Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индустриальная эпоха



Сегодняшний деловой человек с пафосом повторяет фразу: «Время – деньги!». Но откуда взялась эта фраза?

Метафора современного мира«время – деньги»не случайна. Она имеет конкретное историческое происхождение, связанное с переходом человеческой истории от традиционного общества к индустриальному.

Индустриальное общество сформировало в итоге и новый человеческий тип, а именно – буржуа, социальное имя которого происходит от немецкого слова «бург» – город. Бюргеры, или буржуа – это городские жители, которые в отличие от сословий традиционного общества уже никак не связаны с землей. В русской культуре есть слово похожее – мещанин, также обозначающее городское сословие, но оно имеет совсем иное социальное значение. Более того, слово «мещанин» приобрело в российской истории еще и некий ёрнический смысл и отрицательные коннотации, означающие людей, обожающих рутину повседневного труда (и повседневной лени), боящихся любых серьезных изменений. И потому в переводной литературе слово «бюргерский» у нас не переводится как «мещанский».

Между тем именно в бюргерской, буржуазной среде впервые возникла мысль о возможности пересчитывать время на деньги, что было совершенно немыслимым в предшествующем, традиционном обществе. Именно буржуа, по существу создавшие этику менеджмента Нового времени, впервые сформировали и представления о связи богатства и праведности (пуританскую этику), о том, что кредит есть мерило добродетели. Именно они вывели фундаментальную истину, что не разбой, а мирное приобретательство способно принести богатство. Так родился феномен профессионального долга, связанного с неустанным повседневным трудом, лежащим в основе этически верных, справедливых социальных отношений и связей.

Вот как о формуле «время-деньги» говорит согражданам Бенджамин Франклин, американский ученый и политик XVIII века.

«Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет и лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов». «Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее». «Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов», - итожитФранклин, ставя восклицательный знак и выделяя шрифтом итожащее слово.

Таким образом, «если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством», и «поскольку ты не уверен даже в одной минуте, не трать попусту ни одного часа», - подчеркивает Б. Франклин.

Среди характерных черт возникавшего индустриального общества появился также и социальный феномен будущности. Становление его и связано с изменением прежних представлений о времени. Родившееся в буржуазных кругах понятие«время – деньги» становится всеобщим достоянием, а циклическое представление прежнего общества: «время-круг» превращается в новое представление – «время-стрела».

«Время-круг» при этом не исчезает из деловой жизни совсем. Промышленные циклы, сезонные колебания спроса и предложения, туристических сезонов, повторения учебных семестров и школьных «четвертей» – все говорит о том, что «время-круг» осталось в деловой жизни, но только как составная, внутренняя часть понятия «время-стрела».

Восприятие времени как неостановимого потока есть, таким образом, продукт исторического развития. Индустриальная эпоха – период, когда подобное представление становится массовым. В городах для измерения времени начинают использовать часы, которые воспринимаются как само воплощение времени. «Часы показывают время», - так стали говорить люди. «Когда мы это сделаем?» - этот вопрос не являлся актуальным для предшествующих обществ. В доиндустриальных обществах время носит прерывный, точечный характер. В каждой местности текло свое время. Индустриальная эпоха, словно заново формирует этот феномен. Ощущение единого времени обретает массовый смысл с развитием железных дорог и становится полноценным явлением общественного сознания с вхождением в повседневный быт массовой прессы.

С тех пор у человека возникает представление о своей жизни как о биографии. Индивидуальность планируется и воплощается в карьере. Жизненный цикл личности представляется теперь в последовательной смене этапов, которые отныне лишаются или почти лишаются прежних ритуальных отметок (вроде многочисленных российских праздников). Путеводной звездой с тех пор становится сама жизнь. Жизненный стиль равен жизненному плану, конкретизацией которого выступает календарь. Именно в нем мы находим отголоски внешнего мира: «родился в год прихода Горбачева к власти», «закурил, когда пошел в армию», «поступил в университет, когда Путин был переизбран президентом на второй срок», и т.д.

На уровне общества возникает представление о проекте, долгосрочной программе, о будущности как черте современности. «Время-стрела» оттесняет на задний план «время-круг». А «время – деньги» из великого исторического понятия превращается в афоризм повседневности, затираемый до повседневных шуток.

Таким образом, время становится фактором повседневности. Поэтому оно анализируется в деловом мире самым скрупулезным образом.

Согласно проведенным исследованиям американец проводит свои 75,6 (среднестатистических) года жизни следующим образом:

-Пребывание в вертикальном положении и ходьба – 33 года;

-Сон – 25 лет и 180 дней;

-Пребывание в сидячем положении – 17 лет;

-Прием пищи – 6-7 лет;

-Пребывание за рулем автомобиля – 5 лет;

-Смех – 1 год и 258 дней;

-Раздевание – 1 год и 170 дней;

-Приготовление пищи – 1 год и 195 дней;

-Стояние в очередях – 500 дней;

-Простуда – 1 год и 135 дней;

-Празднование различных событий – 1 год и 10 дней;

-Телефонные разговоры – 180 дней;

-Посещение туалета – 159 дней;

-Секс – 110 дней;

-Чистка зубов 92 дня;

- Плач – 50 дней

Сплошь и рядом временные измерения присутствуют на страницах книг знаменитых руководителей и менеджеров. «Преждевременный выход на рынок с новой моделью столь же губителен, как и запоздание», - говорит, к примеру, Ли Якокка в книге «Карьера менеджера». «Различные масштабы времени», - так вводит он новый понятийный термин в практику управления.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 404 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...