Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

в диалектике социального изменения



Травматическая последовательность в проанализированном выше виде включена в

общие процессы социального изменения. Ход социального изменения повсеместен и

непрерывен, не зная начала и конца. У каждого этапа изменений, часто непред-

виденного и отличного от других, разные причины. В потоке социального изменения

травматическая последовательность может проявляться двояко: как следствие других

изменений и как стимулятор определенного вида изменений (совладание и пере-

формирование структур и культур). Для иллюстрации этой двойственности вернемся к

исходным идеям нашего рассуждения. Их отправной точкой было возникновение

внезапного, радикального и всеобъемлющего социального изменения (чаще всего ре-

волюции). Подобное изменение имеет определенный потенциал травматических со-

бытий или ситуаций. Люди используют доступный фонд культурных ресурсов для

интерпретации этих событий, ситуаций. Некоторые интерпретации определяются как

травмы. Травматическое состояние - несоответствие_______, нарушение, противоречие - мо-

жет действовать на сферу культуры. Возникает напряженность между прежними

культурными предписаниями (ценностями, значениями, символами, идеями и т.д.) и

возникающей культурой, адекватной новым условиям социума. Вследствие культурной

инерции наследие прежней, уже устаревшей культуры переживает систему, которой

оно функционально адекватно, и некоторое время будет сосуществовать с новой

культурой, становясь непригодным для новой системы. Состояние культурного

раскола, противоречия - благоприятная почва для полномасштабной культурной трав-

мы - культурно детерминированной раны этой культуры. Реагируя, люди используют

разные стратегии совладания с травмой. Социальные изменения развиваются неза-

висимо, в соответствии с их специфическим направлением и причинами. Так как они

прямо не зависят от последствий травм (хотя обратное влияние существует), с точки

зрения травмы эти изменения могут быть названы параметрическими. Некоторые из

параметрических изменений (событий) благоприятны, помогают смягчить травму; дру-

гие - вредны, усугубляя ее.

Возможны два альтернативных сценария дальнейших событий: один - порочный

круг разрушения кулиуры, другой - добродетельный круг культурной реконструкции. При

первом параметрические изменения обостряют травматическую ситуацию, люди

прибегают к бесплодным, даже контрпродуктивным стратегиям совладания; устарев-

шая культура поддерживается и сохраняется благодаря настойчивому культивиро-

ванию воспоминаний. Другой сценарий - благоприятное параметрическое изменение,

облегчающее травматические ситуации в сочетании с эффективным совладением с ней

и отмиранием прежнего культурного наследия в результате смены поколений. Вместе

эти три силы смягчают или устраняют травму, в итоге приводя к упрочению новой

культуры.

Таков диалектический механизм культурного изменения через возникновение и

преодоление культурной травмы. Возможно, он не универсален и не обязателен для

культурного изменения. Но, по-видимому, он хорошо применим к особо интересному

случаю подобной динамики, вызванной фундаментальным крахом и нарушениями,

короче говоря, к революционным переменам. Здесь культурная травма, несмотря на

непосредственно негативные болезненные последствия, демонстрирует позитивный,

функциональный потенциал как сила социального становления. Вопреки вызванным

ею разрушениям и дезорганизации культурного порядка, ее можно рассматривать как

семя новой культурной системы, стимул культурной консолидации или конструи-

ровании.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...