Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Травматические симптомы



Коренится ли травма в реальных травматических событиях или нет, состояние

травмы имеет общую характеристику - нарушение нормальности. Вероятно, в при-

роде человека есть что-то тяготеющее к порядку, привычке, повторяемости, продол-

жительности, стандартизации, предсказуемости, само собой разумеющемуся. Этим

удотлетворяется наше стремление к экзистенциальной безопасности. Травма появля-

ется, когда происходит раскол, смещение, дезорганизация в упорядоченном, само собой

разумеющемся мире. Влияние травмы на коллектив зависит от относительного уровня

раскола с предшествующим порядком или с ожиданиями его сохранения. Это мы и

подразумеваем, говоря, что травма вызвана "шоковыми" событиями. Здесь возможны

две регулярности: 1) чем больше разрыв между привычной организованной средой и

условиями, вызванными травматическим событием (то есть, чем сильнее "шок"), тем

сильнее влияние травмы (так, в мирной, организованной, законопослушной общине

убийство вызовет коллективную травму, а в районе, привыкшем к преступности, его

могут просто не заметить); 2) чем больше травма затрагивает ядро коллективного

порядка - сферу базовых ценностей правил, центральных ожиданий - тем сильнее она

чувствуется.

Состояние травмы, вызванное травматическими событиями или ситуациями, куль-

турно интерпретируемыми как травмы, является в целом необычным состоянием,

непривычным положением дел; некие разрушения, нарушения, изменения, диссонанс,

если они восприняты негативно, болезненные, вредные, неприятные и отталкивающие

явления. Но всегда ли культурная травма порождена неудачами и вредными явле-

ниями, всегда ли травматические события негативны, может ли культурная травма

возникать вследствие успеха, если он неожиданный, непривычный, достигший опреде-

ленного уровня, подрывающий привычные рутинные явления в коллективной жизни?

Иными словами, могут ли травматические события быть объективно положительными

и полезными? Э. Дюркгейм [6], говоря об "анатомии успеха", намекает на эту воз-

можность. Современным примером на макро-уровне служит крах коммунизма и транс-

формации восточноевропейских обществ. Событие, встреченное с энтузиазмом боль-

шинством людей, оказалось, по крайней мере, на какое-то время и, по крайней мере,

для некоторых групп причиной травматических переживаний, известных как "боль

перехода" (безработица, статусная деградация, обнищание, рост преступности).

Травма - "социальный факт" в классическом, дюркгеймовском смысле термина [7]:

она распространяется среди членов определенной группы, разделяющим этот факт.

Приобретая характер факта внешнего по отношению к каждому из них, она воспри-

нимается как нечто, принуждающее и налагающее обязательства на их действия.

Травма - коллективный феномен, состояние, переживаемое группой, общностью, об-

ществом в результате разрушительных событий, интерпретируемых как культурно

травматические. Травма действует на коллектив и, согласно большой психоаналити-

ческой литературе, не может быть индивидуальным нарушением.

Что конкретно поражает травма? Где можно обнаружить симптомы травмы? Трав-

ма действует на три области; следовательно, возможны три типа коллективных со-

циальных) травматических симптомов. Во-первых, травма может возникнуть на биоло-

гическом, демографическом уровне коллективности, проявляясь в виде биологической

деградации населения, эпидемии, умственных отклонений, снижения уровня рождаемо-

сти и роста смертности, голода и так далее. П. А. Сорокин в "Социологии революции"

[23] особо подчеркивал этот тип травматического влияния. Аналогично данные о сни-

жении продолжительности жизни в Латвии, росте уровня самоубийств в Эстонии

можно считать симптомами биологической травмы после краха коммунизма. Во-вто-

рых, травма действует на социальную структуру. Она может разрушить сложившиеся

каналы социальных отношений, социальные системы, иерархию. Примеры травмы

структуры - политическая анархия, нарушение экономического обмена, паника и де-

зертирство воюющей армии, нарушение и распад семьи, крах корпорации и т п Мы

обратимся, однако, к третьему проявлению последствий травмы. Это область воздей-

ствия травмы на культуру.

Конечно, любая травма, по определению, - культурный феномен Но она может

быть культурной, воздействующей на культурную ткань общества. Только это и мо-

жет считаться культурной травмой в полном смысле слова. Такая травма наиболее

важна, потому что она, как все феномены культуры, обладает сильнейшей инерцией,

продолжает существовать дольше, чем другие виды травм, иногда поколениями со-

храняясь в коллективной памяти или в коллективном подсознании, время от времени,

при благоприятных условиях, проявляя себя. Яркий пример - травмы племенные,

этнические, национальные, коренящиеся в насильственных, травматических событиях

прошлого, внезапно возникающие в виде взрывов внутригрупповой ненависти, конф-

ликтов, войн: Африка, постсоветские республики, Балканы.

Наше понимание культурной травмы как культурно интерпретируемой раны на

ткани культуры, конечно, зависит от того, какой смысл мы придаем определению

культуры. В этом плане можно предположить, что культура выражает мир кол-

лективно разделяемых смыслов и символов, распадаясь на две основные категории:

1) нормативные (аксиологические) компоненты: ценности, нормы, правила, роли, стили,

вкусы и т.д.; и, 2) когнитивные компоненты: верования, убеждения, доктрины, теоре-

тические построения, парадигмы. Вследствие стремительного, радикального со-

циального изменения "двойственность культуры" проявляется своеобразно: травма-

тические события, сами по себе несущие определенный смысл, наделяются смыслом

членами коллектива, нарушая мир смыслов, неся культурную травму. Если происходит

нарушение порядка, символы обретают значения, отличные от обычно означаемых.

Ценности теряют ценность, требуют неосуществимых целей, нормы предписывают

непригодное поведение, жесты и слова обозначают нечто, отличное от прежних

значений. Верования отвергаются, вера подрывается, доверие исчезает, харизма тер-

пит крах, идолы рушатся.

Интересна еще одна подгруппа культурных травм. Если согласиться, что кол-

лективная культура - основной каркас самоопределения коллективной идентичности,

установления границ категории "мы", противоположной категории "они" или проти-

востоящей ей, раскол культурного порядка будет часто нарушать коллективную иден-

тичность. Более того, кризис идентичности и усилия с целью восстановить, заново

сконструировать коллективную идентичность окажутся эмпирически наиболее замет-

ным проявлением культурной травмы. Вспомните широкое обсуждение краха русской

идентичности в ходе крайне травматичного распада советской империи и гибели ком-

мунистической системы.

Социологическая теория довольно длительное время занимается типологиями со-

циальных и культурных травм, не используя этот термин. Частично совпадающие

теоретические концепции негативных последствий социальных перемен в некотором,

более широком или узком, смысле, несомненно, относятся к состояниям, схожим с

культурной травмой, включают следующее:

• аномия [6, 17]

• цивилизационная некомпетентность [25]

• социальное трение [8]

• синдром недоверия [27]

• коллективное чувство вины

• коллективное чувство стыда

• кризис идентичности

• кризис легитимности [11]

• теория культурного лага [20].

Несмотря на сходства, исследования с использованием этих представлений, как

правило, велись по иным поводам. Достоинством концепции культурной травмы с ее

более высоким уровнем абстракции и обобщения можeт стать способность объединить

разные исследовательские традиции на единой теоретической платформе, взаимно

обогащая и проверяя их.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...