Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учения зарубежных педагогов о дошкольном воспитании: учения Я.А. Коменского, Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори



Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Востока, Китая, Египта, Греции, на Руси.

Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания истины с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический метод» или «эвристическая беседа». В этих беседах Сократ стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности.

Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и воспитания граждан. Платон считал что человеку от рождения свойственны три части: разумная, волевая и чувственная.

Ученик Платона философ Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан, которую и воплотил будучи учителем А.Македонского. Воспитание, по Аристотелю, есть единый процесс, имеющий три стороны: физическое воспитание, нравственное и умственное. Основные предметы подлежащие изучению: арифметика и рисование как полезные в домашнем обиходе, гимнастика для развития мужественности и музыка для общего развития.

Учение Яна Амоса Коменского о материнской школе.

Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста. Он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии. Коменский подчеркивал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека».

Основываясь на принципе природосообразности, который он понимал как универсальность, всеобщность законов развития природы и человека, Коменский разработал возрастную периодизацию. Характеризуя периоды развития человека (детство, отрочество, юность, возмужалость), он уделил особое внимание первому из них, который длится 6 лет. Коменский считал, что в этот период, когда происходит усиленный физический рост и развитие органов чувств, младшие дети должны воспитываться в материнских школах, семье, руководимые мудрыми матерями, обладающими педагогическими способностями и любящими своих воспитанников. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом развитки детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она - основное средство развития детей.

Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.

Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.

С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.

Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть.

Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.

Многие положения Коменского - о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики. Выдающийся труд Я. А. Коменского «Материнская школа», написанный почти три с половиной века назад, был первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало продуманной и организованной работе с маленькими детьми в соответствии с их возрастными особенностями.

Особое место в истории педагогической мысли занимают труды известного философа и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712–1778). Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. (ребёнок-чистый лист) А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Он требовал считаться с интересами ребенка, не подавлять его свободы. Руссо выделил три источника воспитания: природу, людей и окружающие вещи.

Школа для малолетних детей Г. Песталоцци

Большой вклад в развитие теории дошкольного воспитания внес выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци (1746-1827). Он жил в период разрушения феодальных общественных отношений и перехода к капитализму, видел широкое обнищание народа и распад прежних моральных норм. Мечтая об улучшении положения народа, Песталоцци считал, что это может быть достигнуто в результате правильного воспитания и всеобщего образования.

Песталоцци считал, что каждому ребенку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учетом закономерностей психического развития детей.

Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от близкого к далекому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность.

Песталоцци ставил перед системой воспитания задачу гармонического - физического, трудового, нравственного и умственного развития всех детей. Он предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребенка естественных движениях.

Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания являются, во-первых, распространение доброжелательного, любовного отношения ребенка от ближайшего окружения, на все более широкий круг людей, явлений, предметов и, во-вторых, собственный положительный опыт детей (необходимость поступиться и чем-то пожертвовать ради других, проявить какие-то усилия и т. п.), накопленный ими с помощью педагогов. На основе подобного опыта упражнений в нравственных поступках ребенок учится поступаться личными интересами, получая удовлетворение от сознания, что помог другим.

В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два чрезвычайно важных положения, во многом определивших его значение в истории педагогики. Первым было доказательство и пропаганда необходимости широчайшего применения наглядности в процессе обучения. Исходным моментом познания Песталоцци считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения. Число, форма и слово (название) характерны для всех предметов, являются самыми простыми элементами, поэтому ребенка следует прежде всего научить считать, измерять и говорить. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение.

Другим важным положением Песталоцци была идея о развивающем обучении, т. е. таком построении процесса учения, которое ведет не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности.

Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребенка об окружающем мире.

Детские сады Ф. Фребеля

Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852).

Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.

Вместе с тем Фребель пропагандировал ценную и важную мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей жизни. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников.

Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире.

Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию. Много ценного содержалось в предложениях Фребеля о работе детей с различными материалами (палочки, мозаика, бусы, солома, бумага).

Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольной организации. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

Дома ребенка М. Монтессори

В области общественного дошкольного воспитания периода особенно выделяется видный итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952). Одним из фундаментальных трудов М.Монтессори является: Дом ребенка. В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного возраста, осуществлялась своеобразная система воспитания.

От воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Но при этом влияние воспитателя сохранялось безусловно и несомненно. Прежде всего, дети воспитывались в четко выраженном религиозном духе, на котором строилось все нравственное формирование. Использовались специальные упражнения для выработки послушания. Отрицание коллективных форм деятельности детей, занятия с отдельным ребенком вели к возникновению у детей резко индивидуалистических черт.

Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов чувств, для чего разработала соответствующий дидактический материал. В основу занятий были положены материалы и упражнения, взятые из практики работы с умственно отсталыми детьми. Система упражнений была направлена на выработку у детей определенных умений и навыков: различать предметы по форме, весу и цвету, узнавать разнообразные звуки и запахи.

Подвергнув глубокой и основательной критике оторванную от жизни индивидуалистическую педагогику Монтессори, прогрессивная педагогика взяла на вооружение некоторые ее ценные находки. Это особенно относится к разнообразным дидактическим материалам и методам использования их в сенсорном воспитании.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...