Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Структурно-семиотические исследования культуры Это самая молодая и самая влиятельная современная
школа в культурологии. Она объединяет лингвистов,
специалистов по информатике. Все процессы, происходящие
в культуре, рассматриваются ими как коммуникационные.
Культура понимается как некая знаковая система, созданная
человеком в силу присущей ему способности к символизации,
а через нее и к взаимной информации.
Из многочисленных представителей этой школы следует
выделить ее патриархов – Э. Кассирера и К. Леви-Строса.
Эрнст Кассирер (1874–1945) – немецкий философ,
автор труда «Философия символических форм». В основе его
концепции культуры – человеческая способность к массовой,
систематической символизации. По Кассиреру, логика
окружающего мира неотделима от логики знаков, ибо знак
или символ – не просто оболочка мысли, но и ее
необходимый инструмент. Словесные и иные знаковые
обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не
только передают во времени и пространстве ту или другую
информацию, но придают ей определенную форму и
сохраняют на века, образуя огромный мир культуры.
Истоки культуры – в способности человека творить
некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая
реальность определенными символами. Язык, наука,
искусство, религия, мифы суть лишь части символического
круга, в котором живет человек. По сравнению с другими
живыми существами человек находится в ином измерении
действительности: в символической вселенной, которая порой
заслоняет от нас реальность. Духовный прогресс делает все
более непроницаемой для здравого смысла сеть символов.
Отсюда огромная разница в восприятии мира, скажем, между
европейским ученым и дикарем Южной Америки.
«Цивилизационный» человек имеет дело не с реальными
вещами, а с их символами, взаимодействуя с ними
посредством языковых форм, художественных образом,
религиозных обрядов, мифических символов. Исходя из этого Кассирер называет человека не мыслящим (Homo sapiens), а
символическим (Homo simbolicum). Таким образом, человек
из существа естественного, живущего инстинктами и
чувствами, постепенно превращается в искусственную,
скованную ограничениями и правилами структуру,
подчиненную оторванному от реальности абстрактному
мышлению.
Осмыслению этой проблемы на примере племен Южной
и Северной Америки посвятил свои работы французский
этнограф, философ и культуролог Клод Леви-Строс (р. 1908).
Он является создателем структурной антропологии – науки, в
основе которой лежит использование некоторых приемов
структурной лингвистики и информатики при анализе
культуры первобытных племен. Вслед за Юнгом, он верил в
существование некоего «коллективного бессознательного»,
глубоко запрятанного в человечестве и представляющего
собой первооснову любой культуры. Проведя
этнографические исследования во многих странах «третьего
мира», ученый отверг европоцентризм и расизм, стремясь
показать ложность понятия «дикарь», выявить силу и
своеобразие мышления примитивного человека, заложившего
еще в эпоху неолита основы технического прогресса. По
мнению Леви-Строса, «первобытный народ не является
отставшим или задержавшимся в своем развитии народом»,
он «в той или иной области может проявлять такие
способности к изобретательству…, которые оставляют
достижения цивилизационных народов далеко позади».6
Французский этнограф доказывает необходимость
восстановления в человеке единства чувственного и
рационального начал, утраченного в результате развития
цивилизации.
При оценке общей пропорции «природного» и
«социального» в поведении цивилизационного человека
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 464. Леви-Строс, вслед за Кассирером, признает чрезмерную роль
формализма и условностей во взаимоотношениях людей,
решающее влияние на их поступки символических форм,
традиций, ритуалов и, прежде всего языка, порождающего все
общественные институты. Человек, по мысли Леви-Строса,
живет условностями и мифами, все больше отдаляющими его
от реальной жизни. Таким образом, культура становится все
более непроницаемой преградой, отделяя одних людей от
других, и используется для оправдания в глазах все более
сокращающегося меньшинства его претензий быть
единственной человеческой цивилизацией. Такая
цивилизация, основанная на принципе и идее повышенного
мнения о себе, является, по мнению ученого, гнилой с самого
своего рождения.
В России идеи структурно-семиотической школы нашли
отражение и развитие в трудах Юрия Михайловича Лотмана
(1922–1993). Основным вкладом ученого в культурологию
стали его труды по русской культуре во всех ее проявлениях
под углом зрения семиотики, равно как и разработка
собственной общей теории культуры. Лотман рассматривает
культуру как открытую знаковую систему и структуру,
включающую кроме естественного языка множество других
знаковых систем, которыми являются, в частности, все виды
искусства. Одновременно культура – это и «текст», всегда
существующий в определенном «контексте», и механизм,
создающий бесконечное многообразие культурных «текстов»,
и долгосрочная коллективная память, избирательно
передающая во времени и пространстве интеллектуальную и
эмоциональную информацию. Большое значение имеет
работа Лотмана «Культура и взрыв» (1992), в которой автор
попытался с позиций семиотики наметить различия между
«взрывными» социокультурными процессами в России, с ее
противоречивой дихотолинейной культурой, и западной
цивилизацией с более плавным и менее разрушительным
развитием. Одним из проявлений дихотолинейности, то есть
идеологической «разорванности», российской культуры стало
длящееся вот уже около двух столетий противостояние
славянофильства и западничества, европеизма и евразийства.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1182 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!