Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цветопсихология и цветолечение



Цвет оказывает непосредственное влияние на психику человека и является одним из наиболее простых средств, позволяющих понять и описать бессознательные процессы. По психологическому воздействию он имеет широкий спектр связей также со звуком — в звучании слов языка и в музыке. Связь звука и цвета, возможно, будет более строго подтверждена частотно-спектральным анализом, и тогда мы будем иметь также и физическое доказательство неслучайности психических аналогий. Все более активно применяется цвето-лечение, что также заставляет внимательнее отнестись к цветовым аналогиям, которые мы устанавливаем в Зодиакальном круге. Это нужно для того, чтобы успешно оперировать тем или иным цветом в определении проблематичной планеты или сектора Зодиака, и мы смогли бы использовать его для включения и корректировки данного качества. В описании каждого основного цвета сначала приводится его психологическая и физическая характеристика, и затем — как вывод — тот знак, планета и дом, которому он соответствует. Иногда астрологи разъединяют эти понятия, и возможно, считают, что должны различаться и цвета. Социально-культурные и эмоциональные особенности Одновременное рассматривание одних и тех же несамосветящихся предметов или источников света несколькими наблюдателями с нормальным цветовым зрением, в одинаковых условиях рассматривания, позволяет установить однозначное соответствие между спектральным составом сравниваемых излучений и вызываемыми ими цветовыми ощущениями. На этом основаны цветовые измерения (колориметрия). Такое соответствие однозначно, но не взаимно-однозначно: одинаковые цветовые ощущения могут вызывать потоки излучений различного спектрального состава (метамерия).Определений цвета, как физической величины, существует много. Но даже в лучших из них с колориметрической точки зрения часто опускается упоминание о том, что указанная (не взаимная) однозначность достигается лишь в стандартизованных условиях наблюдения, освещения и т. д., не учитывается изменение восприятия цвета при изменении интенсивности излучения того же спектрального состава (явление Бецольда — Брюкке), не принимается во внимание т. н. цветовая адаптация глаза и др. Поэтому многообразие цветовых ощущений, возникающих при реальных условиях освещения, вариациях угловых размеров сравниваемых по цвету элементов, их фиксации на разных участках сетчатки, разных психофизиологических состояниях наблюдателя и т. д., всегда богаче колориметрического цветового многообразия.

Например, в колориметрии одинаково определяются некоторые цвета (такие, как оранжевый или жёлтый), которые в повседневной жизни воспринимаются (в зависимости от светлоты) как бурый, «каштановый», коричневый, «шоколадный», «оливковый» и т. д. В одной из лучших попыток определения понятия Цвет, принадлежащей Эрвину Шрёдингеру, трудности снимаются простым отсутствием указаний на зависимость цветовых ощущений от многочисленных конкретных условий наблюдения. По Шредингеру, Цвет есть свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, визуально не различимым для человека. Поэтому предметный характер ассоциативного восприятия в катарсисе не может сопоставляться со словесным выражением вытесненных эмоций в цветотерапевтическом психоанализе, ибо в первом случае метамерные цвета бессознания индивид ассоциативным путем опредмечивает и переживает вовне без участия сознания, а во втором – вербализует вытесненные в бессознание эмоции и сознательно их анализирует, делая соответствующие логические выводы.Этот пример призван показать, что применение хроматической модели интеллекта позволяет совместить в цветовой терапии огромное множество опытных, экспериментальных и теоретических данных на основе единого представления о внутреннем цветовом пространстве человека, определенным образом взаимодействующим с цветовым пространством окружения.Методические принципы диагностики и терапииОчевидно нормы в цвете все же существуют, хотя они и весьма индивидуальны даже в пределах своих половозрастных, социальных и других групп. Именно поэтому “нормой” в цветолечении считается субъективное отношение пациента к своим устремлениям, по тестам Люшера, при их хроматическом соотнесении с реальными цветами компонентов интеллекта по хром-тестам. Допустимые отклонения выражаются в единицах, удобных для используемой системы и различаются для разных цветов и систем измерений. В качестве примера, таблица 2.2 демонстрирует цветовые допуски возможных отклонений цвета, совпадающего с зеленым (По Манселлу, G 6/2 – цветовой тон зеленый, светлота 6, цветность (=насыщенность) Обычно же цвет связан с определенными вещами. И всем, наверное, понятно, что цвет шляпки будет воздействовать совсем иначе, чем цвет юбки. Эта проблема в лечении цветом приобретает особо важный характер. И вызвана она не столько эстетическим, сколько этическим соотнесением человеческого “низа” и “верха”. Социального и сексуального.Единой нормы не существует ни для людей с различным здоровьем или темпераментом. Характером или социальным положением. То, что в одном случае оказывается полезным для “верха”, может быть противопоказано для “низа” в другом. Аналогичное заключение относится к “правому” и “левому” (логическому и эмоциональному) при современных тенденциях к модной асимметрии в одежде. И никакая ссылка на замедленность цветовоздействия не может спасти неграмотного терапевта. Цвет медленно, но действует, и тем более, при длительном (пролонгированном) лечении, которое в быту еще называют ношением одежд модных или немодных цветов.

Цвет одежды воздействует на нас тремя путями. Во-первых, существуют кожные рецепторы, которые передают бессознанию необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Второй путь – это зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания. И наконец, третий путь – это окружающие нас люди, которые воспринимают цвета и ведут себя с нами в соответствии с этим восприятием.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 510 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...