Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Выше отмечено, что потенциально травматические события (ситуации), вызванные
внезапным, быстрым и фундаментальным социальным изменением, перерастают в
травматическое состояние лишь благодаря интерпретативным действиям людей-аген-
тов. Формой таких действий может быть сокрытие, оправдание, объяснение, иными
словами, адаптация или нейтрализация явлений, объективно обладающих травми-
рующим потенциалом. Этим создаются культурная, субъективная изоляция, предот-
вращающая появление состояния травмы, превентивное совладание с травмой, ко-
торой еще нет, но которая представляет собой угрозу.
Когда превентивные интерпретации культурно недоступны по иным причинам
или просто неэффективны и состояние травмы все же возникает, люди реагируют
по-разному, пытаясь справиться с реальной травмой. Есть разные стратегии совла-
дания с травмой, модели активной адаптации к ней, репертуар противодействий поел"
принимаемых затронутыми группами. Для их классификации я использую две тео-
ретические концепции социологии. Первая - классическая аномия и адаптация к эконо-
мическому состоянию у Р. Мертона (1938 г.) (17]. Сформулированная Э. Гидденсом в
1990 г. идея риска представляет вездесущий фактор поздней современности и
типичные коллективные реакции на риск [10]. Мертон рассматривает четыре типа
адапта-
ции к аномии; инновация, бунт, ритуализм, ретриатизм. Первые два - активные,
конструктивные тины адаптации. Вторая пара представляет собой пассивные адапта-
ции. Для обобщения и применения этой типологии, mutatis mutandis, к культурной
травме, отметим, что инновация это спонтанное или преднамеренное "культурное про-
изводство", стремящееся к частичному изменению данной культуры с целью смягчения
ее несоответствий другой культуре или реальному поведению людей. Бунт - ради-
кальная попытка полной трансформации культуры ради замены состояния травмы
новой культурной системой. Иллюстрируют такого типа адаптации контркультурные
движения, некоторые религиозные секты. Пассивная ритуалистская адаптация обра-
щается к неустановленным традициям, привычкам и их культивированию как надеж-
ным укрытиям от травм. Наконец, ретриатизм в данном контексте есть игнорирование
травмы, попытку действовать, будто ее нет.
Гидденс завершает анализ современности [10], обсуждая типы противодействий,
предпринимаемых при адаптации к вездесущим нестабильности и риску: 1) прагмати-
ческое, обычное деловое отношение, сосредоточенность на повседневных заданиях и
сознательном подавлении беспокойства; 2) оптимизм, вера, что все как-то образуется,
опасностей удастся избежать благодаря предусмотрительности или науке, технике,
разуму; 3) циничный пессимизм, характеризующийся сиюминутностью и гедонизмом;
4) жесткая борьба против выявленных источников опасности в основном в рамках со-
циальных движений. Очевидно, только последний тип адаптации конструктивен, по-
добно мертоновской инновации или бунту, позволяя людям преодолевать травма-
тические воздействия современности. Другие типы адаптации являются пассивными,
похожими на мертоновские ритуализм и ретриатизм.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!