Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Культура как специфический человеческий мир
Термин культура выходит к латинскому cultura, что
означает возделывание, обрабатывание, уход. Здесь речь идет
о возделывании земли, поддержании ее плодородия. В тоже
время культура означает воспитание, образование, то есть
развитие человека, его способностей и природных задатков.
Еще одно значение слова культура – поклонение, подчинение
свидетельствует о родстве терминов cultura и cultus (культ).
Культура – это «возделанная» природа, совокупность
норм совместной жизни и объектов, созданных в дополнение
к природным. Такие объекты называются артефактами, то
есть искусственно созданными, измененными деятельностью
человека. Они имеют не только функциональное, но и
ценностное, символическое значение.
На фоне природы культура – это продолжение и
преобразование того, что дано человеку природой. В
совместном преобразовании мира человек формирует и
воспитывает себя.
При этом природа не выходит из сферы поклонения и
почитания, прежде всего богов и родителей, и боги
выступают представителями природы. Культура – это
одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого
народа хранит в своей глубине сакральные (священные)
пласты, которые решают самые важные вопросы социального
бытия человека – его сопричастность родине, народу, его
истории и судьбе.
Человек не стоит один на один с миром и поэтому не
создает свой культурный мир в одиночку. Человек – существо
социальное; лишь совместными усилиями создает он культурную среду обитания и в этом процессе изменяется,
развивается сам.
Для существования общества нужны: общие цели,
сплачивающие людей в их совместной жизни; нормы
(правила), регулирующие различные виды
жизнедеятельности; ценности как система критериев оценки
эффективности и приемлемости тех или иных действий,
продуктов деятельности и поступков людей. Кроме того,
необходимо наделение объектов и явлений окружающего
мира, самого человека некими смыслами, а также система
обозначений (символов, названий), с помощью, которой
осуществляется социальная коммуникация. В процессе
реализации практической и символической деятельности
люди накапливают определенный опыт того, как лучше,
эффективней, безопасней удовлетворить свои потребности.
Все это и есть совокупный социальный опыт данного
общества, который передается из поколения в поколение в
виде норм, правил, традиций, обычаев, нравов, учений,
навыков и умений, наглядных образов.
Вся культура держится на нормах, которые человек
сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует
для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура – это
ценностно-нормативное, смысловое основание общественной
жизни. Следование членов общества этим нормам
поддерживает целостность и специфику данного общества.
Системы социальных целей, идеалов, норм, правил
передаются из поколения в поколение и обеспечивают
воспитание человека.
Социально-значимый опыт в виде знаний, идей,
ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов.
Без символизации функционирование и развитие культуры
было бы невозможным. Ранние формы верований в виде
тотемизма, анимизма (см. раздел VI) создали целый мир
запретов, способствующих выживанию человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из
животного состояния и подчиняли его жизнь новым,
неприродным законам, санкционированным божеством.
Только животному многое можно, а человеку многое нельзя.
Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева,
существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того,
чтобы не было ада.
Таким образом, культура – это специфически
человеческий способ жизни и ориентации в мире.
Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются
на основе системы ценностей, идеалов, норм,
мировоззренческих построений. Эта система объединяет,
сплачивает людей данного общества. Передача социально-
культурного опыта совместной жизни через систему
воспитания, образования, средств массовой ин-формации,
через деятельность культурных учреждений обеспечивает
преемственность в культурно-историческом развитии
общества.
Так как каждый народ имеет собственный социальный
опыт, то существует множество культурно-исторических
типов, которые ведут между собой постоянный диалог.
Необходимость такого диалога резко возросла в XX–XXI
веках.
2. Предмет культурологии.
Культура исследуется системой социальных и
гуманитарных наук, философией. Вместе с тем, социальные и
гуманитарные науки делятся на две неравные группы: науки о
специализированных видах человеческой деятельности
(экономическая, политическая, военная, педагогическая,
литературо- и искусствоведческая и другие), выделяемые по
предмету этой деятельности, и небольшая группа наук о
различных общих аспектах деятельности независимо от
предмета. К ним относятся исторические науки, изучающие
генезис и временную последовательность человеческой
жизнедеятельности в любых ее формах; психологические
науки, исследующие закономерности индивидуального и
группового поведения; социологические науки,
раскрывающие формы и способы объединения и
взаимодействия людей в их совместной целенаправленной
активности; культурологические науки, которые исследуют
консолидирующие нормативно-регулятивные, ценностно-
смысловые, знаково-коммуникатив-ные и социально-
воспроизводственные аспекты коллективного бытия людей
как необходимые условия образования и функционирования
устойчивых социальных общностей, народов.1
Поэтому наиболее точным определением предмета
культурологии является следующее: культурология – это
наука о ценностно-нормативных основаниях социальной
консолидации людей и способах их совместной
жизнедеятельности. Если социология изучает формы
объединения людей (социумы, социальные группы) и их
взаимодействия между собой, то культурология исследует
«правила игры», «социальные конвенции», которые
зафиксированы в письменных документах, ритуалах,
философских размышлениях и выражены в системе знаков и
символов, в словесной и несловесной формах.
Предметом культурологии не может быть вся культура.
Это по силам лишь всей совокупности социальных и
гуманитарных наук. В связи с этим необходимо различать
объект и предмет культурологии (как и в других науках).
Объектом (то есть сферой жизни, существующей объективно)
культурологии являются, по сути, любые виды человеческой
деятельности (точно так же, как у историков, психологов и
социологов), а предметом культурологического исследования
становятся нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые
и знаково-коммуникативные механизмы, регулирующие
всякую общественную практику, взаимодействие между
людьми.
Таким образом, предмет культурологии как науки
представлен четырьмя аспектами:
это наука о способах существования коллективной жизни
людей и социальных соглашений по поводу допустимости
или недопустимости тех или иных способов
удовлетворения их интересов, потребностей;
наука о процессах формирования комплекса социально
значимых знаний и социального опыта;
наука о содержании процессов коммуникации и
социальном функционировании языков этой
коммуникации;
наука о процессах и способах воспроизводства общества и
личности – межпоколенная трансляция социального и
культурного опыта (норм, правил, знаний и смыслов,
ценностей и символов, языков, их обозначающих).
Исследованием культуры как специфического
человеческого способа бытия в аспекте универсальных
характеристик занимается «философия культуры». Под культурной антропологией понимают науку о человеке, то
есть всю совокупность знаний о человеке – этническую и
индивидуальную психологию и этнологию (науку о народах).
Одним из первых исследователей культуры в рамках
теоретической культурологии и был американский
антрополог Л. Уайт. Результаты, полученные им в
антропологических исследованиях культур, стали
эмпирическим основанием культурологии как обособившейся
науки.
3. Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Предметом культурологии не может быть вся культура.
Это по силам лишь всей совокупности социальных и
гуманитарных наук. В связи с этим необходимо различать
объект и предмет культурологии (как и в других науках).
Объектом (то есть сферой жизни, существующей объективно)
культурологии являются, по сути, любые виды человеческой
деятельности (точно так же, как у историков, психологов и
социологов), а предметом культурологического исследования
становятся нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые
и знаково-коммуникативные механизмы, регулирующие
всякую общественную практику, взаимодействие между
людьми.
Таким образом, предмет культурологии как науки
представлен четырьмя аспектами:
это наука о способах существования коллективной жизни
людей и социальных соглашений по поводу допустимости
или недопустимости тех или иных способов
удовлетворения их интересов, потребностей;
наука о процессах формирования комплекса социально
значимых знаний и социального опыта;
наука о содержании процессов коммуникации и
социальном функционировании языков этой
коммуникации;
наука о процессах и способах воспроизводства общества и
личности – межпоколенная трансляция социального и
культурного опыта (норм, правил, знаний и смыслов,
ценностей и символов, языков, их обозначающих).
Исследованием культуры как специфического
человеческого способа бытия в аспекте универсальных
характеристик занимается «философия культуры». Под культурной антропологией понимают науку о человеке, то
есть всю совокупность знаний о человеке – этническую и
индивидуальную психологию и этнологию (науку о народах).
Одним из первых исследователей культуры в рамках
теоретической культурологии и был американский
антрополог Л. Уайт. Результаты, полученные им в
антропологических исследованиях культур, стали
эмпирическим основанием культурологии как обособившейся
науки.
4. Многообразие методов культурологического исследования как отражение многогранности и полифункциональности культуры.
Многообразие методологических подходов
Проблемы методологии изучения культуры в
современных культурологических концепциях являются
исключительно важными и актуальными. Сложность
изучения культуры обусловлена двумя факторами. Во-
первых, культура – это сложно организованная система,
охватывающая практически всю деятельность человека. Во-
вторых, культура – это развивающаяся, весьма динамичная
система. По этой причине культура может быть
рассмотрена как исторически развивающийся реальный
социальный процесс и как теоретико-методологическая
модель, которая функционирует и развивается по
определенным общим законам. Поэтому исследование
культурных явлений должно основываться на
диалектическом принципе единства исторического и
логического анализа.
Многообразие проявлений культуры предопределяет
множественность подходов и аспектов в методологии ее
изучения. Наиболее полную картину о том или другом
культурном феномене может дать только комплексный
анализ, который интегрирует в себе как традиционные
методы исследования – философский, социологический,
аксиологический или ценностный, так и современные методы
изучения культуры – психологический, семиотический,
системно-структурный, информационный, статистический,
математический и другие.
Философский метод способствует выявлению сущности,
наиболее общих закономерностей функционирования
культуры как универсального способа бытия человека в мире.
Социологический метод позволяет определить
взаимоотношения различных социальных слоев и групп в
культуре, широко применяя для изучения культурных
процессов многообразные социологические методики. Аксиологический метод акцентирует внимание
преимущественно на ценностных отношениях людей,
рассматривая культуру как систему материальных,
социальных и духовных ценностей.
Психологический метод обращает внимание на
специфику восприятия, механизма закрепления и хранения в
памяти общества или индивида культурных феноменов, их
влияние на поведение человека.
Системно-структурный анализ позволяет обозначить
все компоненты и отношения внутри системы культуры,
выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и
качество взаимодействия.
Семиотический подход характеризует явления культуры
со стороны их знаково-символической природы. Этот подход
дает возможность проследить превращение реального
культурного события, факта, предмета в знак,
проанализировать его смысловое наполнение и пути
превращения в символ.
Информационный метод рассматривает культурные
явления как носителей специфической информации, которая
может быть определенным образом закодирована, например,
в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах,
произведениях искусства.
При обращении к тому или иному методу важно
понимание его специфичности и, следовательно,
определенной ограниченности. Вместе с тем каждый из
названных методов может быть использован в различных
направлениях анализа культуры: формационном,
цивилизационном, концептуально-мировоззренческом,
концептуально-историческом, регионально-территориальном,
по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу
религии, по отношению к природе, классическим образцам,
традиции.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 890 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!