Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 11. Создание художественного образа



Функции и образ костюма. Основные типы образного решения костюма. Влияние художественного стиля одежды. Стиль как характеристика современной моды. Проблема поиска индивидуального стиля в одежде. Индивидуальный стиль одежды как компонент имиджа.

Одно из основополагающих понятий художественного проектирования — понятие «костюм». Понятие «костюм», как и понятие «одежда», следует рассматривать по отношению к человеку; его фигуре, телу и образу. Костюм и одежда покрывают тело человека, но функциональные особенности их различны. Одежда служит человеку для того, чтобы защитить, спрятать, облагообразить его. Под костюмом понимается определенная образно-художественная система частей одежды и обуви, характеризующая индивидуальность человека или общественную группу людей. В понятие «костюм» входит:

одежда,

обувь,

прическа,

головной убор,

перчатки, украшения,

грим.

Костюм можно рассматривать только в связи с определенным образом человека, манерой ношения, пластикой и характерными жестами, что отличает это понятие от понятия «одежда», т.е. костюм несет в себе психологическую или образную характеристику. Можно сказать, что костюм — обычай, т.е. внешнее проявление чего-то устоявшегося, существенного.

Костюм — это ритуал, объект выражения большинства, акт узнавания, знакомства. Вместе с этим костюм — способ, образ действия, манера, способ, метод, система, правило.

Костюму в процессе познания общественного развития отводится очень большая роль.

Костюм может раскрывать и воплощать в художественно убедительной форме достоверный социальный опыт, служить своеобразным источником информации.

Через костюм можно выразить индивидуальность человека определенной этнической группы. Поэтому костюм является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру, цивилизацию. Он может выражать философские идеи и воплощать их в геометрических концепциях формы. Костюм дает возможность фиксировать серьезные пе­ремены в обществе и кристалли­зовать черты времени.

Образ костюма.

Образ костюма понимается через образ определенного лица, через его индивидуальные особенности, обобщающие и выражающие черты времени. Например, в период между первой и второй мировой войной привлекательная индивидуальность актрисы Греты Гарбо была связана с простейшим функционализмом ее портного Крэвфорда, в послевоенный период кредо Кристиана Диора выразилось в натурализме, Пьера Куррежа — в неокубизме, своеобразной деформации, Ива Сен Лорана — в обнаженности.

Костюм и сам по себе имеет в какой-то мере образные начала, свой набор элементов, с помощью которых достигается эмоциональная и эстетическая выразительность. Иными словами, одни и те же формы и цвета, сочетаемые в разных объемах, пропорциях, ритмах и последователь­ности, создают впечатления, подчас совершенно противоположные.

Но, пожалуй, самым важным фактором, определяющим образ и форму костюма, является человеческая фигура с ее изгибами, осанкой. Фигура обусловливает и характер форм костюма, и ритм их расположения, и цвет, и детали.

Понятие «костюм» связано с образом или типом человека, его фигурой, историческими событиями, стилем или обычаями, традициями, т.е. глубинными слоями культуры. Костюм несет в себе психологи­ческую и образную характеристику. Например, мы говорим: женский костюм эпохи Французской револю­ции, костюм эпохи бидермейер, ам­пир, костюм джентльмена из де­ловых кругов. В XX в. слово «костюм» несколько утратило свое первоначальное зна­чение, и теперь это слово употреб­ляется в понятии либо исторического костюма, либо театрального, либо ансамбля, наиболее полно и ярко характеризующего образ. Костюм отражает длительные и серьезные изменения на историчес­ком этапе и более связан с понятием современности, чем моды. В то же время он должен обладать таким арсеналом средств, который может выявить образ личности как социаль­ной единицы или индивидуальности как личности. В этом смысле костюм не столь подвержен моде, ибо он не успевает срастись с ее относительно новыми и контрастными форма­ми, а модный костюм не успевает стать обычаем, привычкой даже на короткий срок.

Понятие «костюм» имеет три значения:

1) костюм как выражение образа эпохи или периода (модный, стилевой);

2) костюм как выражение индивидуальности (образ человека, театральности);

3) национальный костюм.

Стиль

Понятия «стиль» и «мода» существуют на протяжении многих веков развития форм одежды и обуви. Проектирование любого предмета всегда происходит в рамках определенного стиля, который накладывает отпечаток на его форму, конструкцию, детали, декор.

Под словом «стиль» мы подразумеваем исторически сложившуюся, относительно устойчивую общность признаков образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленную единством идейного содержания. Эта общность проявляется одновременно во всем: архитектуре, литературе, живописи, костюме и вытекает из политической, психологической и экономической жизни общества. Для каждого стиля характерен своеобразный круг идей, образов, тем, композиционных приемов.

Классификация стилей тесно связана с историческими и социологическими закономерностями развития мира. Каждый из известных стилей в своем развитии проходил три стадии: вначале ему было присуще нечто демократичное и конструктивное, затем он начинал приобретать черты декоративности и, наконец, предельной орнаментации предмета, которая разрушала конструктивные основы стиля и приводила его к гибели.

Условно в истории развития европейского искусства можно выделить стили: классический, средневековые (византийский, романский, готичес­кий), эпохи Возрождения, барокко, рококо, ампир, современный.

Каждая эпоха, стиль, культура непременным условием ставили обязательность связи между средой и костюмом, архитектурой и предметами прикладного искусства. Органичное слияние костюма с окружающим миром предметов и архитектуры является стилевым признаком куль­туры.

Стиль отражает существенные факторы в жизни общества. Глубокие связи мы находим в пределах стиля между различными формами искусства; эти связи характеризуют определенную культуру в целом. Несмотря на разницу в материалах, задачах и масштабах, архитектура, скульптура и костюм следуют сходным законам формообразования, подчиняются единым принципам построения и символическим системам.

Каждый исторический период «выбирал» характерные для себя формы, диктовал определенный идеал человека, выраженный в значительной степени через костюм.

Образы и формы, к которым прибегают художники для выражения своих идей, находятся как бы в одной «кладовой» — хранилище стиля. В основе идеи формы костюма любого исторического периода были образ и фигура человека — полная или худая, с определенным пластическим изгибом. Фигура человека была модулем и для архитектуры. В основе древней архитектуры также лежит единое стилевое и образное начало. Каждая эпоха развивала свои специфические пропорции и масштабы эстетического идеала человеческой фигуры, геометрические объемы формы и цвета.

Дизайн в костюме более непосредственно, чем другие виды творчества, ощущает на своей конечной продукции практическое влияние стилеобразующих процессов, которые оказываются связанными не только с творчеством дизайнеров, но и с характером производства изделий, со вкусами и ценностными ориентациями потребителей, с темпами морального устаревания элемен­тов костюма.

Для любого стиля, в том числе и современного, характерны формализация и известная унификация средств художественной выразительности. По мере расширения масштаба вовлечения в культурное общение географических регионов происходит и расширение границ стилевого единства. Стилевое единство всегда способствует повышению художественного уровня произведений.

Стиль рассматривается как некая данность в нашем сознании. Стиль создается временем, эпохой, общественной группой. Стиль не только отражает, но и диктует формулы поведения жизни общества. Он вызывает к жизни и изобретает только те элементы, которые наиболее точно отражают его идеи и ценности. Поэтому, стиль – это не только общность образов, средств и художественных приемов выражения, но и стабильность, замкнутость и прочность связи элементов системы. Не случайно Г. Шанель говорила, что мода меняется, а стиль – никогда. Внутренние изменения в пределах стиля происходят в результате перегруппировки элементов, «очищения» от случайных тенденций, модных всплесков и т.д.; все это работает на формирование его собственных черт.

Во все периоды истории стиль был ориентирован на некий образ: человек сильный и здоровый, как отражение земных богов, человек-герой со своими личностными характеристиками. Каждая личность способна создать свой мир, внести неповторимое и новое, создать свой ореол, воплотить индивидуальность в любой вид искусства. Для XX века характерен особый синтез искусств и их взаимопроникновение.

Театр, костюм, архитектура, литература, музыка, живопись – в XX веке синтез их был настолько плодотворен, что создавались не только общие по стилю произведения, но и современные проекты, связывавшиеся для общей работы людей из таких разных, казалось бы, сфер искусства как литература и архитектура.

В каждом десятилетии XX века роль лидера, определяющего ориентиры, брали на себя то музыка, то кино, то литература. В начале века – это балет, костюм, живопись, в 20-х годах – архитектура, музыка – в 30-х, 40-х – литература, кино, в 50-х – театр, кино и мода.

Особенностью стилей XX века является их кажущаяся более частая, чем в предыдущие столетия, смена и взаимопроникновение всех жанров искусств друг в друга.

Подлинным революционером в начале XX века стал Поль Пуаре, выразивший в костюме стиль «Модерн». Пуаре, освободив женщину от корсета, создает силуэт, повторяющий изгибы тела, который приносит ему славу. Пуаре становится звездой, его узнают на улицах и в ресторанах. Пуаре собирает вокруг себя талантливейших иллюстраторов, художников и дизайнеров: Поля Ириба, Жоржа Лепапа, Эрте, Мариано Фортени, Андре Дерена, Рауля Дюфи.

Дружба Пуаре с фовистами (Рауль Дюфи, Вламинк, Дерен) привела к появлению в его костюмах тканей, созданных этими художниками. Особенно много тканей создал для Пуаре Дюфи. Во многом стиль Пуаре обязан двум смелым танцовщицам, вдохновившим его на «объявление войны корсетам». Это – Айседора Дункан и Мата Хари.

Новую тенденцию в стиле выразили костюмы, выполненные для балета «Русские сезоны».

В 20-е годы складывается самое влиятельное дизайнерское движение XX века: Баухауз в Германии и Вхутемас в России, которые определили идеологию стиля этого века.

Ведущим Кутюрье 20-х годов становится Шанель.

Главной фигурой, определявшей направление моды 30-х годов, как в Париже, так и в Голливуде, стала Эльза Скьяпарелли.

Послевоенный этап в моде характеризуется возвратом к прежним традициям, к женственности, к тонкой талии и широкой удлиненной юбке, к простой прическе. Коллекция «New-Look» Кристиана Диора стала выражением этих идей.

60-е годы. Культ куба, геометрических форм, обращение с фигурой, как неким объектом. Модный подростковый образ пережил свое второе рождение.

В 70-е годы – наблюдался взрыв разнообразия. Мода более не являлась единой модой для всех, каждая группа ориентировалась на свои модные стандарты и образцы.

Стиль — это категория формы. Форма реализует определенное содержание, обладая при этом известной самостоятельностью. Идеи сопутствуют стилю, они могут им управлять, но не являются его пря­мыми носителями. За стилем как общностью формы располагаются другие общности и системы: система мировоззрения, общность метода, си­стема жанров, иконографическая об­щность. Все они находятся во взаи­мозависимости со стилем — управ­ляют им или подчиняются ему, но не совпадают с ним.

Стиль — категория надличностная, художник может восстать против него, опровергнуть его своим твор­чеством, но он это делает внутри стиля, образуя «локальное» стилевое направление, или стиль определен­ного автора. В XX в., когда движе­ние ускоряется, воля художника бо­лее активно воздействует на «волю стиля». В большинстве случаев взаимоот­ношения стиля и художника кон­фликтны, что говорит о надличност­ном характере стиля. Например, стиль работает на художника, и се­крет успеха мастера заключается в его умении соответствовать запро­сам стиля; художник помогает кано­низировать стиль, доводит его до определенной точки, за которой тот уже обречен либо на изживание, либо на самообновление; наконец, в XX в. наблюдается последователь­ное отрицание каких-то стилевых принципов (Пабло Пикассо).

1970-90-е годы – это время художников моды. Дизайнер должен учитывать изменения потребительских предпочтений, стараясь найти свою нишу на рынке моды – группу потребителей, которые выберут его стиль. Успех модельера зависит от того, насколько он сумеет создать свой узнаваемый, отличающийся от других стиль. Любое направление находит своего потребителя.

Искусство XX в., провозгласившее воссоздание знаемого, а не только видимого, всячески расширяет гра­ницы этого знаемого, что открывает путь, например, к новому пониманию эклектики и стилизации как состав­ляющих стиля.

Задача художника состоит в том, чтобы понять, каким образом он вошел в стиль, и строить свои взаимо­отношения с ним, исходя из чувства собственного творческого предначер­тания. Потребность в стилистическом единстве проявляется множествен­но — и в поисках единства региональ­ных и творческих школ, и в целевом функциональном единстве стиля, и в тех формах стилистического единст­ва, которые возникают из единства условий жизни, инженерно-промыш­ленных процессов.

Мода — непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. В отличие от стиля мода характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением внешних форм предметов быта и художественных произведений.

Понятие «мода» относится преимущественно к явлениям культуры. Так как культура охватывает широкий круг вопросов жизнедеятельности людей, в это понятие включают материальные и духовные ценности, выработанные человечеством в процессе его развития. Понятие «мода» в отличие от понятия «стиль» относят к внешним формам культуры. Оно не распространяется на такие явления, как идеология общества, которая определяется его экономической структурой. Однако мода может затрагивать отдельные явления. Например, может быть мода на некоторые философские концепции, теории, поэтов, художников, на манеру поведения. Модными принято называть явления, вызывающие достаточно массовый интерес и положительную оценку. Неотъемлемой особенностью модных оценок является их временной характер. Мода может распространяться на вещи, созданные в далеком прошлом. Однако произведения народного творчества, а также великих мастеров прошлого мы не назовем модными. Это вечная ценность, хотя периодически мода может возникать то на предметы народно­го творчества, то на произведения мастеров той или иной эпохи. Преходящий характер моды вызывает ее «моральное старение» прежде, чем она успеет исчерпать все свои формы. Источники существования моды и двигатель психологических механизмов следования ей коренятся в явлении социального престижа.

В моде есть и положительные, и отрицательные стороны. Мода отражает стремление людей к постоянной новизне, смене форм, желанию установить стабильность в стиле. С помощью моды то или иное явление охватывает большую группу людей, вводит в жизнь новые достижения науки и техники. Вместе с тем, исходя из требований производства и сбыта, моду можно использовать как форму организации спроса на ту или иную продукцию. В костюме мода проявляется особенно активно. Ведь главное при создании костюма формирование определенного, идеального образа человека с помощью деталей одежды, обуви, грима. Следовательно, заимствуя тот или иной костюм, мы вольно или невольно перенимаем и черты нового образа с его определенным идеологическим содержанием.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3159 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...