Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Глава 1. Цели и задачи музыкального развития дошкольников
Глава 2. Характеристика музыкальных способностей дошкольников
Глава 3. Музыкальная культура дошкольников
Проблема определения целей и задач музыкального образования (воспитания, обучения) и развития детей в различные исторические периоды имела различное решение. Так, до недавнего времени цель следовала из социального заказа, идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммунистические идеалы, мораль и пр. Музыка здесь не осознавалась как ценность, являясь лишь средством формирования нужного для государства человека.
Иной подход к определению целей связан с изучением музыкального искусства, с приоритетом дидактических целей: музыкальное знание важно само по себе, избегаются социальные, политические установки. Музыкальное произведение — объект анализа, его образно-эмоциональная природа уходит на второй план.
В основе третьего варианта решения этой проблемы — гуманитарные ценности — понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обусловливает направленность музыкального образования на создание условий для художественного общения с произведением, для сотворчества и диалога.
Музыкальное произведение, соответственно, выполняет различные роли:
■ как внешнее средство для формирования нужных качеств ребенка;
■ как цель изучения и (научения) анализа;
■ как Заслуженный Собеседник (А. А. Ухтомский) — некое «явление в мире» (Б. В. Асафьев), с которым можно общаться диалогически, переживать его жизнь и проживать свою жизнь в нем.
Заданная триада соответствует следующим образам ребенка, которые прослеживаются в истории (Л. Стоун):
■ ребенок как «чистая доска» (утилитарные цели воспитания, его средства);
■ как объект манипуляции («мешок для программ», по словам Ш. Амонашвили, «сосуд, который нужно наполнить»);
■ «у ребенка есть всё», задача педагога сводится к педагогической поддержке и сопровождению развития, созданию условий для актуализации, проявления того, что заложено в ребенке.
Обобщая, выделим источники для постановки педагогических целей:
■ социальный заказ как объективные тенденции развития общества и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан;
■ ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития;
■ культура и человек как ее творец и творение.
Помимо этих источников современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса.
Понимая музыкальное развитие как результат процесса музыкального воспитания и обучения, выделим его цели:
■ развитие музыкальности ребенка:
эмоциональной отзывчивости на музыку; его музыкальных способностей;
■ формирование основ музыкальной культуры:
развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус); музыкального опыта; музыкальной грамотности; креативности ребенка.
Обобщая, отметим, что достижение этих целей возможно только через решение задач, связанных с созданием благоприятных педагогических условий для «одухотворения музыкой» (Л. В. Горюнова), для становления его субъектом музыкальной деятельности, для раскрытия индивидуальности ребенка.
Постановка этих целей следует из российской реформы образования 90-х годов XX в., в основу которой положены принципы гуманистической философии, психологии и педагогики:
■ признание самоценности каждого возрастного периода, уважение личности ребенка;
■ создание условий для его развития.
Поэтому «наполнительная» модель образования, где ребенок — «сосуд, который нужно наполнить», сменяется развивающей моделью, в которой, продолжая древний афоризм, ребенок становится «факелом, который нужно зажечь».
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3365 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!