М., 1995; Философия техники: история и современность. – М., 1997.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...