Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные музыкальные способности



Таким образом, Б.М.Теплов выделяет три основные спо­собности в структуре музыкальности (схема 4).

Схема 4

Ладовое чувство Музыкально-слуховые представлен ия Чувство ритма

Музыкальную память ученый не включает в число основных музыкальных способностей, так как запоминание, узнавание и вос­произведение звуковысотного и ритмического движений — это проявления музыкального слуха и чувства ритма.


Эмоциональная сущность музыкального искусства и слитность эмоционального (ладовое чувство) и слухового компонентов (музыкально-слуховые представления) обусловили объединение Н. А. Ветлугиной ладового чувства и звуковысотного слуха. Таким образом, в структуре музыкальности ею выделяются две основ­ные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма.

Музыкальность как комплекс способностей, по мнению ученых, включает также:

■ владение исполнительскими средствами;

■ волевые процессы;

■ инициативу;

■ творческие замыслы;

■ технические данные, —

т. е. те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

Способность целостного восприятия музыки Внимательное слушание и сопереживание художественному образу в его развитии (различение средств музыкальной выразительности); способность дифференцированного восприятия музыки
Исполнительские способности Выразительность, непосредственность, индивидуальное своеобразие в замыслах и средствах их воплощения; технические данные, владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить характер музыки (чистота певческих интонаций, пластичность движений; согласованность игры на детских инструментах и др.)
Импровизация (сочинение) музыки, способности творческого воображения Проявляются при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных, инструментальных импровизациях




Таким образом, приведенная выше характеристика музыкаль­ности свидетельствует о том, что в ее структуре можно выделить комплекс специальных музыкальных способностей (ладовое чув­ство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма и способ­ности к различным видам музыкальной деятельности) и общих способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в других видах деятельности (воображение, воля, внимание, логическое мыш­ление и т. д.).

В связи с этим В.П.Анисимов отмечает, что музыкальность как специальная способность и эмоциональная отзывчивость как се главная составляющая имеют универсальное проявление в челове­ческой деятельности в виде реакций человека на интонационно-слуховые воздействия. Музыкальность свойственна практически всем. Кроме того, музицирование понимается им как универсальный вид деятельности, в котором задействованы все психические свой­ства личности. Поэтому развитие музыкальности становится акту­альным не только при освоении навыков музицирования, но и в укреплении психоэмоционального здоровья человека, развития его адаптивных возможностей и т. п.

В соответствии с этим можно говорить об осознании тесной взаимозависимости общих и специальных способностей и личност­ных особенностей человека, из чего следует, что развитие музыкаль­ных способностей становится актуальным не только для детей, гото­вящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и для каж­дого ребенка. Кроме того, общие способности могут успешно раз­виваться в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3122 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...