Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие учения Filioque



Блаж. Августин ещё при жизни почитался за “учителя учителей” и его линии держались многие отцы и богословы Запада: папа Лев Вел., Павлин Ноланский, Проспер Аквитанский, папа Гормизда, Боэций и др. Поэтому неудивительно, что это учение стало прочно укореняться на Западе. Впервые Filioque было включено в Символ веры Испанской церковью на III Толедском соборе в 589 г. в противовес арианским измышлениям. В историческом контексте это было оправдано, однако возвеличивая Сына как имеющего св-во тоже изводить Св. Духа, испанцы принизили значение Самого Духа. Filioque прочно закрепилось в испанском Символе и уже постановления XV Толедского собора гласят “Мы принимаем учение великого Августина и следуем ему…включая его (Filioque) не в Никео-Цареградский символ, а в свой”.

Учение о Filioque не было по всей видимости не было известно за пределами латинского мира до VII в. Первое смущение по этому поводу произошло, когда папа Феодор I (642-649) направил в Константинополь соборное послание где имелось и Filioque. В столице сразу насторожились, но св. Максим Исповедник поспешил успокоить Восток. В письме к пресв. Марину он пишет: “Многочисленными свидетельствами они (западные христиане) доказали, что они не делают из Сына причину Св. Духа ибо знают, что единым началом является Отец... они только хотят показать, что Дух исходит через Сына, чем устанавливается тождество сущности ”. Из этого видно, что в то время на Западе существовала не только августиновская традиция.

В 808 г. в Иерусалим прибыли франкские монахи и во время литургии на Елеонской горе пропели Символ с Filioque, за что были обвинены в ереси монахами обители прп. Саввы Освященного. Носители аскетической традиции скорее чем богословы осознали Filioque как ересь. Первым, кто критиковал Filioque на богословском уровне был патр. Фотий в своём окр. послании 867 г. и трактате “Тайноводство об исхождении Св. Духа”.

До эпохи Карла Великого ни одна поместная церковь Запада не включала Filioque в Символ веры. Лишь в 809 г. на Аахенском соборе учение о двойном исхождении было принято без затруднений. Однако Римский Символ не содержал Filioque и Карл направил папе Льву III послов с требованием сделать такое добавление. Папа заверил послов в признании им Filioque, но включить его в Символ отказался “потому что незаконно писать и петь его там, где оно было запрещено вселенскими соборами. Папа велел написать Символ без Filioque на 2-х серебряных досках и повесить у входа в базилику ап. Петра.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...