Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема №1. Предмет прикладной этики 10 страница



Такое положение выступает теоретическим фундаментом и критерием оценки как отдельных случаев, поступков, так и некоторого класса однотипных действий в сфере информационных технологий. Чтобы проиллюстрировать практическую значимость такого подхода при оценке моральной допустимости и правильности конкретных поступков и его отличие от традиционных, рассмотрим, например, вопрос об оценке создания и распространения компьютерных вирусов, вредоносных программ, заражающих компьютеры, ворующих и уничтожающих информацию. С точки зрения традиционной этики, отрицательная оценка компьютерных вирусов устанавливается в перспективе страдающей стороны, т.е. основной акцент делается на моральном ущербе, наносимом такого рода программами другим людям.

В свете вышеназванных специфических черт поведения в «виртуальной действительности», становится очевидным, что такая оценка не затрагивает саму причину появления вредоносных программ, не является значимой для тех, кто их создает, а потому явно недостаточна. Невозможно оценить проблему компьютерных вирусов как с точки зрения подсчета последствий и эффектов, так и используя «золотое правило» нравственности: объектом, на который направлено действие этих программ, является информация, а не человек, сами же поступки осуществляются в виртуальной среде, а не в сфере межличностных отношений. С точки зрения информационной этики, оценка действий происходит в перспективе определения влияния того или иного поступка на информационную среду. Эта позиция устанавливает ценность области информационного пространства, т.е. создание и распространение компьютерных вирусов осуждается потому, что ставит под сомнение существование этого пространства. Преимущество данного подхода в том, что он учитывает статус компьютерной техники в жизни людей. Идеальным поступком в рамках рассмотренных положений признается тот, который в результате не наносит вреда информационному пространству, а наоборот, улучшает его. Нравственная норма, в таком случае, могла бы быть сформулирована так: «Заботься, насколько это возможно, об улучшении информационной среды и не наноси ей вреда». Впрочем, следует отметить, что и компьютерные вирусы, при определенных условиях, могут рассматриваться как положительные, т.к. они открывают слабые, уязвимые места в компьютерной технике и коммуникационных технологиях, исправление которых увеличивает степень их надежности. Но только до тех пор, пока сами вирусы не ставят под сомнение возможность существования информационного пространства. Различие в рассмотренных подходах к анализу проблем компьютерной этики обусловлено областями приложения результатов проводимого исследования. Моральные кодексы направлены на применение в тех областях информационного общества, в которых существует возможность контроля поступков.

Второй подход пытается «работать» там, где такая возможность минимальна, в результате чего ориентированные на него исследования концентрируется вокруг самого субъекта деятельности, его ценностей, с учетом персональной ответственности и развития морального самосознания. Вместе с тем, большое внимание уделяется также разработке теоретического фундамента, опираясь на который можно было бы анализировать отдельные случаи. Одной из альтернатив попыткам приложения традиционных этических норм и принципов к проблемам морали в информационном обществе является и этика хакеров. Насчитывается огромное количество определений понятия «хакер». Э.С. Рэймонд, один из авторов, развивающих и пропагандирующих это направление в этике, в своем «Новом словаре хакера» приводит восемь определений, основные из которых следующие: 1) программист, которому изучение тонких и неочевидных возможностей системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от большинства программистов, которые в своей работе обходятся минимально необходимыми знаниями; 2) программист-фанатик или просто программист, которому практическое программирование доставляет несравненно большее удовольствие, нежели теоретизирования на около компьютерные темы; … 6) эксперт или фанат.

Акт DMCA был принят в США по требованиям компаний, занимавшихся бизнесом в индустрии развлечений. «С одной стороны, принятие DMCA преследовало благородные цели – ограничение незаконного копирования музыки, фильмов, любой электронной информации, представляющей коммерческий интерес. Акт Millenium налагает ограничения на исследования, публикацию сведений и создание программ, связанных с шифрованием данных». «Но с другой стороны – реальность оказалась жестче. Акт породил ряд громких скандалов, которыми стали не судебные процессы над пиратами и злоумышленниками, взламывающими защиту чужих данных, а обвинения и преследования ученых и программистов, занимающихся криптографией. Некоторые формулировки Акта предполагают слишком широкое толкование, а другие предоставляют неограниченные возможности компаниям – владельцам авторских прав в сетевой этике, как одном из подразделов компьютерной этики, формируются общие принципы и правила работы и общения в сети Интернет. Наиболее известны две основные посылки сетевой этики. 1) проявление индивидуальности поощряется и уважается; 2) сеть – вещь хорошая, и ее следует защищать и оберегать. Первая посылка закрепляет ценность личной свободы, любой человек волен искать информацию, соответствующую его интересам, он может общаться когда угодно и с кем угодно. Вторая посылка представляет собой общий принцип отношения к сети.

Существуют специальные правила хорошего тона, регламентирующие поведение в сети. Согласно им, не рекомендуется делать тех вещей, которые не поощряются в цивилизованном обществе – ругаться, оскорблять людей, разжигать национальную рознь, взламывать пароли и т.п. Осуждается распространение рекламы через группы новостей или по электронной почте. Это так называемая проблема спама, т.е. автоматической рассылки огромного количества рекламной информации, которую пользователь не хотел бы получать. В связи с тем, что при общении через Интернет собеседники не видят друг друга, в среде пользователей сети появился своеобразный слэнг, позволяющий в тексте отразить свои эмоции. Речь идет о так называемых смайликах (от анг. smile – улыбка), представляющих собой различные комбинации специальных значков, символов и знаков препинания. Они позволяют обогатить текст, эмоционально его окрасить, поэтому весьма популярны в неформальных беседах. Однако в некоторых случаях их использование не рекомендуется, ведь не все люди с ними знакомы и хотели бы их видеть в письмах и посланиях. Использование букв верхнего регистра в неэтикете эквивалентно громкому крику, что считается признаком дурного тона и, естественно, не поощряется. Среди пользователей сети существуют и свои методы борьбы с нарушителями правил неэтикета. Их диапазон простирается от простого отказа общаться с человеком, который ведет себя неподобающим образом, до принятия активных мер по изгнанию неэтично ведущего себя пользователя из сети.

Особое значение, как уже отмечалось выше, в компьютерной этике, как и в прикладной этике в целом, имеет анализ конкретных случаев, поэтому целесообразно рассмотреть в качестве примера одно реальное событие, в котором отражаются различные стороны проблем, рассматриваемых в компьютерной этике. Речь пойдет о законе DMCA (закон о защите авторских прав в цифровую эпоху), принятом в 1998 г. в США, и деле русского программиста Д. Склярова, арестованном по обвинению в нарушении этого закона. Дмитрий Скляров, российский программист из фирмы «Элком-софт», прибыл в США для участия в хакерской конференции «DefCon», проходившей в Лас-Вегасе с 13 по 15 июля 2001 года. На этой конференции он прочитал доклад о своей разработке – программе «Advanced eBook Processor», снимающей защиту с электронных книг фирмы Adobe. После конференции Склярова арестовали агенты ФБР по иску все той же компании, требовавшей убрать эту программу из открытого доступа. Впоследствии, разобравшись в сути дела, компания Adobe отозвала свой иск, и тогда обвинение против Склярова и фирмы «Элкомсофт» выдвинули США на основе нарушения DMCA (закон о защите авторских прав в цифровую эпоху). Суть обвинения состояла в том, что программа Склярова позволяла снимать защиту от копирования с электронных книг, разработанную фирмой Adobe. При этом любой желающий мог «скачать» эту программу с сайта фирмы «Элкомсофт». Сторона «обвинения» и сторона «защиты» приводили свои доводы «за» и «против». Главный довод «против» заключался в том, что эта программа нарушает закон «О защите авторских прав в цифровую эпоху», который как раз и подразумевает наказание за создание средств обхода защиты программных продуктов от копирования. Это правовая сторона дела. В свою очередь, довод «за» сводился к тому, что, во-первых, сам этот закон допускает весьма широкий спектр трактовок, а во-вторых, любой покупатель, приобретший товар на законных основаниях, не может быть ограничен в его использовании. Ведь у пользователей есть свои права. Значение этой программы связано с возможностью перенесения копии книги с обычного компьютера, например, на портативный, для работы вне дома. К тому же она работает с теми книгами, которые были приобретены законным образом у фирмы Adobe. Это техническая сторона дела.

Следующий довод «против» заключался в обвинении в незаконном распространении этой программы на территории США, что отражает экономическую составляющую проблемы. Но сегодня интеллектуальная собственность переходит на новые технологии. Все может быть оцифровано и записано на компьютерные носители. Особенность цифровой информации в том, что она легко может быть скопирована и также легко передана в любой уголок земного шара (с помощью Интернета). Вследствие этого возникают трудности при определении того, что считать «распространением». Интернет не принадлежит какой-либо стране, в нем нет границ и возможностей следить за тем, кто получает информацию. В целом моральная сторона дела заключается в том, что, по сути, Скляров пострадал за свою профессиональную деятельность программиста-криптоаналитика, а также в том, что в современном мире некоторые законы противоречат неотъемлемому праву каждого человека на свободу слова.

Это проблема, которая еще ждет своего решения. Дело Склярова закончилось тем, что с российского программиста были сняты все обвинения. Но это лишь частный, промежуточный результат. Сейчас многие профессионалы из сферы информационных технологий проявляют беспокойство, связанное с тем, что практически любые их действия могут быть рассмотрены как нарушающие DMCA. С другой стороны, не следует забывать и о правах потребителей, которые искусственно, с помощью законодательства и современной техники, ограничиваются крупными компаниями, защищающими свои интересы. Все это связано с тем, «что самым важным вопросом информационной революции, как в социальном, так и в экономическом аспектах, является вопрос о самой информации. До сих пор информация остается загадкой».

Рассмотренные здесь проблемы и положения компьютерной этики составляют лишь часть реального многообразия ее тем. В компьютерной этике существуют как достаточно разработанные разделы, связанные с общими и профессиональными моральными кодексами, так и совершенно новые, обсуждаемые сравнительно недавно, что только увеличивает практическое значение этой дисциплины в современном мире, будущее которого в значительной мере зависит и от тех решений, к которым придет компьютерная этика. К сожалению, приходится констатировать, что в нашей стране практически не существует специальных исследований по проблемам компьютерной этики, а также переводов работ, издаваемых в США и странах западной Европы. Там эта дисциплина развивается не только на теоретическом уровне, но и осуществляются конкретные попытки приложения результатов исследования к практической деятельности, а также внедрению различных курсов по компьютерной или информационной этике в учебные заведения. У нас обсуждение этих проблем иногда затрагивается в специальных компьютерных изданиях, прежде всего газетах и журналах, но не получает широкого распространения и, как правило, не вызывает дискуссий. Практически все проблемы компьютерной этики носят «открытый» характер, затрагивая, по мере развития информационных технологий, все большее количество людей и обусловливая новые вопросы, требующие ответов. Наиболее острыми и актуальными можно считать проблемы, связанные с оценкой деятельности хакеров, защитой авторских прав и прав личности в информационном пространстве. Но даже в тех областях компьютерной этики, где разработан теоретический фундамент анализа моральных проблем и выработаны конкретные нормы, принципы и рекомендации, как, например, в компьютерных кодексах, возникают такие дилеммы, которые не имеют очевидного правильного решения.

Как «открытые», проблемы компьютерной этики требуют дальнейшего всестороннего анализа и обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Каждому должно быть предоставлено слово, и все мнения необходимо учитывать. «Вообще-то кажется ясно, – пишет X. Ленк, – что компьютеры не являются моральными, социальными существами и что информационные системы не могут брать на себя – в узком смысле слова – моральную ответственность. С другой стороны, если мы хотим воспрепятствовать дальнейшему распространению какого-либо возникшего внутри системы состояния, которое не содержит явного «состава преступления», достаточного для того, чтобы обвинить его в отсутствии ответственности фактически определенного рода ответственность системы все же на лицо». Компьютеризированная система принятия решений в моральном смысле не может стать полностью ответственной моральной личностью и тем самым оказаться носителем морально-практического разума.

Сказанное, разумеется, не означает, что невозможно найти пути или промежуточные возможности для решения этой проблемы. Несмотря на существующую склонность к персонификации компьютера как партнера, компьютерные системы нельзя рассматривать как моральных партнеров или как существа, обладающие практическим разумом. Вменять компьютерам моральную ответственность означало бы встать на путь легко применяемой стратегии уклонения от действительной моральной ответственности. Человек не должен уходить от нее и «передавать» ее другому, тем более техническому устройству. Моральная ответственность как нормативное вменение не может быть решена в запрограммированных системах, если даже кому-то ее крайне трудно вменить или нести».

Тема №10. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

История становления норм профессиональной этики. Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем, можно говорить о феномене профессиональной этики – одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология[45].

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Так, например, первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тыс. до нашей эры[46]. Однако представители целого ряда профессий, имевших жизненно важное значение для всех членов общества, ранее других осознали необходимость этической регламентации своей деятельности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа» и некоторые другие сложились несколько ранее. В основном это профессии, связанные непосредственно с человеком или с условиями его жизнедеятельности, профессии с высокой степенью индивидуализации труда, например, учительская, врачебная деятельности.

Как отмечал Ф. Энгельс[47], каждая профессия имеет свою собственную мораль. Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности. Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как мораль профессиональной группы (профессиональная мораль) является составной частью морали общества, а собственно мораль является одним из самых древних регуляторов поведения и действий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональной сфере. Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку профессиональная этика, возникающая первоначально как явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной групп и обобщения систематизируются в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе не только этические требования к содержанию и результатам деятельности, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений.

Таким образом, профессиональная этика – это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология. Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль.

Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде. В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

Итак, под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов е. становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определ.нных нравственных запретов в ряде профессий, и то, что сами профессии, вернее принадлежность к ним, могут формировать у людей ряд как положительных, так и отрицательных нравственных качеств. Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку. В обещании-клятве, которую давали в Древней Греции врачи, оканчивающие так называемую школу асклепиадов, говорилось: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять их от всякого вреда и порока…Чтобы ни случилось видеть и слышать при моей врачебной деятельности… о том я буду хранить молчание, и считать тайной то, что не подлежит оглашению». Положения, выработанные школой асклепиадов, перекликались с идеями знаменитой клятвы Гиппократа, не потерявшей своего значения до наших дней.

Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления профессиональных моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько причин. Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга. Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций: Значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счет профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определенных нравственных обязательств.

Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Прежде всего новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.), и им было строго запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега. Также на витрине можно было выставлять только свою продукцию, без приукрашивания е. различными способами и без других, отвлекающих внимание вещей.

Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составят с одной стороны основы служебной этики, а с другой лягут в основание формировавшейся корпоративной этики со всеми е. положительными и негативными чертами. Стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине – врачи, сиделки, медсестры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причем зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

Третий период в развитии профессиональной этики наступает в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, все возрастающий уровень техногенной опасности существованию каждого отдельного человека и Земли в целом. Отличительной особенностью третьего этапа в развитии профессиональной морали являются два одновременно идущих процесса. Во-первых, углубляющаяся дифференциация норм нравственности в зависимости уже не просто от профессии, а по ее отдельным специализациям (например, в медицине говорится об этике хирурга, анестезиолога, домашнего врача). Во-вторых, идет процесс объединения норм профессиональной морали близких по функциям профессий или групп профессий, объединенных работой на конечный результат. Так, многочисленные частные кодексы профессий в сфере оказания лечебных услуг сливаются в кодекс медицины, а многочисленные профессиональные кодексы в сфере научной деятельности образуют единую этику науки.

Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. В основе процесса, прежде всего, лежит углубляющаяся кооперация труда во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, все оказываются во все большей зависимости от результатов труда каждого. Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в ее отдельных направлениях. Взаимосвязь профессиональной этики и определенного состояния общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Это прежде всего те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество сохранило и пронесло через различные общественные формации, хотя нередко и в весьма измененном виде.

Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть профессионала в сфере его деятельности – без этого он не сможет выполнять свои задачи, с другой – ограничивать полноту власти, которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый – над человечеством, политик – над гражданами, врач – над больным, журналист – над получателем информации, менеджер – над подчиненным, предприниматель – над наемным работником, клиентом, потребителем предоставляемых им товаров и услуг. Тем самым профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления влияния патерналистских моделей в отношениях между людьми. Поэтому профессиональная этика открывает своеобразное пространство для власти тех, кто лишен властных функций, создавая феномен «власти безвластных» (Х. Арендт). В наши дни все сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становится безразличие к последствиям собственной деятельности, тем более, если они носят кумулятивный характер, наблюдается рост известного отчуждения «мира профессионализма» от гуманистических задач профессии. Поэтому апологии профессионализма в современном мире не мешало бы считаться с его критикой и потому быть умеренной. Время от времени общество должно спрашивать себя, хорошо ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно заключило с профессиональными группами. Если это не так, если баланс нарушен не в пользу лучших общественных интересов в данной области, то, может быть, стоит пересмотреть соглашение.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Так, во врачебной этике все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. В присяге врача в России отмечается, что, получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, он торжественно клянется: «все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами морали, всегда помнить о высоком призвании врача, об ответственности перед народом и государством». Верность этой присяге он клянется пронести через всю свою жизнь.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...