Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Многовековое развитие социально-экономической мысли свидетельствует о том, что проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума. Так, в античной философии ставилась проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и политическими отношениями, предпринималась попытка раскрыть ее роль в общественной жизни. Безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением недоброжелательства и злой воли сверхъестественных сил.
Исключение составлял Демокрит, который подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ. Именно так, по его мнению, возник человек, а причиной объединения людей и создания общества была нужда, т.е. необходимость повышения степени защиты каждого.
Аристотель содержание безопасности также сводил к проблеме самосохранения. Он считал, что безопасность определяется как естественное чувство человека, что природа вложила в каждое существо естественное чувство любви к себе.
С развитием эллинского общества, ростом его богатства модифицировался и критерий безопасности, но все равно он связывался с самосохранением личности, улучшением условий жизни, повышением комфортности. Это подтверждают слова философа Эпикура о том, что «самой настоящей безопасность бывает благодаря тихой жизни и удалению от толпы».
В Греции классического периода индивидуум не мыслился вне государства. Поэтому все считали условием безопасности существования отдельного человека жизнь его в обществе. Демокрит рассматривал безопасность как неотъемлемый атрибут государства, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан.Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили другие мыслители. Платон, исходя из разделения труда между сословиями, полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан, их процветание и благополучие должны основываться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на торжестве справедливости - основного принципа идеального государственного устройства. Каждому гражданину справедливость отводит особые занятие и положение. Поскольку потребности граждан разнообразны, а способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограниченны, постольку возникает необходимость образования общежития или государства. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в единое целое, способное к гармоничному развитию. Оно призвано, с одной стороны, обеспечивать гармонизацию интересов, удовлетворение разумных потребностей граждан, а с другой - защищать их (в случае необходимости) от посягательств извне.
Согласно Аристотелю, государство представляет собой высшую форму общения между людьми. Оно возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между отдельными семьями и родами, ради обеспечения их безопасности и благополучия. Поэтому человек по природе - существо политическое (государственное). И если же кто-либо в силу своей природы, а не случайных обстоятельств живет вне государства, тот либо выше человека, либо недоразвит в нравственном отношении. Любой человек становится совершенным гражданином только в рамках государства, которое позволяет ему обрести личную свободу и безопасность.
.
В античной философии безопасность рассматривалась в тесной связи с хозяйственными отношениями, основу которых составляло разделение труда применительно к рабовладельческому строю, и трактовалась в контексте становления политических отношений и социальных учреждений, призванных обеспечить безопасность граждан и государства в целом. Логическое завершение эти идеи получили в эллинистическую эпоху, где были окончательно определены и зафиксированы политико-правовые основы концепции безопасности. Римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться лишь с помощью права. Последнее должно официально закрепляться в законодательном порядке, благодаря которому регламентируются все социально-экономические отношения в обществе.
В эпоху становления христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного провидения, как функция веры. Характерная черта христианской мысли этого периода - выработка морально-этических догм, в соответствии с которыми должна строиться мирская жизнь всех слоев общества. Определяющими принципами этих догм стали первичность духа и вторичность материи, превосходство духа над плотью. В связи с этим изменилось понимание безопасности, которая стала истолковываться в контексте божественной предопределенности бытия. Кардинально поменялся принцип безопасности: античный принцип самосохранения и выживания личности и государства превратился в принцип спасения и сохранения души. Это предопределяло фатализм людей, каждого человека. Подобное толкование безопасности неизбежно вело к утрате ее социальной направленности.
Развитие христианства, Реформация привели к изменению понимания сущности безопасности и условий ее обеспечения. Католицизм формировался как военизированная организация, решающая задачу обеспечения собственной безопасности специфическими методами, протестантизм - как религия, опирающаяся на ценности рыночного индивидуализма, решает задачу обеспечения безопасности с соответствующим предпочтением методов индивидуальной экономической защищенности. Православие сохранило исходную христианскую общесоциальную направленность веры во всеобщее спасение - отсюда соборность как сущность безопасности личности, реализуемая только в ее единстве с обществом, и понимание святости труда как основы бытия общины.
В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из его наиболее ярких приверженцев был английский ученый Т. Гоббс, трактовавший проблему безопасности применительно к своей теории происхождения государства. Ее исходные постулаты таковы:
во-первых, человеческая природа естественна, неизменна и всегда остается тождественной самой себе;
во-вторых, все люди равны от природы по физическим и умственным способностям, следовательно, они обладают равными естественными правами;
в-третьих, человеческое общество проходит два состояния: естественное (первобытное) и гражданское.
Естественное характеризуется «отсутствием собственности, отсутствием владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим». Здесь каждый индивид стремится осуществить свое естественное право, не считаясь с естественными правами других, вследствие чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии действует всеобщий принцип человеческого поведения - война всех против всех, который противоречит стремлению людей к самосохранению, безопасности и нормальной жизни. Поэтому, будучи существами разумными, они договариваются между собой о принципах совместного существования. Так возникает государство, знаменующее переход от естественной фазы развития к гражданскому обществу, в котором на законном основании ограничиваются и регламентируются права всех и каждого в отдельности. Государство призвано поддерживать и защищать эти права, в том числе и право каждого человека на личную и общественную безопасность.
Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого - Д. Локка, в работах которого она обрела классическую форму. Различая вслед за Т. Гоббсом два состояния человеческого общества, Д. Локк вместе с тем считал, что естественное состояние вовсе не означает полного бесправия и постоянной вражды одних людей с другими, напротив, его теория характеризовалась естественной свободой и равенством. Основные принципы естественного права - личная свобода и частная собственность - создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило сформулировать следующее утверждение: причина перехода от естественного состояния к гражданскому обществу - не война против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность.
Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.). Разделяя теорию общественного договора, они считали, что общество возникло путем договора объединившихся людей, в соответствии с которым люди обязывались оказывать друг другу услуги. Вступая в общественную жизнь, они отказываются от части свободы в предвидении выгод, которые должна им дать жизнь в обществе. Они берут на себя определенные обязательства в отношении общества при условии выполнения обязательств общества по отношению к ним. Люди объединились в общество, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью. Государство обязано гарантировать им все их права. Экономическое обоснование естественного права безопасности было дано представителями английской классической политической экономии - А. Смитом и Д. Рикардо.
Большое влияние на понимание социально-экономической сущности безопасности оказало развитие эволюционных теорий естествознания, что привело к трактовке безопасности как общебиологического явления, характеризующего условия нормальной жизни не только социальных, но и сложных биологических систем.
Известно, что классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности общества и не издавали по ней фундаментальных работ. Однако дух марксизма-ленинизма прямо выводит на эту проблему, и все научные исследования К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина освещают ту или иную сторону безопасности конкретно-исторического общества. Трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления, а это альфа и омега марксизма.
Однако как для общества в целом, так и для людей производство и потребление материальных благ еще не полная гарантия безопасности. Подлинная марксистская экономическая наука включает не только создание основ жизни человеческого общества, но и обеспечение всех условий его воспроизводства. Одно из таких условий - защищенность общества от внешних и внутренних воздействий. Поэтому военная экономика (которую часто называют III подразделением) как в теории современного марксизма, так и в соответствующей практике управления всегда присутствует в структуре общественного производства каждого развитого общества.
Войны, революции XX в. выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике, науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является В. Парето. Эта проблема поднималась им в исследованиях первой четверти XX в., в которых безопасность общества характеризовалась как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания, обороноспособности государства, зависящих в свою очередь как от определенных внутренних, так и внешних параметров.
Впоследствии появилась точка зрения, что эта взаимосвязь распространяется в основном на развивающиеся страны, на безопасность которых влияют как внутренняя, так и внешняя политика. Для промышленно высокоразвитых стран Запада, которые характеризуются высоким стабильным развитием как экономической, так и политической системы общества, проблема безопасности якобы сводится исключительно к обеспечению внешней безопасности. Конечно, в данной дискуссии не правы критики В. Парето. Он совершенно правильно ввел в методологию анализа все возможные факторы влияния на развитие исследуемого процесса. Такой подход позволяет впоследствии, при изучении конкретных событий или при прогнозировании ситуации в определенных условиях, придавать факторам влияния необходимое значение, реально определяющее удельный вес каждого из них от 0 до max.
Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества. В его основе лежит исходное, основное и ряд производных положений - теоретических принципов, отражающих уже закрепленную в научном сознании систему идей - обобщенных положений, т.е. философия безопасности общества. В США (идеология этой страны, как никакой другой, фактически исключает историзм и опирается на текущее время) нет никаких дискуссий по поводу необходимости безопасности. Историческая миссия страны определена, интересы ясны, государственная доктрина, их выражающая, полностью и успешно реализуется и пользуется широчайшей реальной социальной поддержкой - безопасность страны является мощнейшим фактором консолидации общества. В ежегодном докладе «Стратегии национальной безопасности» США конституирующим положением является признание того, что глобальная и собственно американская безопасность зависит в первую очередь от утверждения лидирующей роли США в мире. Провозглашение права применения любых средств для защиты интересов США, простирающихся на весь мир, включая применение превентивных мер боевого воздействия, опирается на экономическое и военное превосходство, волю политического руководства, единство нации в этом вопросе.
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия безопасности США сводится к обеспечению гегемонии их национально-государственных интересов во всем мире. Президент Б. Клинтон еще в 1994 г. в Послании о стратегии национальной безопасности заявил, что «холодная война», может быть, и закончилась, но потребность в американском лидерстве за рубежом остается по-прежнему очень большой. Это положение реализуется как закономерность, стирающая грань между внутренней и внешней политикой. США имеют небывалые, даже для американской практики, возможности и права в международных отношениях: проблемы любой страны могут рассматриваться ими как свои внутренние. Администрация Дж. Буша-мл. в этом направлении идет еще дальше. В частности, она выступила с законодательной инициативой: официально разрешить спецслужбам, исходя из интересов США, по заданию администрации физически устранять лидеров других стран (независимо от факта его демократического избрания и отношения к нему народа) - это к вопросу о приверженности курсу демократии. Далее, США формируют список стран- изгоев, к которым под видом борьбы с терроризмом они могут отнести любые страны и «наведение порядка» в которых (т.е. агрессия США) не требует не только одобрения мирового сообщества, но даже консультаций с союзниками.
«Стратегия национальной безопасности» США - документ, который администрация ежегодно разрабатывает и публикует как декларацию политического курса, выработанного на основе анализа возможностей страны и тех «вызовов», с которыми она может столкнуться. После теракта 11 сентября 2001 г. проблемы терроризма введены в качестве приоритетов в систему национальной безопасности (даже создан специальный государственный орган). Более того, в июле 2002 г. президент США выступил со специальным Посланием, в котором представил документ принципиально нового характера - «Национальную стратегию внутренней безопасности».
Понимание многих проблем безопасности (особенно в части их практического рассмотрения и решения) было найдено в России, вся история государственного строительства которой базировалась на осуществлении принципа безопасности страны, а с правления Ивана IV этот принцип модифицировался в основной критерий государственного управления (т.е. безопасность державы стала основным принципом отбора вариантов управленческих решений).
В России впервые в государственном лексиконе было применено понятие «интересы России». Его в 50-60-е гг. XIX в. ввел в употребление величайший дипломат той эпохи, великий патриот, канцлер князь А.М. Горчаков. Таким образом, национальные интересы в России стали выявляться, осознаваться и формулироваться еще до становления современного западного государственного, в том числе и американского, устройства. Еще 150 лет назад Горчаков считал, что основа безопасности, в том числе и внешней безопасности страны, кроется во внутренней ее готовности к отстаиванию национальных интересов. Он говорил, что настоящая политика России не за границей, а внутри России. После поражения в Крымской войне и лишения России какого-либо военного присутствия на Черном море казалось, что унижение страны будет очень длительным. Ответом врагам России стала знаменитая горча- ковская фраза: «Говорят, что Россия сердится. Нет, она не сердится, она собирается с силами». Тогда Россия приступила к великим реформам.
Прорывом в проблеме общей безопасности стало учение А. Богданова об условиях и факторах обеспечения равновесности систем, и прежде всего социальной, ибо вне этого состояния невозможно существование самой системы. Высшая форма организованности (защищенности) - «триединая организация - вещей, людей и идей». Нарушение равновесности системы может привести к ее негативному или позитивному изменению. Первое означает разрушение, второе - ее развитие. Именно этим определяется степень безопасности состояния социальной системы. А.А. Богданов был известным социал-демократом, в связи с чем все его учение исходит из философии марксизма, опирается на нее и развивает ее.
Важно подчеркнуть, что марксистская общественная и прежде всего экономическая наука послужила теоретической основой практического построения новой общественной формы государственности, и за кратчайшее время была создана сильнейшая держава - Советский Союз, - опередившая за какие-то полтора десятка лет все страны мира в социальном, политическом и военном отношениях и занявшая второе место в мире по экономике. СССР не только стал примером огромного общественного прогресса, но и вынудил большинство стран мира прогрессивно решать многие социальные задачи. Но, обеспечив величайший прогресс человечества и усилив его безопасность, СССР не уберегся от гибели из-за нарушения внутренней стабильности и забвения в государственном управлении стратегических интересов безопасности, что, в частности, явилось следствием неразработанности целостной научно обоснованной концепции развития общества и соответственно отсутствия теоретико-методологических основ функционирования системы национальной безопасности.
Сказанное нельзя понимать так, будто бы отсутствие теоретического, обобщающего определения безопасности предполагало в дореформенной России ее повсеместное несоблюдение на практике. Это не так хотя бы потому, что в недавнем прошлом в стране отдельные виды безопасности были высокоразвиты. Это касается не только высокоорганизованных систем оборонной и государственной безопасности, на которые, как правило, ссылаются как на признак тоталитарного режима. Необходимо подчеркнуть, что такой широкой сети безопасности на уровне эмпирических разработок не было создано ни в одной стране мира, причем реализовывались они повсеместно и тщательно. Однако они не обеспечили обшей безопасности общественно-политической системы. Прежде всего оказалась существенно ниже общественно необходимого уровня экономическая защищенность страны, что подтвердил проигрыш в соревновании двух мировых систем. В результате развала механизма централизованного государственного управления производством и распределением ресурсов, обеспечивающих безопасность общества, эта мощнейшая конструкция рухнула и восстановлению (на тех же принципах) в ближайшие годы не подлежит.
Необходим новый подход, и он разрабатывается. Особую роль в выработке современной научной идеологии безопасности общества с начала перестройки играют ученые Российской академии наук (РАН). В качестве особого
принципиального этапа в формировании научного знания по этой проблеме можно выделить 1987 г., когда была опубликована статья акад. В.А. Легасова, где обосновывалась необходимость создания единой системы обеспечения безопасности государства. Уникальной в дальнейшем решении этой проблемы представляется роль Института экономики РАН (ИЭ РАН). В 1994 г. академик Л.И. Абалкин открыл в журнале «Вопросы экономики» дискуссию по проблеме научного обоснования практических вопросов обеспечения национальной безопасности страны. В том же году под руководством академика РАЕН В.К. Сенчагова группой ученых и специалистов по заданию Совета Безопасности РФ (Совбез РФ) разработаны Концепция экономической безопасности Российской Федерации, Основные положения и развернутый научный доклад в обоснование ее. За 1996-2002 гг. в ИЭ РАН под руководством Сенчагова издан четырехтомник «Экономическая безопасность». В настоящее время ИЭ РАН инициирует постановку вопроса о необходимости и возможности создания принципиально новой системы абсолютной национальной безопасности, основанной на разработке мер, активно воздействующих на комплекс стратегических вызовов и предотвращающих их превращение в систему неконтролируемых угроз. В рыночных условиях речь идет о разработке концепции безопасности общества, которая требует новой методологии.
Проблема обеспечения безопасности для России всегда была достаточно специфичной, что предопределялось особенностью государственных интересов и их реализации. Естественно, возникает вопрос: в чем же, собственно, заключается специфичность этой проблемы? Прежде всего в том, что пока национальные интересы России, сфера их распространения не определены. В официальной идеологии, в науке, публицистике об их содержании в рамках как исторической предопределенности, так и временной трансформации идет дискуссия.
Однако смысл и функциональная нагрузка Концепции национальной безопасности в нынешней России просто обязаны быть гораздо шире и фундаментальнее, чем аналогичные руководящие материалы в других странах, потому что «формулирование национальных интересов создает базу для поиска согласия в стране, подпитывает становление гражданского общества».
Над так называемой научной концепцией безопасности начали работать еще в 1990 г. Группа разработчиков концентрировалась вокруг академика Ю.А. Рыжова. Ею была предложена концепция, где доминировала ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей. Созданная, как стало ясно позднее, с позиций политического романтизма, она являлась скорее инструментом давления на тогдашнее руководство СССР и не выдержала испытания временем. Эта работа родила тенденцию, характерную для последующего периода работы над концепцией: подготовка каждого варианта концепции все время отставала от динамики развития событий. «Ситуация здесь меняется настолько быстро, что подготовка проекта концепции не укладывается в реальный масштаб времени».
Следующий этап - политический демонтаж СССР и коммунистической системы после событий августа 1991 г. - связан с летом 1992 г., когда секретарь
недавно созданного Совбеза РФ Ю. Скоков на первом же заседании поставил вопрос о выработке новой концепции безопасности России. Документ опубликован не был.
Этап запуска радикальных экономических реформ характерен тем, что летом 1993 г. новый секретарь Совбеза РФ Е. Шапошников обнародовал Основные положения концепции безопасности.
Этап противостояния центра и регионов, который закончился катастрофой октября 1993 г., характеризовался тем, что была понята необходимость научного обоснования Концепции. Был создан Научный совет Совбеза РФ под руководством B.C. Пирумова. В 1995 г. вышла книга «Проблема глобальной безопасности», однако Концепция представлена не была.
В октябре 1995 г. тогдашний помощник Президента РФ по вопросам национальной безопасности Ю. Батурин выступил с заявлением, из которого следовало, что концепция вряд ли в ближайшее время будет создана из-за отсутствия общенационального консенсуса по ряду принципиальных вопросов. Ожидалось, что очередной шаг в этом направлении может быть предпринят после президентских выборов 1996 г.
После этого началась интенсивная разработка отдельных аспектов национальной безопасности и были приняты соответствующие концепции, доктрины, стратегии. Так, еще 29 апреля 1996 г. Указом Президента РФ № 608 была одобрена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).
К настоящему времени в качестве сводного документа Президентом утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Это, конечно, не означает, что работа над проблемой и соответствующими документами завершена. В перспективе основным направлением работы в данной сфере явится разработка механизма защиты национальных интересов России.
Сущность категории «безопасность»
Поле решения проблемы безопасности в обществе при практическом претворении ее в жизнь - многообразие явлений природной, материальной и в первую очередь социальной среды, свойства которых и отношения между которыми характеризуют или существующую угрозу (возможно, перспективную), или позитивные тенденции развития социума в стране. При этом уровень безопасности - результат определенных процессов, лишь малая доля которых связана с природными явлениями, протекающими вне сферы организованной деятельности людей, т.е. институциональной сферы (стихийные природные процессы). Основное же значение имеют управляемые процессы, в которых субъектом (т.е. источником активных воздействий) выступают органы государственного управления. Объект этих управленческих воздействий - комплекс условий и факторов, в той или иной степени влияющих на равновесное состояние системы общественных отношений, т.е. безопасность общества.
Конечно, рассмотрение лишь исторического аспекта развития понятия «безопасность» не позволяет до конца понять суть этой категории. Необходимо установить ее коренные связи с другими категориями, понять ее историческую роль и механизм развития. Для научного обоснования категории
«безопасность» необходимо прежде всего рассмотреть ее генезис в развитии от биологического к социально-экономическому содержанию.
Любой биологический объект, особенно достаточно высокого уровня развития, например млекопитающее, даже неосознанно требует защиты. Так, при любом явлении неизвестного происхождения детеныш прижимается к матери или бежит в безопасное место. В этом смысле безопасность - стремление к сохранению и защите жизни.
Основа процесса перехода прачеловека от животного состояния к социальному - потребность в улучшении условий выживания, а в основе этого лежит связь между трудом и защищенностью отдельного человека и социума любого уровня, т.е. их безопасностью.
Именно стремление к социальной безопасности - первопричина формирования потребности в труде. Все ответы на вопрос: «Почему человек стал трудиться?» сведутся к одной причине - чтобы повысить свою защищенность и защищенность близких от голода, врагов, зверей и т.д., т.е. к безопасности путем создания орудий воздействия на природу: орудий труда и защиты.
Стремление к безопасности в различной степени характерно для всех биологических систем, однако только люди способны на основе анализа возможности изменения характера и содержания опасности выбрать соответствующие способы, приемы, методы трудовой деятельности, защищающие от угрозы или направленные на ее ликвидацию, а если нужно, то создать принципиально новый механизм ее предотвращения, непосредственно связанный с трудовыми процессами.
Именно механизм осуществления безопасности людей (способы восприятия угроз и меры обеспечения защищенности) определяет грань, отделяющую социальное от биологического, и проявляет безопасность в обществе как социально-экономическое явление. Безопасность как отношение между социумом любого уровня и окружающей средой является и исторически, и логически исходным отношением при формировании конкретной системы социальных и экономических отношений.
Стремление к безопасности в социуме превращает ее в социальное (общественное) явление. Именно благодаря безопасности, основу которой составляет трудовая деятельность, то или иное сообщество может жить, изменяться и развиваться. А социальное, как известно, - это все то, что связано с движением общества, классов, групп людей и развитием отдельных личностей. Но социальное базируется в основном на экономическом, т.е. на том, что связано с созданием и движением продукта труда.
Тесная взаимосвязь в обеспечении безопасности социального и экономического означает, что сама безопасность в обществе представляет собой объективно необходимое социально-экономическое явление и в этом смысле выступает предметом экономической теории.
Потребность в безопасности - исходная социальная потребность человека, которая сформировалась в человеческом сообществе на грани инстинктивного и сознательного. Любой контакт с природными или социальными явлениями люди интуитивно или сознательно оценивали с точки зрения возможной угрозы и обеспечения безопасности.
Общеизвестно, что человек как общественное существо обязательно живет и действует в определенной связи, сообществе, кооперации, формы которых могут быть разнообразными. Одиночек в полном смысле слова в человеческом сообществе не бывает. Связь между людьми есть объективное условие их рождения, воспитания, развития, в целом жизни и деятельности. И поэтому в любой общественной науке исходным пунктом изучения не может быть индивидуум, а обязательно какой-либо социум.
Люди, объединенные в любой конкретно-исторической форме, могут находиться в безопасности, т.е. быть защищенными и добиваться ее полной реализации, когда они не страдают от жажды, не голодают и не мерзнут, ничто не угрожает их здоровью; они не боятся быть убитыми, изгнанными, покоренными; не находятся под постоянным давлением со стороны других людей на их волю, желания, потребности. Они имеют возможность работать, творить, развиваться, радоваться всем сторонам жизни.
Социальная жизнь возникла и развивается при необходимости действий, вызывающих ожидаемую (прогнозируемую) ответную реакцию со стороны каждого из партнеров (безопасность или угроза), порождающую в свою очередь новую реакцию, и т.д. Поэтому М. Вебер, выступив как истинный диалектик, выделил в качестве квинтэссенции социальной жизни ожидание, т.е. ориентацию на ответную реакцию, а еще точнее - ожидание ожидания ожидания.
Но люди не существуют в одиночку (иначе у них не было бы языка, производственных навыков, культуры, нравственности, способности создавать орудия труда и т.п.), человек - существо общественное, прежде всего общество (или на начальной стадии - сообщество), в котором он живет, обеспечивает ему безопасность существования. Общество для этого создает необходимые органы и организации, которые охраняют и поддерживают здоровье человека, дают ему возможность получить образование и производственные навыки, определяют место в общественном разделении труда, устанавливают цели и способы существования и т.д.
Общество - главный фактор жизнеспособности каждого человека, и каждый человек находится в сложной системе общественных отношений. Безопасность людей и общества укрепляется по мере роста его производительных сил и возрастает тем более, чем выше становятся уровни развития и чем рациональнее организованы взаимосвязи потенциалов защищенности различных аспектов жизни общества: экономического, оборонного, потенциала государственной защищенности, трудового, производственного, продовольственного, правоохранительного, потенциала здравоохранения, социального, бытового, коммунальной инфраструктуры, информационного, образовательного, природоохранного. В такой постановке проблемы безопасность общества не просто бюджетный монстр, пассивно потребляющий растущую (и абсолютно, и относительно) массу общественных ресурсов. Это явление само становится модулятором научно-технического прогресса, фактором интенсификации производства, стимулом роста производительных сил общества, и этим обеспечивается повышение среднемирового уровня производительных сил и прогресс человечества в целом. В этом заключаются историческая предопределенность существования данного общества и возможность его устойчивого развития.
Неразработанность исходных положений теории безопасности во многом объясняется отсутствием согласованного понятийного аппарата в этой области. Что же такое безопасность? Суть проблемы заключается в том, что понятие «безопасность» всегда достаточно широко использовалось или как характеристика защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз, или, напротив, как защищенность от воздействия какого-либо объекта. В Толковом словаре С.И. Ожегова слово «безопасность» трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности», а В.И. Даль определяет безопасность как «отсутствие опасности, сохранность, надежность».
В настоящее время под безопасностью понимаются состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социального организма и его структур от внешних и внутренних негативных факторов (активностей). В законе РФ «О безопасности» декларируется: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Однако здесь упущен очень важный уровень формирования специфических интересов и отношений - в нем даже не говорится о безопасности коллективов, хозяйствующих звеньев, предприятий и предпринимателей, т.е. основных субъектов хозяйствования и носителей рыночных отношений.
Категория «безопасность» является общеисторической и общесоциальной, охватывающей всю историю и все будущее человечества, имеет определяющее значение для существования как отдельной личности, так и социальных общностей любого уровня. С этим выводом согласны многие ученые. «Установлено, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных, основных мотивов деятельности людей и сообществ». В соответствии с концепцией иерархии потребностей безопасность - первичная потребность человека, требующая первостепенного удовлетворения.
Но надо учитывать, что наряду с этим безопасность общества - конкретноисторическая категория и в разных условиях (прежде всего социально-экономических) она выступает в разных формах организации, достигается иными путями, подчинена собственным целям.
Во всем цивилизованном мире в системе общественных интересов приоритет отдается национальным интересам, в соответствии с этим ведущая составляющая безопасности страны - безопасность общества, которая определяет требования, условия и во многом управляет обеспечением безопасности на уровне коллектива и личности. Принципиально то, что главная составляющая национального интереса - это императив самосохранения государства. П. Сорокин считал, что потрясения в обществе начинаются с подавления «базовых инстинктов большинства населения», в числе которых ведущее место занимает инстинкт самосохранения личности, общества и государства.
Осуществление безопасности людей и общества в целом не может происходить без налаживания рациональных связей и отношений между людьми, между людьми и природой, а также без учета природных и других внешних воздействий на людей.
В каждый конкретно-исторический период характер и способы связей людей отличаются от формы связей в другое историческое время и зависят от степени развития производительных (в том числе научно-информационных) и природных сил, которые используются в обществе. Применительно к конкретной ситуации можно ставить вопрос о существовании различных типов безопасности. Ясно, что, например, Россия сейчас должна иметь форму безопасности и механизм ее обеспечения совершенно иные, чем 10 лет назад. Также большие различия в содержании понятия «безопасность», методах ее осуществления могут проявляться в зависимости от степени и форм народовластия и государственной организации страны, природных и климатических особенностей, исторической, этнографической, геополитической ситуации.
Изложенное позволяет дать три взаимосвязанных определения, раскрывающих содержание термина «безопасность общества» на разных уровнях научного абстрагирования, т.е. теоретической конкретизации этого понятия:
1. Безопасность - непротиворечивость системы объективных законов функционирования общества.
2. Безопасность - стабильность и сбалансированность системы общественных отношений, обеспечивающих единство и взаимообусловленность системы интересов в обществе.
3. Безопасность - устойчивость воспроизводства мотивов позитивного поведения и продуктивного взаимодействия различных социальных общностей в рассматриваемой системе.
Сказанное позволяет дать резюме существующего в литературе общего подхода: безопасность общества - это состояние (включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния) сбалансированности всех (внутренних и внешних) сторон его бытия, формирующее возможности реализации интересов его текущего и будущего развития. Безопасность - это не только механизм, состояние, но и самостоятельное, достаточно автономное явление, во многом определяющее условия, жизненные возможности, будущее любого связанного с ним объекта.
Существующая идеология национальной безопасности основана на противодействии системе существующих угроз (т.е. фактически рассчитана на меры реанимационного характера). Сейчас общая система безопасности складывается из суммы частных систем, которые определяются желанием, возможностями ведомств, квалификацией исполнителей и прочими частными причинами.
Необходим новый подход. Безопасность может характеризовать состояние только объекта в целом, обладающего собственной, целостной и законченной системой жизнеспособности (возможность постановки самостоятельной цели развития, обособленность управления, наличие автономных систем ресурсо- накопления и ресурсопотребления). Поэтому прежде всего следует преодолеть существующее понимание общей безопасности, складывающейся из частных безопасностей. Наоборот - только развитие всего объекта в целом может обеспечить развитие и безопасность всех его составных частей.
Если рассматривать историю с точки зрения формирования и осуществления условий обеспечения безопасности обществ, то станет очевидным, что выигрывают только те из них, государственная организация которых создает всестороннюю защищенность всех аспектов общественного бытия. Таким образом, одной из важнейших высших целей любой государственности была и остается безопасность страны, существующего общественного строя и системы сложившихся общественных отношений, обеспечение всесторонней социальной защищенности народа. Общество - главный фактор жизнеобеспечения каждого человека, и каждый человек находится в сложной системе общественных отношений. Безопасность общества укрепляется по мере роста производительных сил и степени развитости его институциональной системы.
В современной России, несомненно, как равнозначные действуют все три составляющие проблемы обеспечения безопасности: экономическая, политическая и обороноспособность (позиция, обоснованная В. Парето и принятая в западной методологии). Когда речь идет о безопасности, то, как правило, имеется в виду потенциал безопасности (т.е. гарантия выживаемости объекта, другими словами, своевременность, полнота, высокое качество и всесторонняя защищенность объекта). Исходя из такого понимания сущности проблемы, безопасность можно трактовать как жизнеспособность любого биологического объекта.
Каков же глубинный смысл безопасности и защищенности общества? Защищенность общества (его элементов) есть не что иное, как жизнеспособность всего многообразия его элементов. В таком понимании защищенность как жизнеспособность социального объекта приобретает глубокий социальноэкономический смысл. Коротко суть ее можно сформулировать так: защищенность социума есть исторически определенная система сбалансированных отношений, складывающихся между его людьми по поводу их жизнеспособности (ресурсная возможность выживать и адекватно отвечать на комплекс угроз и потенциальных вызовов), т.е. такая его защищенность от любых внешних и внутренних угроз, которая благодаря трудовой деятельности постоянно поддерживает жизнеспособность страны, а также всех элементов социально-производственных структур.
В свою очередь защищенность (жизнеспособность) общества и любых иных объектов - явление неоднозначное, развивающееся, следовательно, содержащее внутреннее противоречие. При всем разнообразии признаков, характеризующих это противоречие, выделим из них два важнейших, или две важнейшие стороны: жизнеобеспеченность и жизнедеятельность. Одна сторона эволюционная, другая - революционная, но обе они находятся в движении, в диалектической взаимосвязи и взаимодействии.
Эволюционная (консервативная) сторона означает накапливание ресурсов и мер защищенности от традиционных угроз. Она также формирует ресурсные возможности для поиска необходимых будущих ответов системе потенциальных глобальных вызовов. Поэтому она определяется как жизнеобеспеченность.
Революционная (динамичная) сторона - жизнедеятельность - обеспечивает новое качество защиты от традиционных угроз с помощью мер, способных в перспективе адекватно и вовремя ответить на комплекс глобальных вызовов и новых угроз.
Эти противоположные стороны единства находятся в динамическом, а не статическом равновесии, так как постоянно взаимодействуют между собой. Возможность взаимодействия определяется их единой (однородной) природой - они стороны жизнеспособности, а необходимость определяется различием их сущности и объективной взаимодополняемостью - некоторый консерватизм одной и относительная революционность, а соответственно и рискованность другой. Это выражается, с одной стороны, в постоянной необходимости накапливания ресурсов, а с другой - в неизбежном стимулировании вложения ресурсов, т.е. их использовании с целью получения в будущем возможного эффекта. Именно диалектика совершенствования отношений защищенности - бесконечность и непрерывность процесса соединения противоположностей (жизнеобеспеченности и жизнедеятельности), характеризуя завершение отдельного этапа усиления жизнеспособности, обеспечивает усиление защищенности объекта, т.е. повышает потенциал его безопасности. В результате при наличии двух условий (единство интересов социума и правильное управление им) формируется потенциал безопасности нового уровня. Применительно к конкретному обществу эти условия - консолидация общества и эффективная государственная власть совместно с потенциалом безопасности общества - создают новый уровень национальной безопасности. Далее накапливаются противоречия и угрозы нового качества, диктующие условия необходимости перехода к новому этапу усиления безопасности общества.
Этот процесс в человеческом обществе непрерывен и обеспечивает его общий прогресс (собственно именно это определяет в конечном счете основу цивилизационного прироста). Л.И. Абалкин заметил, что «каждая решенная проблема ведет к возникновению новых вызовов, причем часто более существенных и сложных, чем предыдущие».
Итак, безопасность любого социального объекта (включая управляемые людьми технические и технологические объекты) представляет собой такой уровень развития его потенциала (жизнеспособности), который может обеспечить синтез накопленной им жизнеобеспеченности, жизнедеятельности, возможность использования которого зависит от степени единства интересов членов социума и эффективности управления.
Важный признак организованности социальной общности любого уровня, включая общество в целом, реализующий функцию безопасности этой общности, - равновесие системы. Однако равновесие функционирующей системы не обеспечивается постоянно в автоматическом режиме. Сама система постоянно изменяется, следовательно, периодически нарушается равновесие, возникает дисбаланс. Именно появление дисбаланса в системе и вызывает необходимость новых усилий для возврата к равновесию. Равновесие системы и ее дисбаланс - два обязательных и равноценных принципа организации системы. Следовательно, любой развивающийся (изменяющийся) объект (система) вызывает дисбаланс элементов, ее формирующих (их взаимодействий, отношений), а затем (только после пика дисбаланса) появляется возможность реализовать объективную необходимость привести систему вновь к равновесию. Здесь напрямую действуют все три закона диалектики. На это обратил внимание А.А. Богданов. Он дал такое определение равновесия: «Системой равновесия можно назвать такую, которая сохраняет свое данное строение в данной среде». В социальной системе равновесие - это признак отрегулированности отношений между ее элементами. Нарушение сбалансированности (дисбаланс) во взаимодействии элементов приводит к угрозе целостности и безопасности ее функционирования. Однако равновесие - только момент, к которому стремится система в своемразвитии. Каждая система, особенно социальная, постоянно подвергается воздействию угроз (в терминологии А.А. Богданова - «элементов активной среды»), являющихся факторами изменений. Пока система дееспособна, она обеспечивает свою безопасность, «в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению».
Момент нарушения устойчивых связей (отношений) в социальной системе означает «момент, с которого они перестают быть тем, чем они были», что характеризует снижение безопасности системы вплоть до кризисного уровня.
Кризис в условиях стихийного развития приводит, как правило, к необходимости установления нового равновесия социальной системы на другом уровне организации ее связей.
Происходит ли выход из кризиса и переход к равновесному состоянию эмпирически, на основе опыта и стремлений каждого из участников социального (производственного) процесса или же этот процесс предполагает прямое внешнее участие (вплоть до государства), зависит от уровня и степени активности внешней среды (в предельном случае - государственного участия): чем выше этот уровень, тем легче выход из кризиса, достижение взаимосогласованных решений (в необходимых жизненных сферах) и соответственно более высокого уровня защищенности (жизнестойкости) этого объекта.
Таким образом, существующая безопасность общества обеспечивается не столько системой разрабатываемых (будущих) факторов и условий, сколько ранее созданным потенциалом жизнеспособности, характеризуемым сбалансированностью и эффективностью систем жизнеобеспеченности и дееспособностью общества в прошлом, а также внешними для системы безопасности условиями: единством интересов участников (их консолидация) и правильностью управления.
Именно два этих (объективных в настоящий момент) обстоятельства позволяют сделать реальностью эти факторы и условия и в целом уравновешивают центробежные и центростремительные силы в экономике и политике.
Тема
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!