Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Школа чиновников в Древнем Египте



В Древнем Египте при дворе фараона существова­ли школы подготовки чиновников. Молодые люди, го­товящие себя к управленческой карьере, практикова­лись в переписывании различных деловых бумаг и сочинений, прославлявших преимущества такой карь­еры. Славословие чиновника разворачивалось на фоне принижения других профессий.

В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обраща­ешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божьему. Неужели ты не помнишь положения земледельца во время жатвы? Черви воруют половину зерна, гиппопо­тамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...».

В следующем тексте описываются злоключения офицера. «У него множество неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду канце­лярской службе являлось действенным приемом вос­питания будущих чиновников. Кроме трактатов, восхва­ляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинитель­стве. Они писали царям оды, деловые письма и отчеты, приветственные послания, выговоры по службе, жало­бы, приказы, производили различные вычисления, на­пример, при снабжении войска или назначении рабо­чих для возведения обелиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призвание и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, читать нараспев под псалтырь или петь под аккомпанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нравится, например, пить пиво или вино, весе­лясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и служебный ритуал: кому и какие знаки приветствия оказывать, как и в каком тоне разговаривать с лицами одного ранга,


Глава 2

выше- и нижестоящими, от кого и через кого прини­мать письменные доклады.

У школяров формировалась своя субкультура, обы­чаи и традиции, существовало особое чиновное остро­умие, непонятное представителям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гим­нов, чтению различного рода «наставлений», «поуче­ний» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и переписыва­лись в школах в течение многих веков.

Чиновник древности — это, как правило, человек ученый, воспитанный, образованный. Занимаясь воп­росами приличествующего поведения и хорошего тона как знаков принадлежности к высшему классу, школя­ры много времени посвящали религиозным и этичес­ким проблемам. Они обсуждали проблемы благоустрой­ства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим клас­сам, предотвращения недовольства и социального на­пряжения, законоведения и практической астрономии. Мудрые наставники учили их, как держать себя в об­ществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчи­ненными, с начальством.

Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой пред­ставителей среднего класса. Научиться грамоте озна­чало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египет­ского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них настав­ление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».

Советник фараона пятой династии Птахотп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, бле­стящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал: пп «Если ты возвысился из ничтожества или разбогател "Ч после бедности, не превозносись и не насильничай,


Ктреж цтцы ________________________________________ ]

полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед началь­ством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальни­ку, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных кам­ней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока.Т.1.Л., 1936. — С. 222-223, 321-322.

Вопросы к примеру

1. Что изучалось в древнеегипетской школе чиновников?

2. Чем отличается круг интересов и обучения будущих управленцев в Древнем Египте от того, что изучают ны­нешние управленцы в школах бизнеса?


 

АНТИЧНОСТЬ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО МЕНЕДЖМЕНТА


Несмотря на то, что первые управленческие рево­люции произошли на Древнем Востоке, именно в антич­ной Греции две с половиной тысячи лет тому назад наметился коренной поворот к новой системе ценно­стей, сделавшей возможным дальнейшее развитие ме­неджмента. Шумерские жрецы действительно явили миру новый тип деловых людей, а египетские чиновни­ки показали образец высокоэффективного централизо­ванного управления. Но только греки создали принципи­ально новый тип цивилизациирыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высо­кой культуре демократического руководства и свобод­ном развитии личности.

Совершим небольшое путешествие в мир антич­ного «менеджмента», воспользовавшись прекрасными исследовательскими работами А. Ф.Лосева, В. Ф.Асму­са, С.Я.Лурье, Н.В.Мотрошиловой, Г.С.Кнабе.

Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически — с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни). Ранее мы познакомились с тремя понятия­ми, обозначавшими у греков управление (вспомните их). Настала очередь узнать еще об одном.

Д Кибернетика- искусство управления ________________

Для маленькой горной страны море служило более важным каналом коммуникации, чем сухопутные пути. Греки на море проводили времени, пожалуй, не мень­ше, чем на суше. И достигли величайших успехов в навигации. Море для греков — источник пищи, транс­портная магистраль, путь к заселению и колонизации окружающего мира, средство получения прибыли и, наконец, школа практического управления.


Античность: заржите цивилизованного мекджмента

Искусство управления по-гречески называлось «кибернетика», управление кораблем, или кораблевож­дение — «кибернесис», а главное действующее лицо на море — кормчий — звался «кибернетес». Этим словом обозначали иногда также руководителя, правителя. Порядок на корабле греков, действительно, представ­лял собой образец организованной системы управле­ния: четкое разделение обязанностей между множе­ством исполнителей,удивительная согласованность и координация деятельности. По существу, управление на античном корабле является первой моделью рацио­нальной организации мобильного торгового предпри­ятия, образцом малого бизнеса.

От кормчего, как и тех, кто являлся постоянным персоналом «торгового дома», — матросов и купцов — требовались изобретательность, предприимчивость, умение сочетать неустанный поиск нового и чувства риска. Греки на своих кораблях не просто перевозили товары, она распространяли на другие регионы свои ценности, культуру, стиль и методы управления.

Морское дело являлось таким искусством, которым нельзя заниматься между прочим, оно требовало про­фессионализма и компетентности. Но и то место, куда приставал греческий корабль, — порт — тоже являл образец деловитости и профессионализма. Торговцы, корабелы, строители, разнорабочие, финансисты — это персонал еще одного сложно управляемого предприя­тия. В порту производится обмен и размен денег, дей­ствуют налоговые службы, страхуют от кораблекруше­ния, дают кредиты, разгружают грузы, заключают сделки.

Не случайно Платон, желая показать примеры вы­сокопрофессионального труда, часто упоминает корм­чего, а термин «кибернетика» употребляет не только в прямом смысле (искусство кораблевождения), но и в переносном, обозначая им искусное управление горо­дом-государством.

| Рйкономия - управление хозяйством _______________

Управление у греков обозначалось и другими тер­минами: в военной области это «коиранео» (руководить сражением), а в быту— «ойкономика» (заведование


Глава 3

домашним хозяйством). Отсюда берет начало современ­ное понятие «экономика». Афиняне строили свою ци­вилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опорой частного сектора было малое семейное хозяйство, использовавшее личный труд селянина и его семьи (ойкос). У Платона «ойконо-мия» приобретает еще и политический оттенок (управ­ление полисом), а понятие «койнония» —социологичес­кий смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т. е. человеческое общество.

Сравнивая чудеса греческого гения — философию Платона и Аристотеля, демократические институты времен Перикла, архитектурное величие Парфенона, Олимпийские игры, античный театр — я бы все-таки выделил то, на что мало обращают внимание.

Римская католическая церковь показала человече­ству образец самой устойчивой и эффективной систе­мы управления централизованного типа. Древнегречес­кое сельское хозяйство — полная противоположность ей. Это гибкая система небольших автономных семей­ных предприятий в сельском хозяйстве. Разве не чудо, что дикий, засушливый и некогда пустынный горный край, пришедший в эпоху варварства, как считает Н.В.Мотрошилова, к пределу экологического истоще­ния, трудолюбивый и талантливый народ. Древней Гре­ции за несколько веков превращает в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством?!

Доведенная до совершенства интенсивная система хозяйствования позволила грекам составить конкурен­цию традиционным аграрным регионам — более древ­ним и развитым центрам восточной цивилизации, где и климат благоприятнее, и земля лучше, и рабочая сила дешевле.

Современный менеджмент прославили не теория, не научные концепции, не многочисленные школы бизнеса, обеспеченные по последнему слову науки. Современный менеджмент прославили те корпорации, которые сумели, благодаря умелому руководству и тру­долюбивому персоналу, выбиться из аутсайдеров в национальные лидеры. Прежде нерентабельные и, казалось бы, бесперспективные компании вдруг пре-


йшидш: зарождение щтттт шцжнп

вращаются в мощные корпорации. Примеров тому сот­ни и тысячи.

Античность дала человечеству, пожалуй, самый первый и самый наглядный урок такого рода. Каким образом самое нерентабельное, бесперспективное дело за достаточно короткое время греки превратили в са­мый прибыльный бизнес? Десятилетиями греки бились над тем, как научиться выращивать лучшие сорта пше­ницы на неплодородной и засушливой земле.

| Самый рентабельный бизнес ______________________

Секреты успеха античных землевладельцев раскры­ла в своей книге «Рождение и развитие философских идей» (1991) Н.В.Мотрошилова. Многолетний опыт убе­дил греков в том, что для повседневного спроса доста­точно использовать не слишком продуктивные местные сорта ячменя и пшеницы, а для праздничной выпечки (фигурных кренделей и булочек) — привозные хлебные злаки. На экспорт же они отправляли то, что в изобилии произрастало на их земле и чего не было в других стра­нах — оливки, виноград, финики, груши. Одного только винограда выращивалось более сотни сортов.

Любая отрасль производства в античной Греции, будь то земледелие, торговля, строительство, ремесла — превращалась в область «прикладной математики». Греки учитывали каждую мелочь: например, в виног­радарстве — какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее рационально разместить на ограничен­ном участке максимальное число виноградных лоз; как прорыть траншеи нужной глубины и соединить их в оросительную систему, которая не разрушила бы гор­ных склонов и структуры почвы.

Грек — ремесленник, торговец, земледелец — вни­мателен к любому новшеству, любому усовершенство­ванию (и отечественному, и заграничному), способно­му хоть ненамного повысить производительность и качество продукции. Именно он, рядовой исполнитель, в своей повседневной деятельности закладывает фун­дамент высокой культуры труда и рациональной орга­низации управления.


Глава 3

1 Прекрасное н рациональное ________________

Перечитайте трактаты античных философов — и вы убедитесь, что в них нет пресловутого пренебрежения к физическому труду, в котором их обвиняют современ­ные авторы. Платон, Гераклит, Аристотель прославля­ют компетентную и честную работу, подчеркивают фундаментальное значение труда, если он разумен и правильно организован. Таков труд земледельца, в ко­тором древнегреческие мыслители усматривают опо­ру полисной системы.

Но не таков труд раба — бездумного, тупого испол­нителя, отчужденного и от средств производства, и от смысла труда. Он не может служить образцом заинте­ресованного, инициативного отношения к работе. Это прекрасно понимали еще в Древнем Египте.

Древним грекам нужны образцы прекрасного, про­являемые в свободном труде. И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности долж­но присутствовать во всем, тем более в том, от чего зависит их существование — в труде и управлении.

Формируя свою цивилизацию — цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравне­нию с цивилизацией шумерцев, египтян, вавилонян, ассирийцев, — греки учились красиво и со вкусом работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, скромно и изысканно. Изысканность в простоте — искусство особо одаренной нации. Это целая наука о том, как из ничего сделать многое, как построить куль­туру мелочей и добиться большого успеха, складывая его из повседневных, маленьких дел и завоеваний. Именно таким путем намного позже пошли американ­цы и японцы, создавшие свой особый строй цивилизо­ванного управления. Именно культуру мелочей фор­мировали у рядовых американцев Тейлор, Форд и Рузвельт.

Разумное и простое отношение к своему повседнев­ному быту, к жилищу и костюму, предметам обихода исподволь формировало у греков специфическую пси­хологию и особенный политический стиль поведения.

Прирожденное стремление окружать себя удобны­ми, пригодными для динамичной, открытой полисной жизни вещами чувствовалось во всем: манере рассуж-


Античность: зарождение цивилизован» менджмента

дать, неспешной и философски углубленной (вспомним диалоги Сократа), привычках передвигаться, общать­ся, одеваться, трудиться. Во всем чувствовались осно­вательность и рациональность. Поэтому у греков в почете был интеллектуальный и высокопрофессиональ­ный труд.

Порицания заслуживали те, кто тратил чужое, не зарабатывая своего. Демокрит получил от отца наслед­ство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удо­вольствие. Такое поведение считалось тяжким грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя чрезвычайно затянутую речь, доказав, что по итогам путешествия он написал серьез­ную книгу. Греки оправдали философа, занимавшегося путешествиями ради научных изысканий.

1 Цивилизация венчурных фирм _______________

Греческая культура, выражаясь современным язы­ком, — цивилизация венчурных фирм. В архаическом полисе превалируют мелкие (мастер, несколько учени­ков, от 5 до 30 рабов) ремесленные мастерские — эрга-стерии. Крупных мастерских (100—120 рабов) было немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колебалось от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Поли­тически активная часть полиса, состоящая из свобод­ных и полноправных граждан, достигших 30 лет, была еще меньше. Все они разбивались на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций. Не было в истории мира страны, где активность частных ассоциаций была бы выше, чем в Древней Греции.

Цивилизацией венчурных фирм античную Грецию можно назвать и по многим другим признакам. Это инициативность и риск, предприимчивость и новатор­ство, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, инновационный стиль управления, умение быстро пе­рестраиваться и добиваться успеха на новом поприще. Греки были удивительно практичны и, кажется, пого­ловно грамотны.


Глава 3

| Философы- предприниматели

Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количествен­ных характеристиках мира. Это учение называлосьтак же, как и сегодня, — логистикой. Сегодня логистика — одно из важнейших направлений менеджмента. Пер­вый греческий философ Фалсс не только написал се­рьезные астрономические труды, предсказывая сол­нечные затмения, но был и купцом, мореплавателем, строителем мостов, прекрасным инженером, создав­шим ирригационные приспособления, государствен­ным деятелем.

Оказалось, что Фалесу не чужд и предпринима­тельский подход. Согласно легенде, записанной Аристотелем, Фалес, вычислив по звездам обильный урожай маслин на следующий год, скупил на свои небольшие сбережения все маслодавильни в Миле-те и на Хиосе. Арендовал он их за бесценок, так как никто не верил в богатый урожай, а когда пришла пора сбора урожая и спрос на них резко возрос, Фалес сдал их внаем втридорога, выручив огромную прибыль. Тем самым он на практике доказал, что фи­лософия — вещь сугубо практическая, если уметь ею пользоваться.

Пример Фалеса символичен и в другом смысле. Он свидетельствует о неразрывной связи искусства мыс­лить и искусства действовать. Деловой успех зависит от компетентности и умения правильно выбирать стра­тегию поведения. Для греков это было вполне очевид­но, как очевидно это для американцев. Ф.Тейлор, Г.Форд, А.Слоун, Д.Рокфеллер, Дж.Муни были не толь­ко крупнейшими практиками менеджмента, привед­ших свои компании к деловому успеху, но и крупными философами менеджмента, определявшими стратегию делового предпринимательства. Если кто-то считает, что менеджмент — совокупность конкретных приемов и методов управления, то он не понимает ни сущности менеджмента, ни сущности бизнеса. Все дело в фило­софии и стратегии управления. Первыми сумели до-44 казать это древние греки.


Античность: зарождение цшлшаннпго менджментз

| Цивилизация культурного рынка _______________

Описывать достижения античной цивилизации можно, кажется, до бесконечности. В ней все удивитель­но, если смотреть на нее, отрешившись от стереотипов. Например, агора — средоточие и место зарождения цивилизованного рынка. Рыночная площадь Афин пред­ставляла особый социальный и экономический меха­низм, чутко реагировавший на товарную конъюнктуру и колебания спроса. Цивилизованным античный рынок надо считать хотя бы потому, что на нем господствовал не производитель, а потребитель. Всем своим устрой­ством он защищал высокие ценности профессионализ­ма, качество продукции и интересы покупателей. Спе­циальные люди — агораномы — следили за количеством и качеством товаров. Специальные правила и принци­пы регулировали товарно-денежные взаимоотношения.

Один из них — принцип «пропорциональной вза­имности» Аристотеля, служивший фундаментом древ­негреческой цивилизации. В «Никомаховой этике» Стагирит писал о том, что общественные отношения по поводу обмена поддерживаются особым видом справед­ливости. Она подразумевает пропорциональность, но не равенство. Общество, учил Аристотель, держится тем, что каждому воздается пропорционально его дея­тельности. Стало быть, рынок и обмен должны строить­ся на оказании взаимных услуг. Услуга должна оплачи­ваться услугой. Получивший одолжение не только отвечает услугой, но сам начинает с одолжения.

Аристотелевская этика деловых отношений после­довательно реализовывалась древнегреческим рынком. Он ориентирован не только и не столько на интересы богатых клиентов, сколько на удовлетворение повсед­невных запросов рядовых, среднего достатка афинян. Потребности греков — разумные и умеренные — вос­питывались с детства самим образом жизни и средой: простая одежда, некрепкое вино, легкая, но сытная пища.

Духовные ценности и гражданские доблести стави­лись греческой культурой много выше, чем владение вещами и деньгами. Да и сами деньги должны добы­ваться честным и добросовестным трудом. Только че­рез две тысячи лет нормы античной трудовой этики,


Глава 3

помноженные на деловой практицизм, были восстанов­лены в правах западноевропейским протестантизмом. В подобной системе нет места чрезмерному обога­щению и чрезмерному обнищанию. Хотя богатство само по себе не презирается, но безудержная погоня за день­гами и роскошью осуждается. Как осуждается и брава­да нищетой. Она для греков является причиной неже­лания работать. Если не приложены упорный труд, сноровка и сообразительность, человек впал в расточи­тельность, чревоугодие или иной порок, связанный с погоней за удовольствиями, его ждет неизбежная рас­плата — обнищание. Ведь каждому предоставлена воз­можность трудиться, надо лишь умело ею воспользо­ваться. Неумеющий трудиться, конечно же, лучше нежелающего трудиться, но это не может служить ему оправданием.

Щ Партисштивный менеджмент древних греков

Культура духа и культура труда тесно связаны в античной Греции с культурой бизнеса. Великолепные храмы и бессмертные произведения искусства воз­никли уже после того, как сложился цивилизованный рынок и сформировалась рациональная система управ­ления. Варвар не станет любоваться изящными пост­ройками, они ему не понятны. Они нужны цивилизо­ванному и компетентному торговцу, корабельщику, ремесленнику, землевладельцу.

На таких людей ориентирован и цивилизованный политический строй, учитывающий ценность голоса каждого гражданина и умеющий ценить свободу сло­ва. В демократическом правлении неспособен участво­вать неотесанный мужлан. Греция воспитала несколь­ко поколений компетентных, инициативных, с высоким уровнем мотивации граждан, с удовольствием участво­вавших в управлении делами полиса.

Партисипативный менеджмент не надо было на­саждать «сверху», к нему не надо было призывать и его не надо было внедрять (как это делается сегодня). Аго­ра — место экономического обмена товарами и обмена политическими новостями. Сюда приходили для того, чтобы узнать не только о падении или повышении цен на товары, но и о политических новостях, принять уча-


Янтичнпсть: зарождение цнвшзовзтш менджмвнта

стие в заседании народного собрания, обратиться по своим делам в суд, побеседовать с философами, послу­шать ораторов. И все это — повседневная жизнь рын­ка, но рынка цивилизованного. Современный термин «цивилизация» произошел от латинского «civitas». Так римляне называли греческий полис. Цивилизация и есть гражданская община или, выражаясь словами К.Маркса, гражданское общество, которое проявилось в полном своем великолепии только с зарождением буржуазии.

Таким образом, начальной точкой цивилизации слу­жит гражданская община древних греков, а ее высшим этапом является западноевропейское гражданское об­щество. Цивилизация стала возможной лишь с возник­новением товарно-денежных отношений, формирова­нием особого типа деловых людей, новой формой трудовой этики и основ рационального менеджмента.

Вопросы к гяаве

1. Какими чертами характера вы наделили бы делового че­ловека античности?

2. В чем проявляется специфика древнегреческого менед­жмента?

3. Можно ли назвать Фалеса и Аристотеля философами менеджмента?

4. Как афиняне вышли в мировые лидеры бизнес-менедж­мента?

Макиавелли:





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 923 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...