Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Блаженный Августин и Filioque



Католические патрологи считают, что разрыв в понимании троичного догмата произошёл между блаженным Августином и его предшественниками. На взгляды Августина наложил печать его личный опыт обращения в христианство. В учении о благодати этот опыт привёл к признанию ничтожества человеческой природы с одной стороны, и всемогущества благодати с другой в деле спасения человека. В отношении же триадологии видим иной подход. Преувеличивая возможности человеческого разума Августин прибегает к тварным аналогиям, чтобы достичь понимания внутритроичного бытия. Он переносит пережитый им опыт неоплатоников на имеющееся тогда учение Церкви: “Познавая себя, можно аналогии переносить на предмет бытия Бога”.

Августин первый систематически использовал философию для понимания Откровения. Ещё будучи манихеем он открыл для себя существование некоей духовной природы понимаемой им как совершенство бытия, причём душа человека родственна этой природе. Августин пришёл к мысли, что все понятия выражающие свойства, природу и действия человеческого духа могут быть отнесены и к Богк, хотя в более высоком смысле. Согласно Августину, богослов имеет в своём распоряжении логический аппарат позволяющий ему мыслить и говорить о тайнах Божиих катафатически с совершенной точностью терминов. В конце концов Августин приходит к гораздо более определённому чем у восточных отцов употреблению понятия “ отношение ” в приложении к лицам Божества-“ persona est relatio ”-“лицо есть отношение”. В Лицах Божества, всё то, что не предполагает противопоставления отношений - есть общее, так чем же Лица Св. Троицы отличны между собой?

-Отец отличен от Сына и Духа тем, что Он их источник.

-Сын отличен от Отца тем, что Он от Него превечно рождается, а от Духа тем, что изводит Его.

-Дух Св. отличен от Отца тем, что исходит от Него. А чем же Дух отличен от Сына? Логически будет верно если Дух отличен от Сына тем же чем и от Отца, т. е. исхождением.

Католикам можно возразить-если Отец и Сын имеют ипостасное свойство изведения Духа, значит и Дух обладает таким св-ом и может извести или Сам Себя или же 4-ю ипостась. Услышим ответ- Дух исходит от Отца и Сына не из ипостасей, а от Их общей природы и не обладает свойством изведения другой ипостаси. Дух Св. является любовью связующей Отца и Сына. Он максимальное проявление Их Личностей вовне. Чтобы это понять рассмотрим термин “ persona ” являющийся эквивалентом греческого термина “ ’u p o s t a s e i z ”, но по смыслу совершенно противоположный.

Рersona (ae, f) -термин из античного театра обозначавший маску (личину), которую одевал актёр играя чью либо роль. Этот же термин обозначает лицо, личность максимально проявлённую наружу. Греческий термин выражает понятия лицо, личность словом “ ’u p o s t a s e i z ”(лат. Substantio), “u p o ” - под, “s t a s e i z ”-ряд. В православном понимании личность это то, что глубже всего спрятано, в латинском - наоборот. Когда некая природа проявляет себя вовне она становится личностью. Выходит так, что Св. Духа как бы не существует - это некая функция между Отцем и Сыном. Здесь как и везде в западной догматике мы встречаем влияние юридизма. В римском праве объектом исследования была не к. л. личность, а её деятельность. Восток в понимании личности более тонок. Личность - это глубинная основа нашего бытия. Католическое понимание личности привело к отождествлению “Я” человека и его деятельности. Деятельность людей это общество, которое можно регулировать законами, а раз так - меняя общество можно изменить человека. Как ни странно, но именно в этом католическом учении корни марксизма: “Сущность человека есть совокупность человеческих отношений”. Благодаря такому “ овнешнению ” в понимании человека Запад всегда был на более выше Востока в плане этикета но не более. Понятие “чести” и её оскорбление свело в могилу огромное число европейскоих дворян, которые чуть что выхватывали из ножен шпагу и ввязывались в дуэли. Они забыли, что при внешнем оскорблении наш внутренний мир, наше истинное “Я” может оставаться в покое.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...